Заочные электронные конференции
 
     
Позитивная роль речевых навыков в развитии мышления
Третьякова И.Г.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

И.Г.Третьякова

Ст. преподаватель кафедры МИС

ЧитГУ

ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ

Философы обращают внимание, прежде всего, на соотношение языка и мышления. Они указывают на то, что язык формирует мышление человека, а мышление может существовать только в языке языковая способность, по их мнению, выступает главным фактором формирования и существования человека мыслящего. Язык является тем средством, с помощью которого человек переходит из области ощущений в область понимания и осмысления действительности. Он есть основа духовного развития любого человека. Внешним показателем сформированности интеллекта и высших эмоций является уровень развития связной речи человека.

Вопросами совершенствования мышления средствами науки о языке в России занимались такие выдающиеся лингвисты, как Ф.И.Буслаев, Н.С.Рождественская, А.В.Текучев и др. В их определениях лингвистическое понятие «речь» имеет следующие значения:

1) деятельность говорящего в процессе общения;

2) та или иная разновидность общения при помощи языка (речь разговорная, речь поэтическая, речь деловая и т.д.);

3) один из видов синтаксического построения высказывания (прямая речь, речь автора, косвенная речь, «мысленная» речь).

Рассмотрим подробнее, какие же из этих значений помогают человеку усвоить науку о языке и насколько уровень развитости речи влияет на формирование интеллекта и памяти.

Человек, как известно, рождается с незаконченным развитием нервной системы. В процессе ее становления формируются физиологические механизмы интеллекта – память, воображение, мышление и т.д. – и эмоционально-волевая сфера. Процесс этот продолжается от рождения и, в основном, до 15 лет жизни. Становление человеческой нервной системы происходит в социальной среде, которая обеспечивает ему речевое общение. Без речевого общения ребенок, молодой человек не могут развиваться.

Речевая среда бывает естественной и искусственной. Стихийная речевая среда бывает не всегда, а зачастую далеко не всегда, лексически богатой, активной в процессе обучения речи. Засоренность лексики вульгарными, жаргонными словами и выражениями отрицательно влияет на общее развитие человека. Это обнаруживается в школьные годы и остается надолго. Молодые люди не могут свободно излагать материал, с трудом подбирают слова для выражения той или иной мысли, нарушается логика построения текста, его доказательность. Бедность речи также негативно сказывается на процессе мышления, эмоциональности, памяти. Вот почему так важно, чтобы развивающий потенциал речевой среды повышался искусственно.

Критерием развития мыслительных навыков человека считают его способность совершать мыслительные операции – сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, обобщение, установление отношений, индукцию и дедукцию. Из указанных операций складываются мысли различной сложности: понятия, суждения, умозаключения. Овладевая речью, т.е. запоминая значимые элементы языка и приучаясь пользоваться ими для общения, человек с детства одновременно учится мыслить. На протяжении всей жизни, а особенно в процессе обучения, очень важно приобрести умение сравнивать, анализировать, уметь обобщать и выделять основное в изучаемом материале. Но главное состоит в овладении последующими мыслительными операциями.

Например, способность абстрагировать – выделять в целом его отдельные признаки, связи – возникает только благодаря усвоению речи. Наблюдая конкретный предмет или состояние природы – темный вечер, мы можем задержать внимание только на одном признаке – темный – и мыслить о нем как о чем-то самостоятельном, т.е. абстрагировать или этот признак (темнота, белизна, желтизна и др.), или отношение в пространстве и времени (осенняя темнота).

Человек совершенствует свою способность производить мыслительные операции, пользуясь дедукцией, т.е. подведением единичного факта под общее правило. И здесь дедукция возможна только на речевой основе: навык порождения своих мыслей совершенствуется с развитием речи. Мыслительная операция, противоположная дедукции – индукция: общий вывод делается из сопоставления частных мыслей. Эта операция зависит от умения строить предположения, т.е. возможна она только на речевой основе.

Итак, полноценное мышление, способное к выполнению всех логических операций, появляется только в процессе совершенствования речи: после образования грамматических умений и навыков. Развитие эмоциональной и волевой сферы человека также опирается на усвоение речи; без речи невозможно приобретение навыков управлять своими высшими эмоциями и волей.

Речевые навыки возникают одновременно с физическими и интеллектуальными. Навыки физические (или мускульные) развиваются постольку, поскольку речь – это трудовой процесс, а их недоразвитость, и как следствие т.н. дефекты речи, тормозят развитие интеллектуальных навыков.

Физические навыки достигают предельного уровня развития не в одно время. Чтобы хорошо произнести речь с новым содержанием, чтобы ученик или студент хорошо излагал содержание учебника – нужна предварительная чисто физическая тренировка именно на данном речевом материале. Конечно, продолжительность физической тренировки в разных случаях требуется различная: много придется учить школьнику – его навыки еще недостаточно прочны; но больше придется работать над своей речью адвокату – он предъявляет к себе повышенные требования как профессионал.

Интеллектуальные навык (навыки понимания грамматических и лексических языковых значений), а также навыки оценки, выражения своих эмоций в речи, очевидно, совершенствуются всю жизнь; развитию их способствует изучение науки о языке (подключается сознание).

Память на речевые явления, чувство языка, конечно, тоже всю жизнь совершенствуется. Особенно развивается память у человека в той области речевой (и, конечно, интеллектуальной) деятельности, которая становится его профессией: человек особенно легко запоминает новые слова по своей специальности – термины.

После того, как ученик (с помощью родной речи) настолько разовьется интеллектуально и эмоционально, что окажется способным объективировать свою речь, оценивать качества чужой речи, видеть неизмеримые богатства родного языка и научиться любить этот язык, он окажется в состоянии увидеть за ним богатство процессов мыслительной деятельности как для говорящего, осознающего таким образом себя как личность, так и для реципиента, мышление которого изменяется под воздействием той информации, что он воспринял. Следовательно, будет синтезироваться межкультурный опыт собеседников, и формироваться единое глобальное мышление.

Библиографическая ссылка

Третьякова И.Г. Позитивная роль речевых навыков в развитии мышления // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
URL: http://econf.rae.ru/article/4790 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат