Заочные электронные конференции
 
     
О РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ «САМОДИАГНОСТИКА»
Ахмедьянов З.У.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

О РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ «САМОДИАГНОСТИКА»

Ахмедьянов З. У.

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета

Сибай, Россия

Проблема повышения качества образования была актуальна во все времена. На современном этапе совершенствования образования предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания. Определяется си­стема критериев оценивания качества, а также его технология. Организуется и используется педагогический мониторинг как неотъемлемый инструмент управления качеством образования. Перед современной педагогической наукой и практикой поставлена задача перехода от традиционных способов сбора сведений о школе к педагогическому мониторингу.

В [2] мониторинг определяется как «специально организованное регулярное наблюдение того или иного процесса с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отражающих приоритетную причинную зависимость между людьми и их отношениями, и выработка на этой основе прогнозов, мер корректирующего воздействия». Данное определение не ограничивается только педагогикой. Сфера применения мониторинга очень широка: в экологии и биологии, промышленности, экономике и бизнесе, в медицине и образовании [1]. В данной статье пойдет речь об одном аспекте мониторинга в образовании. С помощью мониторинга в педагогике отслеживают состояния: кадровых ресурсов, качества учебного процесса и качества усвоения учащимися знаний, умений, навыков (ЗУН). Далее поведем речь о мониторинге качества образования.

В традиционном обучении под качеством понимали, в основном, только уровень сформированности ЗУН. Новое содержание образования, кроме знаниевого элемента, должно иметь составляющие для формирования всесторонне развитой личности. Этими составляющими будут рефлексивная, коммуникативная и мыслительная деятельность. Для обновленного, многоэлементного содержания обучения еще предстоит создать новую, поликритериальную систему оценки и стандартные, системно организованные педагогические измерители качества обучения. Далее, следует разработать алгоритм системной педагогической диагностики и мониторинга и уже на этой основе реально управлять качеством обучения.

Подобным алгоритмом системно-педагогической диагностики и мониторинга является Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ) [3]. Методологической базой построения алгоритма РОСТ является идея личностно-ориентированного, развивающего и саморазвивающего обучения. Основными принципами построения РОСТ служат системно-деятельностный, рефлексивно-оценочный и диагностико-коррекционный подход управления качеством предметного обучения. Рефлексия в этой технологии понимается как размышление учащегося над тем, что он усвоил при изучении темы, а также над тем, каких результатов он добился. РОСТ гарантирует реальное управление (самоуправление) качеством обучения, достижение эффекта саморазвития и самореализации сторон обучения в профессиональном плане.

Системообразующим звеном технологии является специальная рефлексивная форма – урок РОСТ. Урок РОСТ встраивается в учебный процесс вместо контрольных и итоговых уроков по следующей схеме: тема1 → урок РОСТ → тема2 → урок РОСТ → и т.д. Следует отметить, что РОСТ не затрагивает учебное время, когда изучается новый материал.

Уроки, построенные по технологии РОСТ, состоят из следующих этапов:

Этап 1. Мобилизующее начало. Активизация и мобилизация учащихся на саморазвитие путем создания учебной проблемной ситуации.

Этап 2. Первичная самодиагностика. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению уровней развития основных элементов учебной деятельности.

Этап 3. Самооценка. Ученик выставляет себе оценку согласно шкале оценок и количеству проблем, выявленных при первичной самодиагностике.

Этап 4. Самокоррекция. Программа выводит на экран задания, в которых были допущены ошибки. Ученик, используя учебник, самостоятельно работает над ошибками.

Этап 5. Вторичная самодиагностика. Обучаемый выполняет второй вариант заданий по содержанию идентичный первому, что позволяет оценить эффективность самокоррекции и увидеть результаты самостоятельной деятельности обучаемого.

Этап 6. Рефлексия индивидуальная. Учащийся сопоставляет результаты первичной и вторичной самодиагностики. Видит результаты своей самостоятельной учебной деятельности. Осознает динамику саморазвития.

Этап 7. Рефлексия коллективная. Ученики вместе с учителем обсуждают результаты урока РОСТ. Высказывают выводы по результатам своей деятельности и содержанию пройденной темы.

Данная технология начала свое развитие более десяти лет назад и прошла солидную апробацию в ряде экспериментальных школ в республике Башкортостан. Кроме того, автором статьи в 2006 году был разработан и по сегодняшний день развивается компьютерный программный комплекс «Самодиагностика», автоматизирующий этапы урока РОСТ со второго по шестой. В настоящее время идет внедрение технологии РОСТ в учебный процесс школ в республике Башкортостан. Не последнюю роль играет в этом деле наличие компьютерного сопровождения данной технологии. «Самодиагностика» позволяет провести полноценный урок РОСТ. В его ходе программа собирает данные об ответах учеников в единой базе данных. Диагностирующие вопросы построены в виде тестов, что позволило легко компьютеризировать данную технологию.

При разработке модуля мониторинга программы преследовались следующие цели:

1. отслеживание динамики не только знаниевого компонента, но и уровня углубленных знаний (для профильного обучения), уровня предметного мышления и уровня мотивации к учению (трансляции) согласно поликритериальности оценивания учебных достижений в технологии РОСТ.

2. отслеживание динамики качества усвоения учебного материала обучающимися по:

– отдельно взятому предмету в течение учебного года;

– отдельно взятой теме;

– отдельно взятому ученику.

Согласно этим целям, модуль мониторинга «Самодиагностики» позволяет генерировать отчеты с построением соответствующих диаграмм по: качеству обучения предмета, качеству обучения ученика по заданному предмету и диагностической карте темы.

Отчет по качеству обучению отдельного ученика представляет ценность для классного руководителя, поскольку он будет иметь полную картину о качестве учебных достижений по каждому ученику из своего класса. Если будет наблюдаться отрицательная тенденция по какому-либо обучающемуся, это будет сигналом для индивидуальной беседы с ним и/или его родителями (возможно с привлечением школьного психолога). Отчет по качеству обучения предмета и диагностическая карта темы представляет ценность для учителя-предметника. Учитель-предметник может проводить направленную коррекционную работу в случаях провалов качества по каким-либо темам. Кроме того, эти отчеты могут быть полезны и для администрации школы для прогнозирования тенденций. Показатели уровня мотивации в этих отчета позволяет выяснять причины удач или неудач в учебной деятельности.

Библиографический список

1. Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании [электронный ресурс]. – URL: http://www.depedu.yar.ru/megaproj/pron_workings/schooll_mon/moksheev.html (дата обращения: 21.10.2009).

2. Мониторинг и диагностика качества образования: монография / Шаталов А.А., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Гвоздева Е.А., Пичугина А.М. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 322 с.

3. Юнусбаев Б.Х. Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ): Учебно-методическое пособие. – Уфа: БИРО, 2007. – 238 с.

Библиографическая ссылка

Ахмедьянов З.У. О РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ «САМОДИАГНОСТИКА» // III Международная научная конференция «Современные проблемы информатизации в системах моделирования, программирования и телекоммуникациях».
URL: http://econf.rae.ru/article/4793 (дата обращения: 18.04.2024).



Сертификат Получить сертификат