ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Бондаренко Е.Ю., Махов А.М.
Санкт-Петербургского филиала Института бизнеса и политики (СПбфИБП)
Санкт-Петербург, Россия
Введение
Основой повышения качества и эффективности системы подготовки высококвалифицированных специалистов является применение современных образовательных технологий, интегрирующих в себе как новые информационные, так и традиционные образовательные.
Основными методологическими достоинствами интеграции информационных и гуманитарных технологий являются: предоставление обучающимся и преподавателям необходимой информации в кратчайшее время и в виде, удобном для восприятия, что обеспечивается доступом к информационным ресурсам посредством вычислительных сетей различных уровней; использование мультимедийных средств, что существенно повышает наглядность и доступность обучения, позволяет показать объекты, не поддающиеся непосредственному наблюдению в условиях учебной аудитории, активизировать мыслительную деятельность обучающихся; повышение интенсивности учебных занятий за счет обеспечения автоматизированного сбора, обработки и доведения информации до обучающихся; использование в образовательном процессе учебных материалов, представленных в электронном виде, которые реализуют принципы интерактивного обучения, допускают одновременное использование неограниченным числом обучающихся, аналитическую обработку учебной информации и ее своевременное корректирование; активизация коллективной работы обучающихся на практических занятиях.
ИТ лежат в основе информатизации образовательного процесса и представляют собой комплекс мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования информационных ресурсов Института, региона, страны и мира в целях повышения качества подготовки студентов.
Необходимыми условиями перевода вуза в целом к использованию компьютерных технологий в учебном процессе являются достаточность материально- технической базы и уровня квалификации ППС в области информационных технологий учебного процесса.
Практические результаты
Материально- техническая база СПбфИБП позволяет в полном объёме внедрить современные средства ИКТ в учебный процесс. В филиале на кафедрах обоих факультетов (журналистики и экономики и управления) имеется необходимое для ведения учебного процесса компьютерное обеспечение, созданы локальные вычислительные сети, подключённые оптоволоконным каналом с пропускной способностью 100 Мбит/с к межвузовской федеральной сети RUNNet, в филиале действуют интернет-сайт и интранет-портал (с ограниченным доступом к нему через Интернет), на компьютерное студенческое рабочее место приходиться менее 10 студентов приведённого контингента.
Разрабатываемая в СПбфИБП интегрированная информационная система состоит из трех основных частей: портала Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК); компьютерной информационной системы (КИС) филиала, решающей задачи администрирования учебного процесса и библиотечной информационной системы. Все вышеуказанные компоненты разработаны на базе технологии Active Server Pages (ASP).
Основным современным способом информационного обеспечения учебного процесса является внедрение в вузе полнотекстовой базы данных учебного назначения. Роль такой базы в СПб филиале ИБП выполняет портал Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК). Как показывает практика[1], качество обучения находится в прямой зависимости от степени использования информационных технологий, и в частности технологии ЭУМК в учебном процессе. При создании ЭУМК преследовались следующие цели: интенсификация учебного процесса за счет круглосуточной доступности материалов для всех форм занятий, облегчение использования авторских учебных разработок, обеспечение занятий мультимедийным сопровождением, тренингами и обучающими модулями для облегчения студентам восприятия учебных материалов, решение задач, близких к будущей деятельности выпускников, с помощью реально используемых в настоящее время программных средств, обеспечение всех форм контроля обезличенными объективными автоматизированными средствами.
Для этих целей в состав портала ЭУМК входят: полнотекстовая база данных учебного назначения с функциями поиска материалов в базе ЭУМК; точки доступа до контрольной тестовой системы и тестовой системы для самостоятельной работы студентов; точка доступа до библиотечной информационной системы; точка доступа до системы корпоративного электронного документооборота для студентов и преподавателей.
ЭУМК дисциплины состоит из трех основных компонент: преподавательской, студенческой и контролирующей.
Преподавательская составляющая ЭУМК обеспечивает преподавателя средствами ведения занятий по теоретической и практической частям курса. В нее входят учебные программы и планы практических и семинарских занятий, средства сопровождения лекционных занятий мультимедийного презентационного характера и, для поддержки практических и семинарских занятий, наборы заданий в электронной форме вместе со средствами их выполнения, тренинги и обучающие модули.
Студенческая составляющая ЭУМК обеспечивает слушателя электронными средствами освоения теоретической и практической частей курса - конспектам лекций, мультимедийными и электронными учебно-методическими пособиями, учебниками, электронными справочниками, словарями и энциклопедиями, а также иными мультимедийными учебные материалами и компьютерными обучающими программами.
Контролирующая составляющая ЭУМК обеспечивает преподавателя обезличенными автоматизированными средствами контроля качества усвоения материала обучаемыми, а слушателя – тренингами в прохождении этих форм контроля – тестов и иных форм, а также заданиями для самостоятельной работы и примерами их выполнения.
Компьютерная информационная система филиала (КИС) обеспечивает кадровый студенческий учет, учет успеваемости студентов, закрепление курсов и дисциплин в соответствии с учебными планами.
Библиотечная информационная система состоит из двух модулей: рабочего места сотрудника библиотеки (в составе КИС), предназначеного для учета библиотечного фонда, составления электронного каталога и автоматизации книговыдачи; точки доступа студента (в составе ЭУМК) для поиска и заказа книг за счет подсистем электронных каталога и книговыдачи.
Заключение
Вышеизложенное свидетельствует, что учебный процесс в СПб филиале ИБП ведется на базе современных образовательных технологий, использующих как новые – ресурсы Интернета и портал ЭУМК, так и традиционные информационно-методические источники, такие как фонды библиотеки. Таким образом, складывается определенный баланс между вышеназванными четырьмя видами информационно- методического обеспечения учебного процесса, которые не конкурируют между собой, а дополняют друг друга и обеспечивают высокое качество подготовки специалистов в условиях новой технологии ведения учебного процесса.
Список литературы:
Махов А.М., Бондаренко Е.Ю. Электронный учебно-методический комплекс университета.// Информационные ресурсы России. №3, 2004, Сс. 9-14.
3
Библиографическая ссылка
Бондаренко Е.Ю., Махов А.М. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/4678 (дата обращения: 21.11.2024).