Заочные электронные конференции
 
     
Формирование экологических компетентностей в системе непрерывного образования на основе проекта "Школа экологической культуры"
Муравьева Людмила Александровна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на основе реализации проекта «Школа экологической культуры»)

Муравьева Л.А.

директор МОУ ДОД ЦВР «Диалог», г. Тольятти

В городском округе Тольятти уже 5 лет действует « Школа экологической культуры» на базе муниципального учреждения дополнительного образования центр внешкольной работы «Диалог». В рамках данной школы реализуются и проходят различные формы работы с подростками и молодёжью по воспитанию и формированию экологической культуры. Авторским коллективом разработана одноименная образовательная программа, посредством которой происходит формирование теоретических и практических аспектов экологической культуры.

«Школа экологической культуры», позволяет прививать новому поколению нравственное отношение к окружающей природной среде, а также сделать процесс формирования экологической культуры населения управляемым, в том числе заниматься внедрением измерения и оценки состояния экологической культуры населения.

Предназначение ШЭК заключается в образовательно-просветительской и воспитательной деятельности, направленной на то, чтобы научить человека гармоничному взаимодействию с окружающей средой.

Цель ШЭК – осуществить преемственность между образовательными ступенями, а именно, детский сад – школа – колледж – вуз – дополнительное образование. Внедрить системный подход в процессе формирования экологической культуры, дополнить и расширить процесс экологического образования воспитательными компонентами, сделать его комплексным, дополнив практически ориентированными методиками.

Задачи школы:

  • привлечение молодёжных общественных религиозных объединений, средств массовой информации, предприятий и организаций к целенаправленному формированию экологической культуры населения

  • создание детского экологического движения, как одного из механизмов практического формирования экологической культуры городского сообщества

  • создание банка данных по экологическому состоянию города Тольятти.

  • внедрение программ экологического образования, воспитания и просвещения в образовательных учреждениях города

На основе задач определены следующие виды деятельности:

  • образовательно – методическая (мастер – классы для руководителей дошкольных и школьных образовательных учреждений, модельный практикум для детей и педагогов МОУ, ДОУ, конкурсы, круглые столы, семинары);

  • общественно – практическая (проведение конкурсов среди детей, детские экологические праздники, акции, слеты, загородные летние школы);

  • информационно – просветительская (сопровождение экологического сайта, выпуск учебных пособий, информационного справочника, реестра экологических ситуаций, кодекса проживания юного жителя).

Основные положения ШЭК:

  • Непрерывное формирование экологической культуры для всех возрастных групп населения.

  • Реализация принципа «Обучение через всю жизнь».

  • Разработка критериев формирования экологической культуры и её мониторинг.

  • Дифференцированный подход к формированию экологической культуры, определяемый условиями и потребностями различных групп населения.

  • Интеграция экологических знаний и навыков во все виды деятельности человека (учебную, производственную, бытовую, общественную).

  • Разработка и внедрение сетевого многоступенчатого механизма передачи экологических знаний и навыков от одних членов городского сообщества к другим (от детей к родителям, от молодёжи к детям и т. д.)

Реализация деятельности заключается в:

1. Выявлении и формировании актива взрослых и юных людей, обладающих некоторыми экологическими знаниями и навыками, повышенными этическими нормами. Формирование из их числа актива ШЭК. На сегодняшний момент созданы 2 сетевые группы, состоящие из руководителей детских экологической школьных объединений, заведующих дошкольными учреждениями, а также создан совет ГДМОО «Экосодружество».

2. Разработке и реализации образовательных, воспитательных и практических мероприятий по формированию экологической культуры, рассчитанных на различные группы населения: дошкольники, школьники, студенты, родители. Реализация этих мероприятий осуществляется силами педагогов центра, сетевых групп, координационного совета ШЭК и актива детского экологического движения.

3. Выявлении проблем, препятствующих повышению экологической культуры общества. Постоянный поиск методик формирования экологической культуры, эффективных в различных социальных слоях. Практическая реализация наиболее удачных методик.

4. Определении, поиске и привлечении ресурсов, необходимых для работы ШЭК.

5. Составлении реестра экологических ситуаций, наиболее типичных для каждой группы населения. Выработка и распространение методических рекомендаций для населения.

Результаты деятельности ШЭК.

Какими результатами мы можем гордиться на сегодняшний день.

  1. Разработан проект концепции формирования экологической культуры населения г. Тольятти.

  2. Созданы и реализуются учебные курсы ШЭК

  3. Сформированы сетевые, рабочие группы.

  4. Проведены семинары, городские конкурсы, акции, слёты.

  5. Создано ГДМОО «Экосодружество».

  6. Разработаны учебно–методические пособия и справочники.

  7. Руководители ШЭК участвуют в научно–практических конференциях, круглых столах, публикуют статьи.

Научными результатами нашей работы являются статьи, выступления на международных научных конференциях.

Для формирования экологической культуры, по нашему мнению, необходимо применять процессный подход.

На наш взгляд, применение процессного подхода при формировании экологической культуры заключается в следующем:

  • доступность экологической политики для общественности, открытые заявления ШЭК о своих намерениях, принципах и ценностях.

  • Сбор, обобщение и распространение информации о структурах, имеющих отношения к формированию экологической культуры.

  • Практическое повседневное применение экологических знаний, полученных в ШЭК.

  • Объединение ресурсов различных структур в процессе формирования экологической культуры.

  • Нацеленность работы на конкретный результат.

  • Пошаговое достижение запланированной цели.

  • Разработка и реализация концепции организационной схемы и программы ШЭК.

  • Выявление экологических аспектов, составляющих разные виды деятельности человека с тем, чтобы определить способы формирования экологического безопасного поведения человека и разработать методики внедрения позитивного поведения в обществе.

  • Способствовать анализу, мониторингу, корректировке экологической ситуации со стороны управляющих органов силами школы и её сторонников.

  • Постоянно осуществлять адаптацию в изменяющихся обстоятельствах сформирования экологической культуры.

Таким образом, как мы считаем, данный процессный подход сможет начать формировать экологическую культуру населения города.

Первый модуль программы «Экология вокруг нас» направлен на реализацию комплексного подхода к экологическому образованию детей дошкольного возраста и экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды.

Содержание модуля является обобщением опыта организации воспитательно-образовательной работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, носит интегрированный и инновационный характер. Методологической основой программы является концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности Марии Вадимовны Крулехт.

В данном модуле отражены ориентиры педагогической работы по экологическому образованию дошкольников, дана развернутая характеристика содержания основных направлений работы по формированию ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из компетентностно-ориентированного подхода в образовании, рассматривающего компетентность как общую способность, основанную на знаниях, опыте и ценностях, которые приобретены благодаря обучению, дополнительная образовательная программа «Мир экологической культуры» предусматривает формирование следующих ключевых компетентностейдетей дошкольного возраста:

- уметь проявлять интерес ко всему новому (неизвестному);

  • уметь принять правила и условия поставленной задачи;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь делать умозаключения и выводы;

  • уметь находить новые решения проблемы;

  • уметь задавать вопросы на интересующие темы;

  • уметь оценивать свои поступки;

  • уметь оценивать состояние окружающей среды и здоровье человека;

  • уметь прогнозировать последствия своего поведения;

  • уметь работать с моделями, алгоритмами, «читать» схемы и планы;

  • уметь доводить начатое дело до конца;

  • уметь при наличии ошибок самостоятельно находить их и анализировать.

Программа предназначена специалистам дошкольных образовательных учреждений для организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, может быть полезна родителям, студентам педагогических училищ и ВУЗов, а также учителям начальных классов.

Второй, третий, четвертый и пятый блоки данной программы направлены на формирование экологической культуры в школьном возрасте и несёт больше практико-ориентированный подход и позиции к учебным занятиям.

У ребят 8-9 лет, обучающихся по второму блоку «Я и мой мир» формируется стойкий интерес к живой природе и ее охране. Ребята узнают основы режима дня, правила культурного поведения и общения, способы взаимодействия людей друг с другом, исторические места г.о. Тольятти, имена людей, внесших вклад в развитие города. Узнают о понятии «человек» и значении человека на Земле, содержание понятие «здоровый» и «вредной» пищи, свое место в коллективе на момент реализации программы, традиции своей семьи и класса, вред и пользу телевизора. Научатся эффективно взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, применять полученные и имеющиеся знания на практике, в личной жизни.

Второй блок программы «Экология и культура», рассчитан на учащихся 5-7-х классов. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что воспитание экологической культуры, отвечающей предназначению личности как гражданина Мира, идет через:

  • Активное ознакомления с местными природными особенностями и местной культурой;

  • Активное участие в их сбережении и развитие;

  • Объединение личных усилий с усилиями других людей и групп.

Программа несет эколого-биологическую направленность. У обучающихся формируется стойкий интерес к природоохранной деятельности. Дети узнают основные понятия: «природа», «окружающая среда», закономерности взаимодействия живого со средой обитания на основе саморегуляции, взаимосвязь человека с обществом и природой. Знакомятся с предметом экология здоровья и с содержанием понятия «здоровый образ жизни», с факторами, составляющими здоровый образ жизни, с механизмами адаптации человека к природным и социальным факторам. Научатся корректировать свое психофизиологическое состояние на основе его объективной оценки, влиять на собственную эмоциональную сферу через формирование общественно значимых духовных потребностей, смогут соблюдать правила личной гигиены, элементарные приемы закаливания, оценивать экологическое состояние семьи, школы, класса, и принимать меры к оптимизации микросоциума. Ребята будут иметь навыки адекватного и оптимального общения в кругу сверстников и в семье, правильного и разумного поведения в природе, и некоторых экстремальных ситуациях.

Четвертый модуль «Экосвет», рассчитанный на детей 13-15 лет, дает возможность знакомить учащихся с источниками загрязнения атмосферы, литосферы и гидросферы, с химическими элементами и их соединениями в биосфере, биохимическими циклами элементов, с антропогенным источниками тяжелых металлов – меди, ртути, свинца, их воздействием на организм. Стратегическая цель модуля – развитие нравственно-экологического аспекта воспитания и образования как основы профессиональных знаний, навыков и умений в области охраны и рационального использовании природных ресурсов. Ребята познакомятся с основными понятиями блока: «экология», «биосфера», «продуценты», «внешняя среда», «экологические факторы», «охрана природы», «заповедники», «заказники», «парки», «Красная книга», с особенностями окружающей среды, со сменой и восстановлением биоценозов, с факторами, влияющими на состояние здоровья человека. Узнают о влиянии антропогенного загрязнения на молекулярные структуры и биохимические процессы, об источниках загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, о микроэлементах и их роль в организме человека. На основе приобретенных знаний у детей сформируются следующие умения: устанавливать взаимосвязи между состоянием организма человека и причинами, обусловившими его, выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах, выделять формы взаимоотношений в биоценозах, характеризовать пищевые связи в конкретных условиях обитания, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках и применять ее, грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчетов, таблиц, графиков, анализировать, делать выводы, осуществлять мониторинг состояния исследуемого объекта, объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях для решения задач охраны и рационального природопользования, определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности.

Пятый модуль «Я – экологическая личность» рассчитан на детей 15-17 лет с целью формирования у ребят ключевых компетентностей через развитие экологической инициативности в улучшении среды обитания. У старшеклассников формируется устойчивый интерес к участию в разных видах практической деятельности экологической направленности. Ребята узнают соотношения инстинктивного и социального поведения человека, социо-природную систему явлений, историю взаимодействия общества и природы и противоречия между ними, способы и перспективы взаимодействия общества и природы, примеры деградации природной среды, эколого-генетические последствия загрязнения окружающей среды, влияние никотина и алкоголя на половые функции мужчин и женщин, на эмбрионное развитие человека, познакомятся с понятиями «качество жизни», «городская среда», «ноосфера». В рамках этого модуля ребята научатся вести практическую работу по ландшафтному дизайну, организовывать праздники экологической направленности, поддерживать положительный микроклимат в коллективе, разумно использовать водные, энергетические ресурсы. А так же получат навыки формирования здорового образа жизни, использования целительных природных факторов, приемов народной медицины, гигиены организма, разумного поведения в природе, коллективного и индивидуального труда по оздоровлению экологии в своем микрорайоне, работы с литературой и оформления рефератов.

По каждому блоку осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, включающее в себя диагностические исследования по различным методикам.

Библиографическая ссылка

Муравьева Людмила Александровна Формирование экологических компетентностей в системе непрерывного образования на основе проекта "Школа экологической культуры" // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4859 (дата обращения: 25.12.2024).



Сертификат Получить сертификат