Заочные электронные конференции
 
     
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
Плотникова Л.К.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

Плотникова Любовь Константиновна, канд. экон. наук, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита СГСЭУ

На мировом рынке четкое выполнение договорных обязательств является важнейшим условием сколько-нибудь успешной деятельности. И дело здесь не только в значительных штрафах и неустойках, предусматриваемых внешнеторговыми контрактами, но и «в потере лица», в потере перспектив заключения новых контрактов. В то же время экспорт – важнейшая сфера деятельности предприятия, подтверждение конкурентоспособности продукции предприятия.

Поэтому при анализе экспортных операций, прежде всего, необходимо изучать выполнение обязательств по различным аспектам:

  • по количеству экспортных товаров или их физическому объему;

  • по стоимости экспорта;

  • по срокам поставок партий товара и по качеству поставляемых товаров;

  • по номенклатуре поставок и по фирмам – потребителям (по странам, куда экспортируются товары).

Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям, как правило, начинают с оценки выполнения контракта по объему поставки.

При этом фактический объем поставки сравнивается с контрактной величиной и если обнаружится несоответствие, то определяются относительные и абсолютные размеры недопоставки.

Оценка уровня выполнения контракта поставки товаров будет характеризоваться следующей формулой (относительный уровень отклонения):

Уровень (степень) выполнения контрактных обязательств = ,

где q1 - количество поставленных товаров (фактически),

q0 - количество товаров по контракту.

Абсолютный размер отклонения фактической поставки от условий контракта определяется разностью данных показателей (q1 - q0).

Обязательства по контрактам должны быть выполнены и по количеству товаров, и по качеству, и по срокам поставок товаров, (не считая других обязательств, также подлежащих безусловному выполнению). По материалам учета внешнеэкономической деятельности в ходе анализа определяется еще и обобщающий коэффициент (показатель) просроченных обязательств по формуле:

где ∑ Кпр – экспортная стоимость товаров по всем контрактам, просроченных исполнением в течение года,

Кэ – сумма всех контрактов по экспорту, подлежащих исполнению за этот год.

Показатель просроченных обязательств следует рассчитывать по всему экспорту за год, по странам экспорта и по товарам, его можно сопоставлять в динамике по сравнению с прошлыми годами. Такой показатель отражает соблюдение дисциплины поставок контрагентам и является своего рода показателем качества работы экспортера. Ясно, что чем ближе данный показатель к 100 %, тем хуже предприятие выполняет свои обязательства; чем ниже – тем лучше его работа.

Но в сферу внимания аналитика должно попадать и качество самих товаров, поставляемых на экспорт.

Если предприятие поставило товар, качество которого не соответствует условиям контракта, то иностранный покупатель предъявляет претензии по качеству, которые, как правило, удовлетворяются, что приносит убытки и подрывает позиции предприятия как экспортера. В качестве обобщающего критерия при оценке работы предприятия по качеству товаров можно использовать показатель процентного отношения суммы удовлетворенных рекламаций к стоимости поставленных товаров. Кроме того, изучаются и сами рекламации. Разумеется, при экспортных операциях проблему качества следует ставить более широко – не только как проблему недопущения брака, недоделок, выдерживания заложенных в контракте параметров товара и т.п. Здесь речь должна больше идти об обеспечении такого качества товаров, которое давало бы возможность конкурировать на внешнем рынке с многочисленными зарубежными (а иногда и отечественными, российскими) производителями аналогичных товаров. При этом для обеспечения экономических интересов экспортера конкурентные преимущества своих товаров (высокое качество и низкие по сравнению с другими аналогичными товарами цены) должны реализовываться при таком уровне цен, который обеспечивает необходимый уровень рентабельности для экспортера. Иначе экспорт перестает быть для него привлекательным и он переключается на внутренний рынок. Хотя зачастую бывает и так, что предприятие вынуждено идти на явные убытки, реализуя на внешнем рынке свою продукцию по ценам, не покрывающим даже собственные издержки, для того, чтобы удержать за собой какой-то сектор этого рынка.

Во всяком случае, при анализе экспортных операций необходимо особое внимание уделять оценке конкурентоспособности экспортируемых товаров.

Литература:

1. Кулинина Г.В. Шалашова Н.Т., Юшкова С.Д. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 272 с

2.Бариленко В.И. Плотникова Л.К., Плотникова В.В. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: Омега – Л, 2009. – 457 с.

Библиографическая ссылка

Плотникова Л.К. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ // Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения.
URL: http://econf.rae.ru/article/4701 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат