Culture – factor of young people mental potential forming
Orlova V.V.- candidate of sociological science, docent
Tomsk state university of control systems and radioelectronics Tomsk, Russia
В культуре каждого народа, его социальных классов, слоев и групп в ходе исторического восхождения формируются и получают развитие определенные ценности, которые указывают на общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. Каждое поколение осуществляет выбор тех или иных традиций, принимая одни, отвергая другие. Особую роль в судьбах национальных традиций играет интеллигенция, предстающая не только одним из носителей таковых, но и дающая путевку в жизнь инновациям, подчас превращающимся в традиции [1].
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Специфика данной возрастной группы состоит в незавершенности её становления. Поэтому молодежь определяется как становящийся субъект общественного воспроизводства.
Ситуация с духовно-нравственными ценностями молодежи в России усугубляется изменением социально-экономических устоев. В переходный период в процессе трансформации общества становление нравственных ориентиров происходит в противоречивых условиях. Складывающаяся социально-экономическая обстановка формирования рыночных и нравственных стереотипов в России ассоциируется у молодых людей с отказом от многих традиционных нравственных ценностей и идеалов. Этому способствует с одной стороны, то, что молодежь в значительной степени потеряла устойчивую связь с ценностями прошлых поколений и вынуждена создавать новую систему ценностей, соответствующую современному этапу развития российского общества. С другой стороны, идет пропаганда ценностей западного общества через средства массовой информации. Российская молодежь обретает черты западной цивилизации, и не всегда только положительные.
В мире, где противодействуют цивилизации и народы, для любого этноса первостепенным становится вопрос о выживании и сохранении своей идентичности. Для многих из них проблема национально-территориального самоопределения более чем актуальна. В силу этого сегодня рычагами сохранения национально-этнической, культурной идентичности становятся уже не только государства, но и активизирующиеся институты гражданского общества, частные акторы политики, широко использующие противоречивый потенциал национального сознания. Роль интеллигенции, ее духовно-нравственный потенциал для молодежи играет не последнюю роль.
При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели в последние десятилетия, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. В период аномии, характерный для постсоветсткой России, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей [2].. Не смотря на это, существуют «субъектные ценности» - установки, требования, веками складывающиеся и выраженные в форме поведенческих норм. Они служат ориентирами и критериями общественного бытия, и прежде всего для молодежи. В качестве традиционных ценностей выступают укоренившиеся представления, идеи, обычаи, обряды, позволяющие нации сохранить неповторимое своеобразие, специфические особенности, менталитет. Вместе с тем следует отметить, что традиционные ценности не остаются неизменными. Особую роль в судьбах национальных традиций играет интеллигенция, предстающая не только одним из носителей таковых, но и осуществляющая их «ревизию», дающая путевку в жизнь инновациям, подчас превращающимся в традиции.
Многие философы, этнографы, психологи и педагоги утверждают, что каждый народ имеет собственные исторически сложившиеся формы и методы национального воспитания, которые ориентированы на развитие определенных национально-психологических качеств. Воспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той или иной нации с присущими ему психологическими характеристиками.
Литература:
Осинский И.И. Традиционные ценности в духовной культуре национальной интеллигенции // Социс, 2001. – № 3. – С. 82
Изгоев А. С. Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях). В сб. Вехи, Сборник статей о русской интеллигенции (1909). Свердловск, 1991, с. 94 -118.
Библиографическая ссылка
Орлова В.В. Культура - фактор формирования духовного потенциала молодежи // Молодежь в социальной структуре российского общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/4630 (дата обращения: 21.12.2024).