Разработка депрессорных присадок, позволяющих перевести летние дизельные топлива в разряд зимних, является важной народнохозяйственной задачей.
Актуальность настоящей работы не вызывает сомнений ввиду того, что в настоящее время наблюдается острый дефицит в зимних сортах дизельного топлива. Это связано с тем, что для производства зимнего дизельного топлива конец кипения фракции ограничивают в пределах 310-320˚С. Для компенсации этого недостатка очень важна разработка эффективных присадок для перевода летних дизельных топлив в разряд зимних. Такие дизельные топлива с участием разработанных депрессорных присадок проявили высокие физико-химические и эксплуатационные свойства. Так, например, при введении разработанной нами присадки удалось понизить температуру замерзания более чем на 25 0С при сохранении на уровне технических нормативов других важных эксплуатационных характеристик этих топлив.
Оригинальная методика подхода к разработке наукоемкой продукции позволила получить принципиально новые депрессорные присадки, способные комплексно воздействовать на основные компоненты дизельной фракции. Тем самым они значительно снижают негативную роль высокомолекулярных парафиновых углеводородов на температуру застывания и предельную температуру фильтруемости базовых фракций, таким образом, модифицированные ими дизельные фракции выводятся на уровень зимних или даже арктических топлив.
В конечном счете, основными достоинствами разработанных присадок явились: универсальность, высокая технологичность их приготовления и применения, малые энергозатраты, минимальные изменения в технологической линии производства дизельных топлив, жидкофазная консистенция, экологичность организации производства и относительная дешевизна конечного продукта, возможность увеличения глубины отбора базовой дизельной фракции из нефти.
Следует отметить, что суммарный объем производства дизельного топлива в РТ при сложении мощностей Нижнекамского НПЗ, Елховского НПУ, ОАО «Татнефтепром-Зюзеевнефть» составляет порядка 1 000 – 1 080 тыс. тонн в год, а потребность в присадке на такой объем достигает до 540 тонн в год, для всего российского рынка объемы могут кратно возрасти.
Предложенную технологию производства депрессорных присадок можно, безусловно, отнести и к разряду ресурсосберегающих, поскольку увеличение глубины отбора дизельной фракции из нефти при использовании разработанных присадок позволит существенно уменьшить расход нефти для получения 1 тонны дизельного топлива.
Библиографическая ссылка
Зайдуллин И.М., Кемалов Р.А. Разработка рецептур и технологии производства депрессорных присадок к дизельным топливам // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4869 (дата обращения: 23.12.2024).