Мездриков Ю.В. к.э.н., доцент кафедры АХД и аудита Саратовского государственного социально-экономического университета
Мущак А.А. аспирант кафедры АХД и аудита Саратовского государственного социально-экономического университета
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания системы финансового контроля, включающей аудит, главная цель которого – обеспечить независимый контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.
В современной литературе по аудиту достаточно подробно рассмотрены вопросы общего аудита всех участков учета организаций, начиная с учета основных средств и заканчивая формированием финансового результата и расчетов с учредителями. Вместе с тем организации многих видов деятельности имеют присущую только им специфику оформления и отражения в учете хозяйственных операций, их налогообложения. Одним из таких видов деятельности является образование. В связи с тем, что в настоящее время недостаточно изучены методологические основы и методическое обеспечение аудита деятельности образовательных учреждений необходимо проанализировать специфику аудита и основные вопросы, возникающие при аудиторских проверках организаций этой сферы.
Образовательная деятельность в РФ осуществляется в соответствии с федеральными законами от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и состоит в реализации гражданам общеобразовательных и профессиональных программ.
К основным профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
4) послевузовского профессионального образования.
Специфику образовательной деятельности в РФ определяют требования указанного Закона № 3266-1, положения Налогового кодекса РФ, устанавливающего налоговые льготы для образовательных организаций, ведомственные нормативные акты по вопросам отражения в учете некоторых операций, связанных с осуществлением образовательного процесса. Как показывает анализ законодательных и нормативных актов, а также практика аудиторских проверок, аудитор, проверяя образовательную организацию, должен обратить внимание на следующие моменты:
- соответствие организационно-правовой формы и учредительных документов образовательной организации законодательным требованиям;
- наличие лицензии на образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации;
- наличие договоров об оказании образовательных услуг и соответствие их установленным требованиям;
- учет целевого финансирования;
- формирование доходов и расходов по основной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете;
- амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
- исчисление налогов и применение налоговых льгот;
- ведение раздельного учета при наличии облагаемых и не облагаемых налогами операций;
- учет учебной литературы;
- учет бланков дипломов.
Одним из основных вопросов аудиторской проверки деятельности образовательных учреждений является аудит лицензирования образовательной деятельности и наличия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Закон № 3266-1 устанавливает, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения только с момента выдачи ему лицензии.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.
Аудитор должен также иметь в виду, что определенная деятельность, связанная с образовательными услугами, не подлежит лицензированию. В частности, не лицензируется образовательная деятельность в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, повышения квалификации, переподготовки, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Если образовательная организация выдает своим выпускникам документ (диплом, аттестат) государственного образца, то аудитор должен удостовериться в наличии у образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации, которое подтверждает соответствие содержания и качества подготовки выпускников Федеральным государственным образовательным стандартам.
Таким образом, подтверждение независимой аудиторской организацией наличия у образовательного учреждения соответствующей лицензии и свидетельства о государственной аккредитации и выполнения им лицензионных требований позволит принимать заинтересованными пользователями обоснованные решения по заключению договоров на оказание образовательных услуг.
Литература
1. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Кочинев Ю.Ю. Аудит организаций различных видов деятельности. – СПб.: Питер, 2009.
3. Макальская М.Л., Константинова С.Б., Пирожкова Н.А. Аудит некоммерческих организаций. – М.: Дело и Сервис, 2003.
Библиографическая ссылка
Мездриков Ю.В., Мащук А.А. Организационные основы аудита деятельности образовательных учреждений // Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения.
URL: http://econf.rae.ru/article/4695 (дата обращения: 22.01.2025).