Заочные электронные конференции
 
     
Организационные основы аудита деятельности образовательных учреждений
Мездриков Ю.В., Мащук А.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Мездриков Ю.В. к.э.н., доцент кафедры АХД и аудита Саратовского государственного социально-экономического университета

Мущак А.А. аспирант кафедры АХД и аудита Саратовского государственного социально-экономического университета

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания системы финансового контроля, включающей аудит, главная цель которого – обеспечить независимый контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

В современной литературе по аудиту достаточно подробно рассмотрены вопросы общего аудита всех участков учета организаций, начиная с учета основных средств и заканчивая формированием финансового результата и расчетов с учредителями. Вместе с тем организации многих видов деятельности имеют присущую только им специфику оформления и отражения в учете хозяйственных операций, их налогообложения. Одним из таких видов деятельности является образование. В связи с тем, что в настоящее время недостаточно изучены методологические основы и методическое обеспечение аудита деятельности образовательных учреждений необходимо проанализировать специфику аудита и основные вопросы, возникающие при аудиторских проверках организаций этой сферы.

Образовательная деятельность в РФ осуществляется в соответствии с федеральными законами от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» и состоит в реализации гражданам общеобразо­вательных и профессиональных программ.

К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

4) послевузовского профессионального образования.

Специфику образовательной деятельности в РФ определяют тре­бования указанного Закона № 3266-1, положения Налогового кодекса РФ, устанавливающего налоговые льготы для образовательных орга­низаций, ведомственные нормативные акты по вопросам отражения в учете некоторых операций, связанных с осуществлением образова­тельного процесса. Как показывает анализ законодательных и норма­тивных актов, а также практика аудиторских проверок, аудитор, про­веряя образовательную организацию, должен обратить внимание на следующие моменты:

- соответствие организационно-правовой формы и учредительных документов образовательной организации законодательным тре­бованиям;

- наличие лицензии на образовательную деятельность и свидетель­ства о государственной аккредитации;

- наличие договоров об оказании образовательных услуг и соответ­ствие их установленным требованиям;

- учет целевого финансирования;

- формирование доходов и расходов по основной деятельности в бух­галтерском и налоговом учете;

- амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;

- исчисление налогов и применение налоговых льгот;

- ведение раздельного учета при наличии облагаемых и не облагае­мых налогами операций;

- учет учебной литературы;

- учет бланков дипломов.

Одним из основных вопросов аудиторской проверки деятельности образовательных учреждений является аудит лицензирования образовательной деятельности и наличия лицензии и свидетель­ства о государственной аккредитации. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Закон № 3266-1 устанавливает, что право на ведение образо­вательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения только с момента вы­дачи ему лицензии.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Ми­нистерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления, наде­ленные в соответствии с законодательством соответствующими пол­номочиями.

Аудитор должен также иметь в виду, что определенная деятельность, связанная с образовательными услугами, не подлежит лицензирова­нию. В частности, не лицензируется образовательная деятельность в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, повышения квалифи­кации, переподготовки, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Если образовательная организация выдает своим выпускникам до­кумент (диплом, аттестат) государственного образца, то аудитор должен удостовериться в наличии у образовательной организации свидетель­ства о государственной аккредитации, которое подтверждает соответ­ствие содержания и качества подготовки выпускников Федеральным государственным образовательным стандартам.

Таким образом, подтверждение независимой аудиторской организацией наличия у образовательного учреждения соответствующей лицензии и свидетельства о государственной аккредитации и выполнения им лицензионных требований позволит принимать заинтересованными пользователями обоснованные решения по заключению договоров на оказание образовательных услуг.

Литература

1. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2. Кочинев Ю.Ю. Аудит организаций различных видов деятельности. – СПб.: Питер, 2009.

3. Макальская М.Л., Константинова С.Б., Пирожкова Н.А. Аудит некоммерческих организаций. – М.: Дело и Сервис, 2003.

Библиографическая ссылка

Мездриков Ю.В., Мащук А.А. Организационные основы аудита деятельности образовательных учреждений // Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения.
URL: http://econf.rae.ru/article/4695 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат