Заочные электронные конференции
 
     
Интегрированные уроки литературы и истории с использованием интерактивной доски.
Антонова Ирина Викторовна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Интегрированные уроки литературы и истории с использованием

интерактивной доски.

Антонова Ирина Викторовна,

руководитель школьного методического объединения

г. Чехова Московской области, учитель химии.

Интегрированный урок – эффективное средство формирования знаний в поле пересечения различных гуманитарных наук.

Одним из наиболее ярких примеров такого сочетания служат уроки литературы и истории. Если обратиться к прошлым временам, то мы увидим, что литература отделилась от истории только в XVIII веке. До этого они составляли единое целое. Но и в XVIII, и XIX веках сохраняется близость истории к художественной литературе. Ряд историков были одновременно и писателями (например: М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин).

Может, поэтому именно в литературе и истории можно найти особенно богатый материал для подготовки и проведения интегрированных уроков.

Интегрированный урок имеет свои методические особенности:

  • этап длительной подготовки;

  • анонсирование времени проведения и дополнительных заданий;

  • особая структура занятия;

  • различные формы учебной деятельности;

  • самостоятельная работа учащихся с дополнительными материалами;

  • развитее навыков анализа исторических и литературоведческих документов;

  • обязательная эмоциональная окраска;

  • особая система подведения итогов с точек зрения двух изучаемых предметов;

  • возможность расширения кругозора за счет интеграции знаний.

Интегрированные уроки могут проводиться в различных формах, исходя из целей и планируемого типа урока (изучение нового материала, комбинированный урок, урок контроля, урок обобщения…): литературная гостиная, музейный урок, библиотечный урок, урок с применением информационно-коммуникационных технологий, виртуальное путешествие, урок-спектакль и др.

Подобные уроки имеют несколько целей:

  • раскрыть идею и смысл определенного произведения;

  • продолжить работу с литературоведческими терминами;

  • донести идею литературного произведения через события и образы личностей истории в одном временном отрезке;

  • продолжить работу патриотическому воспитанию через восприятие художественных произведений;

  • формировать коммуникативные навыки;

  • воспитывать человеческие качества, присущие истинному русскому герою;

Содержание и организационные особенности интегрированного урока требуют на его проведение большего времени, чем один стандартный урок. На такое занятие можно пригласить специалистов: библиотекаря, музыкального работника, историка, музейного работника, искусствоведа…

Наиболее обширный материал для интеграции литературы и истории представляет содержание курса литературы 8 класса, например по темам: «Исторические народные песни» («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»); «Предания» («О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»), «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином суде», «К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Ревизор», «Стихотворения писателей XX века о Великой Отечественной войне» и др.

В них история и художественное ее осмысление пересекаются непосредственно, образно и понятно для мышления школьника.

А с чем это связано? Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В этом отчетливо и ярко проявились такие присущие русской литературе качества, как народность и гражданственность.

К вопросам личности в истории писатели и ученые подходили по-разному. Историки констатируют только факты, не затрагивают глубоко саму личность, ее характер и чувства, эмоции, мотивы поступков. А писателей интересует и внутренний мир, и окружение, и личные переживания событий героями.

Для подтверждения всего выше сказанного рассмотрим модель конкретного урока:

«Емельян Пугачев: народный герой или кровавый убийца?»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок с применением ИКТ и интерактивной доски.

Оборудование: авторская компьютерная презентация, фрагменты художественного фильма «Русский бунт»; портреты А. С. Пушкина, Е. И. Пугачёва, рисунки учащихся; выставка книг; рефераты, интерактивная доска, выход в Интернет.

Цель урока: на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой?

Задачи урока:

  • познание прошлого, увиденного глазами великого поэта;

  • развитие умений школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;

  • показать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва;

  • подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва.

План занятия:

1.Организационный момент.

2.Вступление.

– 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

– Сегодня у нас необычный урок: мы попытаемся с вами на основе исторических фактов, анализа документов и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нарисовать для себя образ Пугачёва, определиться, кто же он: народный бунтарь, поднявший на мятеж «подлую чернь», или император-самозванец; предводитель мощнейшего крестьянского движения или Емелька Пугачёв, преданный анафеме с церковного амвона; народный герой или кровавый убийца.

– Итак, тема нашего урока: «Емельян Пугачёв: народный герой или кровавый убийца?» А главной целью урока станет определение этого на основе исторических фактов и литературного образа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

На этом уроке нам предстоит; увидеть и оценить смысл художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции всего произведения в целом; мы постараемся показать историческую обоснованность и психологическую точность образа Пугачёва в истории и литературном произведениях Пушкина и Есенина, народных преданиях и песнях; понять замысел Пушкина при создании образа Пугачёва и в историческом труде «История Пугачёвского бунта», и в повести «Капитанская дочка».

Это поможет нам подготовиться к написанию сочинения на тему «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

3.Основная часть. Анализ образа Пугачёва.

  • История создания повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

  • Обстановка в России. Усиление крепостной зависимости.

  • Какова же была государственная политика в отношении крестьян?- составление таблицы с помощью интерактивной доски.

  • Работа с документами и образовательными Интернет-ресурсами (через выход в Интернет с помощью интерактивной доски)

  • Самозванчество на Руси.

- Частая повторяемость народных выступлений, ожесточенность повстанцев свидетельствовали о неблагополучии в стране, о надвигающейся опасности. О том же говорило и распространение самозванчества. Самозванцы под именем Петра Федоровича появляются в разных местах под разными обличиями. Разговоры о спасении Петра III начались сразу после его гибели в 1762 году. Об этом люди говорили, передавали из уст в уста слухи как в самом Петербурге, так и далеко от него. До 1773 года объявилось шесть самозванцев Петров III.

Проторговавшийся купец Антон Асланбеков выдавал себя за императора в 1764 году в районе Курска, Обояни, Мирополья. Его поддерживали местные однодворцы.

Беглый рекрут Иван Евдокимов выдавал себя за Петра III в Нижегородском уезде.

Гаврила Кремнев – однодворец села Грязновка Лебединского уезда, действовал в 1765 году в Воронежской губернии и Слободской Украине. С двумя беглыми крестьянами (одного он называл – генералом Румянцевым, другого – генералом Алексеем Пушкиным) он ездил по селам и приводил население к присяге «императору» - к самому себе. Местными жителям он обещал освободить их от податей, выпустить из тюрем колодников.

Тогда же в Изюмской провинции объявился еще один «император» - беглый солдат Петр Чернышев.

В 1772 году один из Козловских однодворцев утверждал, что Петр III скрывается у донских казаков. Об этом говорили и многие другие. Однако лишь одному из многочисленных самозванцев удалось всерьез потрясти империю.

  • Биографическая справка о Емельяне Пугачёве (сообщение учащихся, создание и перемещение материалов с помощью интерактивной доски).

  • Первая встреча с Гринёвым. Глава «Вожатый».

  • Начало восстания. Исторический комментарий.

  • Глава «Приступ».

  • «Манифест»

  • Работа с документами и образовательными Интернет-ресурсами через выход в Интернет

  • Любимая песня Пугачева

  • Осада Оренбурга

  • Историческая справка

  • Фрагмент художественного фильма, выход через Интернет на театральный сайт

  • Гринев и Пугачев расстались дружески. Комментарий.

  • Недовольство богатых казаков

  • Большой Узень. «Здесь заговорщики бросились вязать Пугачева»

  • Фрагмент худож. фильма.

  • Анализ эпизода из свидетельств очевидца.

4.Оценка личности Пугачева.

  • Позиция Екатерины.

  • Отношение народа.

  • Отношение Пушкина.

(Мы с вами знаем нескольких Пугачёвых. Два великих поэта – Пушкин и Есенин – обратились к образу легендарного бунтаря. Каким Пушкин представил нам Пугачёва?

(Слайд презентации и чтение отрывка о Пугачеве). А почему Пушкин относился так к своему герою? Ответ мы найдем в статье М. Цветаевой. (Чтение отрывка из статьи М. Цветаевой с помощью открытия и перемещения файла на интерактивной доске)

Как вы понимаете слово чара? Подберите однокоренные слова.

Согласны ли вы с суждением М. Цветаевой, определившей суть отношений между Пугачёвым и Пушкиным словом «чара»?

– Образ Пугачёва бессмертен. Уже в XX веке, в 1921 году, Сергей Есенин заканчивает свою поэму «Пугачёв». Он называет его «почти гениальным человеком». Он создает образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. Он поет ему славу, вкладывая свои мысли в слова ближайшего сподвижника Хлопуши:

(Чтение отрывка с помощью открытия и перемещения файла на интерактивной доске)

5.Высказывания учащихся, дискуссия и выводы учащихся

6.Итоги урока.

Сегодня, проанализировав текст «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, увидев Пугачёва глазами великого поэта, рассмотрев портретные зарисовки и вспомнив исторически реальный образ Пугачёва, мы пришли к выводу, что для большинства из нас Пугачев предстал в образе народного героя.

Но насилие и жестокости, в полной мере проявленные противоборствующими сторонами, не могли решить ни одну из назревших проблем социально-экономического развития. Вся история крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной оценки Пушкина: «Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Что же такое крестьянские войны? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война в многострадальной России, в ходе которой россияне убивали россиян? «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Каждое время дает на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания (что, между прочим, делали в нашем недавнем прошлом), а также гражданские войны, поскольку порожденные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуемной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови…

7.Домашнее задание. Составить сложный план к сочинению «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Работая с интерактивной доской на данном уроке, учитель может:
  • активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять, делать пометки прямо поверх изображения, добавить комментарий, подчеркнуть или выделить нужную информацию;

  • выполнить набор посредством виртуальной клавиатуры текста задания в таблице и его демонстрацию в режиме реального времени;

  • провести полноценную работу с текстом документов на большом экране;

  • вывести на экран главные линии в обсуждении учащимися личности героя;

  • использовать тезисы, видео- и фотоматериалы, что позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности, значительно расширить объем воспринимаемой информации.

  • создавать для экономии времени ссылки с одного файла на другой, например, аудио-, видеофайлы или Интернет-страницы. Материалы к уроку нужно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

  • благодаря наглядности и интерактивности вовлечь класс в активную работу, при этом обострить восприятие, повысить концентрацию внимания, улучшить понимание и запоминание материала.

  • сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками.

5

Библиографическая ссылка

Антонова Ирина Викторовна Интегрированные уроки литературы и истории с использованием интерактивной доски. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4716 (дата обращения: 22.11.2024).



Сертификат Получить сертификат