Заочные электронные конференции
 
     
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ
Гришакина О.П.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Методические материалы

для консультации педагогов и молодых специалистов

победителя ПНПО-2007, учителя географии и истории

МОУ гимназии №7 г. Чехова Гришакиной О.П.

30.11.2009 ТЕМА:

«Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии и истории»

Смена исторических эпох определяется

сменой коммуникационных технологий.

Герберт Маршалл Маклюэн

Вначале рассмотрим несколько терминов:

  1. Информационная революция - это переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия.1

  2. Информационное общество – общество, где главным продуктом производства являются знания, широко распространены средства вычислительной и информационной техники и сформированы глобальные информационные сети.

  3. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

  4. Единая информационная образовательная среда образовательного учреждения – система информационных ресурсов и общения, созданная путем координации различных сфер учреждения, а именно учебного процесса, контроля, измерения и оценки результатов обучения, научно-исследовательской и проектной деятельности, внеклассной и организационно-управленческой деятельности.

  5. Педагогическая технология — это определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.

  6. Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, приемов и форм обучения с использованием новых информационных и телекоммуникационных средств и техники, развитие умения получать знания и преобразовывать информацию из различных видов современных источников и современные средства коммуникации.

  7. Урок - это динамичная, целостная, вариативная, многогранная форма организации учебно-воспитательного процесса, направленная на взаимодействие и сотрудничество учащегося и учителя в развитии знаний, кругозора, в воспитании и совершенствовании человеческих качеств, в стремлении к творческой активности и постоянному познанию.

  8. Метод обучения - способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.2

  9. Методика обучения - совокупность методических правил и рекомендаций, система научно-обоснованных методов, правил и приемов обучения.

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем,

кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Ж.Ж. Руссо

Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию «обучение».

Современные технологии дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:

  • вариативность и альтернативность способов обучения;

  • рациональная организация учебного процесса;

  • личностно-ориентированный подход;

  • активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий;

  • создание условий для активной собственной познавательной деятельности;

  • поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения;

  • самоконтроль и взаимоконтроль;

  • создание «ситуации успеха»;

  • ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению; воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.

Для более грамотной организации работы по применению ИКТ на уроках в нашем учреждении была создана целенаправленная система обучения.

Цель ее: поиск путей повышения эффективности преподавания через современные средства.

Задачи: оказание максимальной помощи учащимся в освоении ими приемов получения знаний из различного рода информационных источников и применении этих знаний на практике, повышение познавательной активности и самостоятельности, поэтапное формирование у детей логики усвоения знаний, формирование компьютерной грамотности.

Направления:

1) дифференциация обучения, индивидуальная траектория развития;

2) использование интерактивной доски, ИКТ, Интернет-технологий, электронных учебников и пособий, энциклопедий и справочников, систем тестирования, самостоятельно созданных мультимедийных материалов и систем тестирования;

3) преподавание блоками, логические опорные схемы;

4) исследовательская и проектная деятельность;

5) внеурочные формы занятий по предмету с использованием ИКТ.

Трудно представить современного школьника, особенно старшеклассника, вообще не владеющего азами компьютерной грамотности, не умеющего пользоваться поисковыми системами Интернета, не знающего как нужно работать с информацией, дифференцировать ее, преобразовывать, хранить, передавать. Но нужно научить делать ребят это грамотно, правильно, с практической пользой для своего интеллекта и кругозора, а работая с какой-то темой не просто узнавать ее, а – исследовать, открывать в ней новое, находить решения выявленным проблемам, создавать проекты, творчески мыслить, быть познавательно активным и развивающимся человеком

Тогда современные школьники могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:

  • умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально - экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя знания;

  • умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с любой информацией;

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;

  • уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для достижения желаемого учебного эффекта учитель должен стремиться рационально сочетать традиционные и современные педагогические технологии, разнообразные методы и приемы преподавания, адаптируя их к каждому отдельному классу и к каждому отдельному ученику. Ему нужно открыть для детей радость познания, радость учебного труда, радость достижения цели и результата; привить им привычки правильной организации умственного труда; развить самостоятельность и активную познавательную позицию каждого.

География и история являются особыми учебными предметами, которые позволяют широко реализовывать перечисленные выше идеи. В какой бы форме (традиционной или новой) эти уроки не проводились бы, этапами процесса усвоения информации все равно остаются: воспроизведение, осмысление, восприятие, понимание, обобщение, применение.

На каждом уроке можно учить ученика мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, применять знание в сходной или новой ситуации, получать и преобразовывать информацию, получаемую не только из учебника, а из документов, таблиц, схем, карт, атласов, справочников, энциклопедий, образовательных ресурсов, электронных пособий, фото и видеоматериалов, рассказов историков, путешественников, научно-популярных журналов и художественной литературы.

Подбирая с учетом всего этого необходимые материалы для урока, комплекты учебно-наглядных пособий, тренировочные упражнения, самостоятельные и практические работы, формы контроля и коррекции знаний и умений современный учитель обладает гораздо большим арсеналом средств, нежели 10 или 20 лет назад. Потому что у него на вооружении есть современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

К ресурсам и средствам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • системные программные средства и программные средства общего назначения;

  • источники информации: электронные энциклопедии и справочники, информационные сайты, поисковые системы Интернета, компьютерные каталоги библиотек;

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

  • интерактивные доски;

  • тренажеры и программы тестирования;

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

  • видео и аудиотехника;

  • виртуальные конструкторы;

  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы;

  • интерактивные конференции и конкурсы, электронные журналы;

  • материалы для дистанционного обучения, учебные «кейсы»;

  • созданные учащимися научно-исследовательские работы и проекты.

Уроки с применением ИКТ позволяют сделать занятия более интересными, дают возможность образнее и нагляднее представить материал, сделать более дифференцированным обучение, активизировать процесс учебной деятельности, разнообразить контроль, развить навыки компьютерной грамотности, повысить самооценку учащихся.

Но не стоит проводить уроки с применением современных средств и технологий только в угоду педагогической моде. Ведь, не развлечь, а научить должны мы на уроке. Именно научить. А не выдать информацию, а потом проконтролировать, как ее усвоили дети. Есть разные категории педагогов: одни «обучают и контролируют», другие - «действительно добиваются, чтобы сами ученики знали, умели и помнили».

Очень важно сочетая разные средства обучения создать психологически комфортную, рабочую и деловую обстановку на уроке, чтобы он действительно давал возможности учиться и работать без принуждения, с перспективой своего совершенствования

География и история позволяют использовать в этом множество приемов: эмоциональный эпиграф, выведенная на экран яркая картина амазонской сельвы, исторического события, телесюжет из новостей о голодных детях в Африке, сведения из сайта государственной службы статистики о прожиточном минимуме, новый выпуск журнала «Вокруг света», стихотворная строка о выдающейся личности – все может положить начало интересному и заинтересованному разговору о проблемах и законах природы и общества, дать толчок к поискам ответов на проблемные вопросы.

Формы урока тоже дают учителю широкий простор для творчества: заочные путешествия, ролевые игры, конференции, панорамы событий, диспуты, соревнования, экскурсии, телемосты, лекции, семинары, аукционы идей и проектов, отчеты о туристических поездках, практикумы, общественные смотры знаний, уроки-презентации, уроки с интерактивной доской, уроки в интерактивном режиме с помощью ресурсов Интернета, уроки обучения по группам, круглые столы, творческие мастерские…

Наш опыт применения компьютерных технологий в обучении в школе позволяет заключить, что для получения высокого обучающего эффекта важно их систематическое, а не эпизодическое использование, как на стадии изучения материала, так и на стадии закрепления, на стадии оперативного контроля за усвоением знаний. Для этого также необходим широкий ассортимент педагогических программных средств (ППС) и методики их использования, то есть конкретные рекомендации по организации уроков. Как правило, для опытного учителя не составляет труда на основе компьютерной программы разработать соответствующий урок. Молодым же учителям для этого необходима помощь в виде планов-конспектов, методических рекомендаций по использованию ППС на разных этапах урока и в классах с различным уровнем подготовки учеников.

Современные дети быстрее и глубже понимают то, что им интересно, т.е. у учащихся должна возникнуть потребность в информации или определенной деятельности, а компьютер сам по себе является мощным мотивационным толчком в этом, т. к. все сферы деятельности общества сейчас в разной мере используют компьютер.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л. Толстой

Очень удобны и всегда ориентированы на особенности темы и класса - учительские авторские презентации тем. Их преимущество состоит в существенном усилении наглядности процесса обучения, возможности использовать материал несколько раз, дома. «Детская природа требует наглядности» - писал русский педагог К.Д.Ушинский, и это требование легко может быть удовлетворено средствами компьютерных технологий. Необходимый иллюстративный материал может быть получен разными способами: начиная от сканирования, заканчивая демонстрацией опытов и экспериментов с помощью интерактивных программ образовательных ресурсов Интернета.

В авторской презентации для закрепления материала используются разнообразные программы-тренинги, вопросы, задачи, проблемные ситуации. Справочные материалы (таблицы, схемы) удобно высвечиваются на экране. Контроль знаний индивидуально по вариантам – в виде тестов или практикумов.

Урок-презентация - это прежде всего простая, надежная, яркая, многоцелевая и мультимедийная форма, которую быстро освоили все педагоги, даже только начавшие свое общение с компьютером и проектором.

В практике различают несколько видов презентаций, которые можно делать для уроков:

  • презентации - анонсы (рекламы) изучения блока тем,

  • презентации официально-эмоционально типа,

  • презентации-лекции,

  • презентации комбинированных уроков,

  • презентации для самостоятельного просмотра и изучения тем (учебные кейсы),

  • презентации - практические работы,

  • презентации – тренажеры,

  • презентации тестирования и т.д.

Они неодинаковы по средствам подачи содержания, процентам сочетания графических, иллюстративных, видео и текстовых материалов, количеству кадров, требованиям к управлению слайдами и формируются в зависимости от особенностей курса, места данного урока в нем, особенностей класса и возраста учащихся.

Для создания презентаций сейчас у учителя есть огромное количество возможностей, электронных ресурсов, нужно только желание и умение грамотно сделать их, накопив целый банк собственных электронных методических пособий.

Много интересных возможностей для интенсификации урока предоставляет интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет понятный легкий и удобный графический интерфейс.

Работая с интерактивной доской, учитель может:

  • активно комментировать материал, выделять, уточнять, добавлять, делать пометки, рисовать на карте и делать записи поверх любых заданий;

  • выполнить набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста,

  • провести проверочную работу с картой, схемой, текстовым заданием;

  • организовать обсуждение вариантов решения задания;

  • использовать на уроках тезисы, картины, фотографии, таблицы, видеосюжеты, справочные материалы;

  • создавать ссылки с одного файла на другой;

  • благодаря наглядности и интерактивности вовлечь весь класс в активную разнообразную работу;

  • сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа всю проведенную в ходе урока работу со всеми записями и пометками;

  • значительно сэкономить время, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности учащихся.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества за счет новизны деятельности, интереса к работе с использованием проектов и учебных исследований.

Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, приобретают коммуникативные умения, работая в группе, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании географии и истории метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.

Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них тема, проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. Затем идет постановка задачи и составление плана работы, что развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. Выполнение проекта в соответствии с поставленными задачами – следующий этап. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников.

При подведении итогов работы можно выработать у школьников умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

При защите проекта учащиеся самостоятельно готовят презентацию, выстраивают систему доказательств, пробуют аргументировать правильность и рациональность решения, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Варианты проектов и учебных исследований могут быть самые разные, начиная от гипермедиасочинения - иллюстрированного сообщения (например, по темам «Вулканы России», «Почему Россия выбрала имя «Александр Невский»); выступления с мультимедиапрезентацией (например, «Главные туристические маршруты Европы», «Династические войны Габсбургов») до серьезных краеведческих или научных исследований по актуальным темам с отчетами и вариантами решения проблем.

Чтобы идти в ногу со временем, нужно чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти сейчас великое множество и использовать их многократно. Нужно только подойти к этому творчески и подключить к поискам своих учеников. Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителя, потому что он не может оставаться информационно малограмотным, а начинает активно повышать свое педагогической мастерство и уровень работы с техникой. Ведь эффективность работы с ИКТ зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.

Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства

являются залогом успеха учащихся.

В. Лизинский

1 Термины 1-4. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. / сост. Черненко О.Н. - Волгоград: Учитель, 2007. – 135с.

2 Термины 5,8-9. Никишина И.В. инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование интерактивных форм и методов процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель. 2008.-91с.

Библиографическая ссылка

Гришакина О.П. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ИСТОРИИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4866 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат