Возможности и проблемы применения информационных технологий при организации учебного процесса в высшей школе
Захарова И.В.
Иркутский государственный университет
«Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества, его членов. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически не изменились.» Это цитата из комментария к Федеральному закону РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»». За этими сухими фразами официального документа стоят реальные люди, реальные ВУЗы, т.е. мы с Вами — преподаватели и студенты. По роду своей деятельности мне приходится много общаться со студентами и решать проблемы, связанные с организацией учебного процесса. Любознательный студент (далее мы будем подразумевать именно любознательного и активного студента) обязательно изучит перечень курсов не только своей, но и другой специальности. И возможно обнаружит, что в его расписании нет некоторых интересующих его дисциплин.
Есть и другая категория лиц — абитуриенты и другая ситуация — волнительная и напряженная процедура зачисления на первый курс. При общем конкурсе, юноша или девушка могут не набрать необходимого количества баллов, чтобы попасть на бюджетное место на выбранную специальность, но ему или ей может быть предоставлена возможность обучаться на бюджетном месте по другой специальности, на которую набранное количество баллов достаточно. Что делать? Отказаться от той специальности, с получением которой связывал свои планы на жизнь и карьеру, и сэкономить родительские деньги или пойти учиться туда, куда планировал, но на контрактной основе? По опыту знаю, что мало кто отказывается от бюджетного места, пусть и не совсем того о котором мечтал. Таким образом, родительские деньги будут сэкономлены, а государственные? Но дело ведь не только в деньгах.
Целью образования является развитие тех способностей личности, которые необходимы ей самой и обществу в целом; обеспечение возможностей эффективного самообразования [1]. Как же помочь этой личности, если, с одной стороны — желание получить интересующие знания, а с другой — реальное состояние высшего образования?
Характерной особенностью современного этапа развития образования является его закрытость [1]. Под закрытостью понимается то, что действующие на территории России государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования жестко регламентируют учебный процесс в высшей школе. Вместе с тем, в официальных документах, а именно, в Законе РФ «Об образовании» четко сказано, что «Студенты высших учебных заведений имеют право:
- участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
- осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом…»
Следовательно, студент имеет законное право «участвовать в формировании содержания своего образования». Хочешь учиться? Учись!
Но вернемся к нашему любознательному и активному студенту, изучающему расписание. Предположим, что он, проявив настойчивость и терпение, сумел доказать деканату своё право изучать помимо дисциплин его специальности, любые другие, интересующие его и преподаваемые на данном факультете. Как теперь ему разорваться в рамках одного расписания, как оказаться в одно и тоже время на разных лекциях, семинарах и т.д.? Как разделиться в пространстве и во времени? Налицо противоречие, разрешить которое невозможно, оставаясь в рамках традиционных подходов к организации и управлению образованием, а также технологий обучения. Нынешнее поколение студентов живет в эпоху широкомасштабного использования Интернет-технологий, которые находят применение и в образовании. Одна из них — дистанционное обучение. В комментарии к Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»» говорится: «Дистанционное обучение — это не отдельная форма обучения, а совокупность образовательных технологий, при которых взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.»
Что же мы имеем? Активный, целеустремленный, имеющий здоровые амбиции и желание учится студент + закон +технология. Таким образом, существует реальная возможность и право у обучающегося и преподавателя если не определять, то хотя бы существенно влиять на реальный ход учебного процесса и на формирование индивидуальной образовательной траектории. Говоря о дистанционном обучении, чаще всего подразумевают «удаленных пользователей», когда учащийся и учитель разделены территориально. Но как показывает практика, эта технология прекрасно работает и при очном обучении. Например, при организации и контроле самостоятельной работы студентов [2]. В нашей ситуации, благодаря дистанционному обучению можно снять пространственно-временное ограничение в работе с учебными ресурсами. Но для начала надо, чтобы интересующий студента ресурс был. Иными словами, студент должен иметь возможность познакомиться с курсом лекций по интересующему его предмету или с курсом лекций того преподавателя, который, по его мнению, в наибольшей степени потенциально соответствует его потребностям. В идеале же, студент должен иметь доступ к полноценному сетевому учебно-методическому комплексу по предмету, включающему полнотекстовое учебное пособие, контрольно-измерительные материалы, виртуальные лабораторные практикумы и т.п. Создание таких электронных учебных ресурсов – основной и самый сложный этап на пути решения задачи формирования индивидуальной образовательной траектории. Из практики своей работы знаю, что подготовка, создание и размещение полноценного электронного ресурса – процесс, требующий времени, сил, определенного уровня информационной культуры и понимания, что в скором времени такое обучение займет прочное место в системе образования. К сожалению, многие «традиционные» преподаватели не торопятся использовать в учебном процессе новую технологию обучения. Этому есть серьезные причины: значительное увеличение объема работ по подготовке и проведению занятий, отсутствие нормативно-правовой базы по использованию интеллектуальной собственности, нормирование нового вида преподавательского труда.
И все же во многих вузах все чаще появляются команды преподавателей-единомышленников, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой, готовых и умеющих применять новые информационные технологии в процессе обучения. Хорошо, если в эту команду входят представители администрации вуза, еще лучше, если эту команду возглавляет ректор. Дальновидный, понимающий процессы, происходящие в современном образовании руководитель, не может не видеть, что в скором времени в конкурентной борьбе за студента будут выигрывать те вузы, которые могут предложить наибольший спектр образовательных программ и, в которых система организации процесса обучения ориентирована на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.
Литература
Рожина Л.В. Современные педагогические технологии / Л.В.Рожина, А.Л. Карпукова, А.В.Сладкова. — Иркутск: Иркут.ун-т, 2006. — 167с.
Захарова И.В. Сетевой учебно-методический информационный комплекс — оптимизация организации самостоятельной работы студентов / И.В. Захарова // Вестник Иркутского педуниверситета: Материалы Общероссийской научно-практической конференции —Иркутск, 2005. С.104-105.
Библиографическая ссылка
Захарова И.В. Возможности и проблемы применения информационных технологий при организации учебного процесса в высшей школе // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4736 (дата обращения: 23.11.2024).