Заочные электронные конференции
 
     
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Бондаренко Е.Ю., Махов А.М.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Бондаренко Е.Ю., Махов А.М.

Санкт-Петербургского филиала Института бизнеса и политики (СПбфИБП)

Санкт-Петербург, Россия

Введение

Основой повышения качества и эф­фективности системы подготовки высококвалифицированных специалистов является применение современных образовательных технологий, интегрирующих в себе как новые информационные, так и традиционные образовательные.

Основными методологическими достоинствами интеграции информационных и гуманитарных технологий являются: предоставление обучающимся и преподавателям необходимой информации в кратчайшее время и в виде, удобном для восприятия, что обеспечивается доступом к информационным ресурсам посредством вычислительных сетей различных уровней; использование мультимедийных средств, что существенно повышает наглядность и доступность обучения, позволяет показать объекты, не поддающиеся непосредственному наблюдению в условиях учебной аудитории, активизировать мыслительную деятельность обучающихся; повышение интенсивности учебных занятий за счет обеспечения автоматизированного сбора, обработки и доведения информации до обучающихся; использование в образовательном процессе учебных материалов, представленных в электронном виде, которые реализуют принципы интерактивного обучения, допускают одновременное использование неограниченным числом обучающихся, аналитическую обработку учебной информации и ее своевременное корректирование; активизация коллективной работы обучающихся на практических занятиях.

ИТ лежат в основе информатизации образовательного процесса и представляют собой комплекс мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования информационных ресурсов Института, региона, страны и мира в целях повышения качества подготовки студентов.

Необходимыми условиями перевода вуза в целом к использованию компьютерных технологий в учебном процессе являются достаточность материально- технической базы и уровня квалификации ППС в области информационных технологий учебного процесса.

Практические результаты

Материально- техническая база СПбфИБП позволяет в полном объёме внедрить современные средства ИКТ в учебный процесс. В филиале на кафедрах обоих факультетов (журналистики и экономики и управления) имеется необходимое для ведения учебного процесса компьютерное обеспечение, созданы локальные вычислительные сети, подключённые оптоволоконным каналом с пропускной способностью 100 Мбит/с к межвузовской федеральной сети RUNNet, в филиале действуют интернет-сайт и интранет-портал (с ограниченным доступом к нему через Интернет), на компьютерное студенческое рабочее место приходиться менее 10 студентов приведённого контингента.

Разрабатываемая в СПбфИБП интегрированная информационная система состоит из трех основных частей: портала Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК); компьютерной информационной системы (КИС) филиала, решающей задачи администрирования учебного процесса и библиотечной информационной системы. Все вышеуказанные компоненты разработаны на базе технологии Active Server Pages (ASP).

Основным современным способом информационного обеспечения учебного процесса является внедрение в вузе полнотекстовой базы данных учебного назначения. Роль такой базы в СПб филиале ИБП выполняет портал Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК). Как показывает практика[1], качество обучения находится в прямой зависимости от степени использования информационных технологий, и в частности технологии ЭУМК в учебном процессе. При создании ЭУМК преследовались следующие цели: интенсификация учебного процесса за счет круглосуточной доступности материалов для всех форм занятий, облегчение использования авторских учебных разработок, обеспечение занятий мультимедийным сопровождением, тренингами и обучающими модулями для облегчения студентам восприятия учебных материалов, решение задач, близких к будущей деятельности выпускников, с помощью реально используемых в настоящее время программных средств, обеспечение всех форм контроля обезличенными объективными автоматизированными средствами.

Для этих целей в состав портала ЭУМК входят: полнотекстовая база данных учебного назначения с функциями поиска материалов в базе ЭУМК; точки доступа до контрольной тестовой системы и тестовой системы для самостоятельной работы студентов; точка доступа до библиотечной информационной системы; точка доступа до системы корпоративного электронного документооборота для студентов и преподавателей.

ЭУМК дисциплины состоит из трех основных компонент: преподавательской, студенческой и контролирующей.

Преподавательская составляющая ЭУМК обеспечивает преподавателя средствами ведения занятий по теоретической и практической частям курса. В нее входят учебные программы и планы практических и семинарских занятий, средства сопровождения лекционных занятий мультимедийного презентационного характера и, для поддержки практических и семинарских занятий, наборы заданий в электронной форме вместе со средствами их выполнения, тренинги и обучающие модули.

Студенческая составляющая ЭУМК обеспечивает слушателя электронными средствами освоения теоретической и практической частей курса - конспектам лекций, мультимедийными и электронными учебно-методическими пособиями, учебниками, электронными справочниками, словарями и энциклопедиями, а также иными мультимедийными учебные материалами и компьютерными обучающими программами.

Контролирующая составляющая ЭУМК обеспечивает преподавателя обезличенными автоматизированными средствами контроля качества усвоения материала обучаемыми, а слушателя – тренингами в прохождении этих форм контроля – тестов и иных форм, а также заданиями для самостоятельной работы и примерами их выполнения.

Компьютерная информационная система филиала (КИС) обеспечивает кадровый студенческий учет, учет успеваемости студентов, закрепление курсов и дисциплин в соответствии с учебными планами.

Библиотечная информационная система состоит из двух модулей: рабочего места сотрудника библиотеки (в составе КИС), предназначеного для учета библиотечного фонда, составления электронного каталога и автоматизации книговыдачи; точки доступа студента (в составе ЭУМК) для поиска и заказа книг за счет подсистем электронных каталога и книговыдачи.

Заключение

Вышеизложенное свидетельствует, что учебный процесс в СПб филиале ИБП ведется на базе современных образовательных технологий, использующих как новые – ресурсы Интернета и портал ЭУМК, так и традиционные информационно-методические источники, такие как фонды библиотеки. Таким образом, складывается определенный баланс между вышеназванными четырьмя видами информационно- методического обеспечения учебного процесса, которые не конкурируют между собой, а дополняют друг друга и обеспечивают высокое качество подготовки специалистов в условиях новой технологии ведения учебного процесса.

Список литературы:

  1. Махов А.М., Бондаренко Е.Ю. Электронный учебно-методический комплекс университета.// Информационные ресурсы России. №3, 2004, Сс. 9-14.

3

Библиографическая ссылка

Бондаренко Е.Ю., Махов А.М. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/4678 (дата обращения: 21.11.2024).



Сертификат Получить сертификат