Заочные электронные конференции
 
     
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В АДЪЮНКТУРЕ
Козубцов И.Н., Козубцова Л.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

1И.Н. Козубцов к.т.н., 2Л.С. Козубцова

1(Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» г. Киев Украина)

2(Мощенская средняя общеобразовательная школа І-ІІІ ст., с. Мощенка)

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В АДЪЮНКТУРЕ

Учитель, преподаватель является ведущей фигурой в учебном заведении. В советское время не было специальной системы подготовки педагогических кадров для высшей школы. Фактически преподаватель высшей школы – это не специальность и не квалификация, а должность работника [1].

Со времени провозглашения государственного суверенитета Украины система подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров испытала кардинальные изменения. На современном этапе реформирования образования, как и раньше, остается актуальной проблемой, проблема подготовки научно-педагогических кадров на уровне современных требований общества. Следует отметить, что одной из основных форм планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для высших военных учебных заведений есть учеба в адъюнктуре.

Целью статьи является рассмотрение основной проблемы подготовки молодых научно-педагогических кадров именно в адъюнктуре для высших военных учебных заведений.

Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Реализовать эту цель могут только научно-педагогические работники, которым присущны духовность, высокая мораль, культура, интеллигентность, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление, гуманистическая направленность. Коренные изменения, которые произошли в социально-экономических условиях общества, способствовали выдвиганию требований внедрения научно обоснованной подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы. Такая подготовка предусматривает не только глубокое владение предметной отраслью, к которой принадлежит учебная дисциплина, но и научными основами преподавательской деятельности. Первым шагом, согласно Болонского процесса, до педагогической деятельности, есть учеба в магистрате [2]. Однако, большинство научно-педагогических работников, которые стремятся к получению ученых степеней, как правило, обходят образовательно-квалификационный уровень „Магистр”. До внедрения Болонского процесса образовательно-квалификационного уровня „Магистр” в странах СНД не было вообще.

Проблемой адъюнктуры является направленность подготовки соискателей как научных работников для научно-исследовательских центров, и не уделяется надлежащего внимания уровню подготовки как педагогов. В странах СНГ профессия «преподаватель высшего военного учебного заведения» не была конституционной: нет документа государственного образца на право преподавания в высшей школе; не были указаны требования к специальным знаниям, умениям и способам деятельности преподавателя высшей школы; не были определены группы специальностей, из состава которых мог бы формироваться педагогический корпус разных высших военных учебных заведений; не было специальных учебных подразделов, которые обеспечивали бы подготовку к преподавательской деятельности в этих заведениях.

В условиях личностно-ориентированной учебы выпускники адъюнктуры, т.е. молодые преподаватели, должны научиться видеть у студента личность, понимать всю сложность и многогранность его мира, находить его наследственные и приобретенные способности и перспективы, создавать максимально благоприятные условия для развития, различать сущность поступков и действий, чувств, эмоций и мотивов. Только при таких условиях молодой преподаватель сможет эффективно руководить процессом учебы, развития и воспитания студента как личности, контролировать этот процесс, вносить соответствующие стимулы и коррективы. К сожалению, выпускники адъюнктуры этими свойствами не владеют, поскольку многие моменты обучения в ней носят чисто формальный характер. Адекватная деятельность научно-педагогического работника высшего военного учебного заведения является важной психологической предпосылкой эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагог должен не только передавать студенту знания и профессиональное умение, но и вовлекать его в достояние культуры, человеческое общение.

На наш взгляд следует возложить дополнительные требования на педагогическое образование и к адъюнктуре: создание действенной системы допрофессиональной подготовки молодежи к педагогической деятельности; создание системы учебно-педагогических заведений, способной обеспечить становление и развитие личности педагога-воспитателя в условиях непрерывного педагогического образования через подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; обеспечение подготовки выпускников педагогических учебных заведений как педагогов-исследователей, носителей культурно-исторического достояния народа, подготовка в условиях рыночной экономики конкурентоспособных специалистов на уровне мировых стандартов; обеспечение рационального соотношения социально общественного, общекультурного, психолого-педагогического и специального компонентов подготовки специалистов; обеспечение направленности учебных планов и программ педагогических заведений на прогрессивные тенденции развития системы образования, новую образовательную парадигму, на приоритетные учебные и информационные технологии, органическое сочетание методов и форм теоретической и практической подготовки педагога; развитие педагогической и психологической науки, методического достояния на основании исследовательской работы кафедр, лабораторий и обобщения творческого педагогического опыта; подготовка, переподготовка и повышение квалификации научных и научно педагогических кадров высшей квалификации через магистрат, адъюнктуру, докторантуру; превращение высшего военного учебного заведения на ячейку культурно-образовательной работы с семьей, объединениями молодежи, населением, пропаганды психолого-педагогических и социально гуманитарных знаний, а также возрождения народных традиций, обычаев и обрядов; ввести в адъюнктуре обязательную сдачу экзамена с кандидатского минимума по предмету «Педагогика и научные основы педагогического процесса в высшей школе».

Следовательно, для последующего развития системы подготовки будущих научно-педагогических работников для высших военных учебных заведений необходимо существенно пересмотреть образовательно-квалификационную характеристику подготовки соискателей в адъюнктуре [3], а также ввести в адъюнктуре обязательную сдачу экзамена с кандидатского минимума по предмету «Педагогика и научные основы педагогического процесса в высшей школе».

Литература

1. Атанов Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы. – Донецк, 2003. – С. 7.

2. Слєпкань З.І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі: Навч. посіб. – К.: Вища школа, 2005. – 239 с. – ISBN 996-642-244-1.

3. Козубцов І.М. Актуальність та доцільність дослідження питання підготовки майбутніх науково-педагогічних працівників у вищих навчальних закладах // Известие науки. [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.inauka.ru/blogs/article94200.html

Библиографическая ссылка

Козубцов И.Н., Козубцова Л.С. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В АДЪЮНКТУРЕ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4622 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат