Читинский Государственный Университет, Чита, Россия
В данной работе рассматривается такая разновидность социального диалога, как политической диалог, то есть такую форму демократического общения, которая так или иначе связана с деятельностью органов власти: либо власть является одним из субъектов диалога, либо действия властных структур являются предметом обсуждения, либо и то и другое. Политический диалог - важнейшая разновидность диалога, так как решения, действия власти оказывают прямое или косвенное воздействие на всех граждан.
«Диалог» - в словарях трактуется как «форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами»1, как «форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик»2. В некоторых источниках подчеркивается, что диалог - это, прежде всего «способ поиска истины в ходе беседы, спора или дискуссии, способ нахождения согласованного решения, преодоления конфликтов и трений в совместной социальной жизнедеятельности»3. Слово «диалог» происходит от греческого «dialogos». Приставка dia, в данном случае соответствующая в русском языке значениям «раз», «через» и обозначает при этом законченность действия; а корень logos широко используется в значении «слово», «повествование». Следовательно, как отмечает исследователь журналистики Е.П. Прохоров, «диалог» в широком значении - это такое речевое общение с использованием всего многообразия средств, «в ходе и результате которого возникают удовлетворяющие всех результаты, т.е. «разговоры с договоренностью», а не просто обмен идеями, репликами, высказываниями»4. Данное определение хорошо выявляет суть определяемого понятия, но является недостаточно лаконичным. Диалогом можно назвать как процесс общения, двусторонней коммуникации, изначально направленный на достижение консенсуса и поиск истины. Диалог обычно противопоставляется монологу - процессу односторонней коммуникации, когда информация движется лишь в одном направлении. Ведя речь о двусторонней коммуникации в обществе, исследователи чаще всего употребляют понятие «социальный диалог». Это достаточно широкое понятие. Любой диалог, ведущийся в человеческом обществе, является социальным.
Диалог как принцип политической практики, раскрывающий внутреннюю сущность понимания политического партнера, был известен еще в античности. Одно из величайших открытий сократических диалогов Платона – вывод о том, что вопрос, вопреки общепринятому мнению, труднее ответа. Вспомним известный спор о способе ведения беседы в «Протагоре» Платона. Когда собеседники Сократа не сумели найти ответа на его затруднительные вопросы, они постарались изменить тактику и занять показавшуюся им более выгодной позицию спрашивающего – и именно тогда они потрепли окончательное поражение.
«Политический диалог (греч. - разговор, беседа) - способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества»5.
Политический диалог основывается на следующих принципах: научности; партийности; единства теории и практики; признания равенства и взаимного уважения участвующих в политическом диалоге сторон. Искажение любого из этих принципов приводит к политическому авантюризму и авторитаризму, что, в конечном счете, ослабляет развитие демократии.
Для осуществления диалога необходимо социально-политическое противоречие, которое в результате осуществления политического диалога должно быть либо разрешено, либо сохранено в том или ином виде без значительного ущерба для социально-политической целостности. Кроме того, политический диалог можно понимать как установку политической культуры субъектов, в разрешении социально-политических проблем.
Главной задачей политического диалога является самореализация партнеров. В контексте диалога культур данная проблема перерастает в актуальность самореализации каждой политической культуры в едином политическом пространстве современного мира. До сих пор в мировой политической практике только западная культура находила самореализацию, навязывая свои принципы другим в качестве универсальных. Признавая равноправие политических культур нельзя не признать и право на самореализацию.
В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества.
В процессе политического диалога различают лояльные и нелояльные приемы его проведения. Лояльные приемы: концентрация аргументов в свою пользу; аргументы должны быть систематизированы по объективности и фактической основе; поиск слабых аргументов в политической позиции противника; никогда не доказывать очевидного, ясного для аудитории, что приводит к профанации позиции субъекта политического диалога. Нелояльные приемы: уклонение от предмета обсуждения политического диалога; обращение к личностным характеристикам спорящих; привлечение аудитории для поддержки своей политической позиции; угроза применения силы: от угрозы сворачивания политического диалога до физической расправы над политическим оппонентом6.
Структура политического диалога:
1) оппонент - субъект, предлагающий решение политической проблемы или просто ставящий, формулирующий ее;
2) оппонент - субъект, критикующий положения, высказываемые оппонентом в устной или письменной форме;
3) аудитория - группа субъектов, при которых и ради которых ведется политический диалог;
4) средства массовой информации как средство ведения заочного политического диалога.
В политическом диалоге присутствуют противники, которые выступают в качестве носителей противоположных идеологий и интересов в рамках единой социально-политической ситуации. В условиях развитой демократии различие в политических позициях естественно, но существует достаточно разработанная процедура политического диалога, который способствует преодолению противоречий, кроме того, сама политическая среда ориентирована на осуществление диалога, поскольку разрыв между действительностью и проблемным пространством политики не так велик. Когда политические проблемы не связаны с кризисностью социокультурной целостности, они вполне разрешимы в рамках диалога.
1 Российский энциклопедический словарь. - Кн.1. / Под ред. A.M. Прохорова. - М, 2001. - 1024 с.
2 Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М., 1998. - 488 с.
4 Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. - М: 2001. - С. 129.
5 Политический словарь // [Электронный ресурс]: http:// www.33333.ru
6 Политический словарь // [Электронный ресурс]: http:// www.mirslovarei.com
Библиографическая ссылка
Борисенко Ольга Адреевна Диалог как принцип политической практики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4870 (дата обращения: 23.11.2024).