Заочные электронные конференции
 
     
Формы работы с родителями в детском саду по подготовке к школе
Сташкова Т.Н., Сиротинская В.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Новые формы работы с родителями в детском саду по психологической подготовке детей к школе

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Одной из основных задач нашего «Центра развития ребенка» является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности.

Выбранное нами направление деятельности детского сада не явились для нас случайными, это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности

родителей через специальные лекции, семинары,

пособия, родительские уголки, индивидуальные

беседы, групповые консультации, дискуссии,

круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада

посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

  • Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

  • Совместные досуги, праздники.

  • Участие родителей в выставках.

  • Организация дней открытых дверей.

  • Выпуск газет.

  • Организация мини-библиотеки.

  • Семинары – практикумы.

  • Устные педагогические журналы.

  • Игры с педагогическим содержанием.

  • Занятия о профессиях, которые проводят родители.

Расскажу подробно о формах работы с родителями в детском саду и, в частности, о работе по подготовке к школе:

1. Анкетирование, тестирование, диагностика.

*Тестирование детей «Моя семья».

* Тестирование детей «Два домика».

*Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»

*Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ.

* Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»

*По эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе.

*Выявление педагогической культуры родителей

* Выявление особенностей воспитания детей в семье

* Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

* Определение типа детско-родительских отношений

* Игровое общение с ребенком.

Анкеты для воспитателей по подготовке к школе.

1. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

2. Определение стиля общения воспитателя с родителями.

3. Опросники для педагогов и родителей при проведении диагностики ребенка с неконструктивным поведением.

3.1 Карта оценки особенностей развития ребенка.

3.2 Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей.

3.3. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.

Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей

1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику.

2. Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.

3. Методика «Половозрастная идентификация» ребенка-выпускника.

2. Беседы, консультации, рекомендации.

*Внеплановые индивидуальные беседы.

*Рекомендации по изучению педагогической литературы.

*Рекомендации по использованию методических пособий.

*Консультации врача.

*Консультации учителя-логопеда.

*Консультации педагога-психолога.

*Консультации инструктора по физкультуре.

*Консультации музыкального руководителя.

Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.

1. Адаптация к школе.

2. На пороге школы.

3. Скоро в школу.

4. Нежелание идти в школу.

5. Балуем ребенка?

6. Дисциплина – это обучение правильному поведению.

7. Как развивать самостоятельность ребенка.

8. Играя – познает мир.

9. Детская любовь.

10. Как помочь непопулярному школьнику найти друзей.

11. Как научить ребенка общаться.

12. Как научить ребенка защищаться.

13. Научите ребенка правильно общаться с другими детьми.

14. Ребенок-кривляка.

15. Упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм, негативизм.

16. Трудные дети.

17. Скоро в школу (мотив обучения).

18.Компонент «школьнозрелости ребенка».

3. Организационные мероприятия.

*День открытых дверей.

*Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника».

*Родительские собрания по проблемам воспитания детей.

*Тренинги.

*Родительская школа «Успешного родителя».

*Педсоветы.

Организационные мероприятия по подготовке к школе.

Авторские программы для подготовки детей к школе *Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» (программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости), автор Т.Н. Сташкова

*Программа «Мамы, в школу собирайтесь!» (программа подготовки родителей детей-выпускников к школе) авторский коллектив.

* Педсовет - ситуативный практикум на тему «Старший дошкольник – будущий первоклассник» с участием родителей.

* Тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?»

* Тренинг для родителей «Развитие общительности.

* Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки.

* Собрание с элементами тренинга "Родители, позаботьтесь о себе!»

* Заседание семейного клуба для родителей в форме игры «Счастливый случай».

* Беседа на родительском собрании «Не хочу делать уроки!

* Собрание «Посеять в детских душах доброту».

4. Выставки.

*Выставки детского творчества.

*Выставки творчества взрослых.

*Выставка игрушек для игр дома.

*Выставка детской литературы для семейного чтения.

*Выставка педагогической литературы для семейного чтения.

5. Наглядность.

*Рекламно-информационный стенд.

*Подборка лекций педагогов-специалистов.

*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов.

*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности.

*Подарки и приглашения к праздникам.

* Газета для родителей «Скоро в школу».

6. Организация праздников и развлечений.

*Подготовка детей.

*Изготовление костюмов и атрибутов.

*Исполнение ведущих ролей.

*Организация дней рождения детей.

*Участие в спортивных развлечениях.

*Фотографирование детей, видеосъемка.

7. Помощь группе.

*Оформление развивающей среды.

*Изготовление пособий и атрибутов для занятий.

*Ремонт мебели и оборудования.

*Ремонт групповой комнаты.

*Ведение кружков по интересам детей.

*Организация экскурсий.

*Спонсорская помощь.

*Дежурства в ДОУ и на участке.

Разработан психологический портрет идеального первоклассника, который помогает родителям в подготовке детей к школе.

Подобраны стихи, загадки и шарады о школе и учебных принадлежностях для чтения дома.

.

Библиографическая ссылка

Сташкова Т.Н., Сиротинская В.Н. Формы работы с родителями в детском саду по подготовке к школе // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/4847 (дата обращения: 16.08.2024).



Сертификат Получить сертификат