г.Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет
ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Российская система образования, являясь одной из немногих, имеющих общемировое значение и включенная в единые процессы трансформаций, находится на этапе своего очередного кардинального реформирования. Переход на уровневую систему образования актуален не столько потому, что Россия присоединилась к Болонскому процессу. Он обусловлен современными экономическими и социальными реалиями, когда человеку приходится менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни. В глобальном индустриальном обществе, ориентированном на знания и услуги, устаревание одних профессий и появление новых становится естественным процессом. Сегодня, по некоторым оценкам темпы прироста новых знаний составляют 4-6 % в год. Это означает, что большую часть профессиональных знаний специалист должен получить после окончания вуза. Следовательно, для поддержания конкурентоспособности специалисту необходима готовность к постоянному самосовершенствованию в профессиональном плане. (Е.А.Мелёхина, 2003). Таким образом, актуальность введения в систему подготовку специалистов, бакалавров, магистров специального курса «Психологическое сопровождение профессиональной карьеры» не вызывает сомнения. В данной статье представлен опыт разработки и внедрения соответствующего курса.
Повышение роли личности в построении и реализации её карьеры напрямую связано с местом, которое карьера занимает в жизни субъекта. Это предполагает необходимость изучения содержания, компонентного состава, конкретных характеристик отношений к карьере и их индивидуально-типических вариантов. Изучение отношения к карьере обязывает к рассмотрению его как целостного образования, которое включает в себя мотивы, оценки, переживания, стратегии поведения. Практика психологического консультирования и психологического сопровождения карьеры требует знаний об индивидуальной специфике проявлений различных видов карьер. Наличие этих знаний позволит прогнозировать карьерную удовлетворенность и карьерное поведение субъектов. Полученная информация будет способствовать большей адекватности психологических мер, направленных на достижение карьерного успеха, на повышение эффективности профессиональной деятельности, с одной стороны, и на обеспечение самореализации субъектов в их профессиональной карьере, с другой стороны.
Программа специализированного курса построена в соответствии с требованиями программы Государственного образовательного стандарта по специальности 050706.65 – Педагогика и психология. При разработке курса учитывалась специфика будущей профессиональной деятельности.
Специализированный курс «Психологическое сопровождение профессиональной карьеры» является важным составляющим элементов в развитии специалиста на современном этапе. Основываясь на стандарте специальности, можно отметить, что курс «Психологическое сопровождение профессиональной карьеры» вносит информационный вклад и, в свою очередь, базируется на знаниях, сформированных по таким дисциплинам, как: основы профориентологии; психология труда; социальная психология; психология управления; введение в профессию и др.
Данный курс отвечает на важные для специалиста вопросы: что такое карьера, каким образом выстраивается индивидуальная карьерная линия, какими методами располагает наука относительно позитивной самопрезентации.
Предприятия современного типа принимают на себя неформальные обязательства рационально использовать качества сотрудников и дать каждому шанс сделать карьеру. Акцент на развитии персонала, планировании карьеры и деловой активности сотрудников стал отличительным признаком инновационного стратегического управления персоналом успешно действующих фирм. В связи с этим, данная дисциплина помогает выработать системный и практический подход к решению проблем, связанных с индивидуальным карьерным ростом, способствует обретению навыков и умений конструктивной коммуникации, самопозиционирования и карьерного планирования. Психологический подход к рассмотрению деловой карьеры позволит студентам представить карьерную траекторию как систему, обеспечивающую постоянный ресурс развития личности во всех фазах её жизненного цикла.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050706.65 – Педагогика и психология дисциплина «Психологическое сопровождение профессиональной карьеры» относится к циклу дисциплин специализации/национально-региональному (вузовскому) компоненту и определяется следующим содержанием: феномен «карьеры» в психологических исследованиях; исторический обзор представлений о карьере; классификация типов карьер; описание стадий карьеры; основные модели и стратегии карьеры; детерминанты карьерного процесса; карьера как подтверждение социальной идентичности; понятие и оценка успешности карьеры; технологии управления карьерой: методы оценки карьерного потенциала, диагностика и развитие карьерного потенциала; структура карьеры; целеполагание в карьере и карьерное планирование; карьерный самоменеджмент.
Основная цель курса состоит в формировании у студентов знаний и умений в области психологии карьеры и представлений о психологических особенностях и закономерностях непрерывного карьерного процесса.
Знания по предмету курса «Психологическое сопровождение профессиональной карьеры» позволят педагогу-психологу психологически грамотно организовывать и проводить диагностику карьерного потенциала, коррекцию карьерных планов и развитие компетенций в управлении карьерой.
Задачи курса:
сформировать у студентов психологические знания относительно современного наполнения термина «карьера»;
раскрыть основные психологические закономерности карьерного процесса;
дать психологическую характеристику личности на разных этапах карьеры;
рассмотреть основные психологические характеристики карьеры;
показать взаимосвязь профессионального развития, личностного развития и построения карьеры;
вооружить студентов методами исследования и развития карьерного потенциала;
сопроводить студентов в процессе познания себя, самовоспитания и саморазвития.
В процессе изучения дисциплины используются следующие технологии:
- Активное (контекстное) обучение. Предполагает, организацию активности обучаемых. Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности.
- Технология учебной деловой игры. В процессе реализации данной технологии происходит моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей.
Методические приемы, реализуемые в процессе изучения дисциплины:
- самостоятельная работа с литературой;
- организация групп краткого обсуждения;
- анализ конкретных ситуаций;
- презентация карьерных планов;
- составление резюме;
- проведение деловых игр;
- реализация традиционных форм обучения: лекции, семинары.
Данный курс внедрялся и продолжает реализовываться на факультете психологии, в течение 5 лет. Занятия ведутся для студентов 4-5 курса специальности «Педагогика и психология». Для решения сформулированных в рамках курса задач применяются следующие формы работы (сокращенный вариант): анализ собственных представлений о карьере («Мозговой штурм») (Е.А.Могилёвкин, 2007); анализ научных подходов к определению карьеры; оценка собственной профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер, 2004); игровые упражнения: «День из жизни» (Н.С.Пряжников, 2005), «Психолог на работе»; групповая дискуссия «Два сердца»; деловая игра «Карьера в компании» (Е.А.Могилёвкин, 2007); анализ стандартизированных биографических описаний людей, успешных в карьере (Л.Н.Щербакова, 2005); анализ индивидуальных убеждений представленных в сознании и оценка их влияния на карьеру (анализ сказки «Лентяй и работяга») (Л.Б.Шнейдер, 2004); упражнения по отработке навыков по постановке карьерных целей и составлению карьерного плана. Диагностический блок, реализуемый в рамках курса, включает в себя следующие методики: самооценка уровня онтогенетической рефлексии (Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов); методика на определение уровня общей и социальной самоэффективности (М.Шеер, Дж.Маддукс/ в адаптации А.В.Бояринцевой); Э.Шейн «Якоря карьеры»; модифицированный вариант методики Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» и пр.
Таким образом, курс основывается на трех блоках:
блок – анализ и развитие собственной профессиональной идентичности. С точки зрения сущностного наполнения процесса психологического сопровождения, мы, вслед за Л.Б.Шнейдер (Л.Б.Шнейдер, 2004), считаем целесообразным рассмотрение процесса карьеры в соотношении с понятием «профессиональная идентичность». А именно: в определенном смысле понятие карьеры и профидентичности аналогичны по своей композиции. Основой и построения карьеры, и достижения профидентичности является «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека (Шнейдер Л.Б., 2004). В рамках «Я-концепции» формируется представление о профессиональном будущем в виде образа профессии или в виде конкретной профессиональной цели. Образ профессии реализуется через процессуальную активность человека, базирующуюся на чувстве ответственности, конкретная цель – через целевую активность, базирующуюся на контроле за ситуациями и отношениями. Исходом первой ситуации является достижение профессиональной идентичности, свидетельством чего служит профессиональное мастерство человека, исходом второй – построение карьеры, свидетельством чего служит профессиональный успех. Таким образом, рассматривая содержательное наполнение психологического сопровождения профессиональной карьеры, акцент делается на осознании своей профессиональной позиции и личностных качеств, умений и навыков способствующих/препятствующих реализации в профессии.
Приведем пример упражнения из этого блока:
Цель:Анализ собственной профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер, 2004).
Инструкция: Сейчас вы через свободные ассоциации проанализируете содержание собственной профессиональной идентичности.
Пишем по два слова-стимула: «психолог», «педагог».
На каждое слово надо по кругу написать 10 слов-ассоциаций. Ассоциации на слово «психолог» следует писать одним цветом, на слово «педагог» - другим.
Затем обращаемся к своей профессиональной идентичности. В центре пишется личное местоимение Я и вокруг него рисуются два круга – центральный и периферийный.
Из списка качеств, написанных на слова «педагог» и «психолог» выбрать те, которые, по вашему мнению, присущи вам самим. При этом, ярко выраженные – пишем в центральном круге, а остальные – в периферийном (цвет сохраняем).
Обсуждение:
Цвет, какой профессии преобладает? Что преобладает в центральном круге, а что в периферийном? Каким цветом написаны отрицательные качества? Положительные? Какой вывод о содержании собственной профессиональной идентичности можно сделать?
блок – отработка умений ставить цели карьерного продвижения и планировать перспективы развития карьеры. Целеполагание представляет собой процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей, переходит уровень мотивов и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к удовлетворению потребностей) со средствами, т. е. ресурсами, условиями, возможностями. Таким образом, успешное движение внутри организации может быть обеспечено за счет умения ставить карьерные цели и разрабатывать карьерные планы и гибко адаптироваться к требованиям организации, а успешное движение внутри профессии обеспечивается осознанностью профессиональной позиции (сформированностью представлений о профессии, собственных профессиональных компетенциях и осознанностью карьерных ориентаций).
Приведем пример упражнения из этого блока:
Упражнение «Мечта и цель» (по Ю.Туюшеву). Цель: Составление личного карьерного договора.
Содержание: Преподаватель предлагает студентам индивидуально заполнить бланк карьерного договора, содержащего следующие 7 пунктов:
Как я узнаю, что моя карьерная цель достигнута?
Чем я готов заплатить за достижение этой цели?
Когда точно будет достигнута карьерная цель?
Какие опасности на пути достижения карьерной цели?
Какова будет символическая награда за достижение цели?
Какие пункты войдут в мой карьерный договор о достижении цели, икаково их наполнение (письменно зафиксировать результаты предыдущих шагов)?
Что я сделал для продвижения к цели (ежедневный вопрос самому себе)? Постоянный мониторинг выполнения пунктов договора и обеспечение пусть даже минимального, но продвижения к поставленной цели.
Инструкция: «На выполнение задания отводится 30 минут. Вам необходимо записать все пункты карьерного договора. После того как вы индивидуально и совершенно самостоятельно составите такой договор, я прокомментирую каждый пункт, и у вас будет еще 10 минут на внесение необходимых корректировок».
Методические замечания: После индивидуальной работы студентов с карьерными договорами преподаватель дает комментарии по заполнению каждого пункта договора. После озвученных комментариев преподаватель дает студентам еще 10 минут на корректировку индивидуальных карьерных планов.
блок – формирование представлений о сложностях и проблемах карьерного роста в организации на этапе адаптации, отработка выбора и реализации той или иной модели и стратегии карьерного продвижения в зависимости от особенностей организации. Важным моментом в проектировании направлений психологического сопровождения карьеры является соотнесение своей индивидуальной концепции карьеры с требованиями конкретной организации, профессионального сообщества. Ведь основная проблема молодых специалистов (как отмечают работодатели) заключается в резком несоответствии их карьерных концепций и завышенных карьерных ожиданий – с одной стороны, и возможностей и интересов организации – с другой (Е.А.Могилёвкин, А.С.Бажин, 2007).
Приведем пример упражнения из этого блока:
Групповая дискуссия «Два сердца» (Е.А.Могилёвкин, 2007). Цель: Отработка умения решить проблемную ситуацию, выбрать оптимальную тактику соотнесения собственных целей и целей профессионального сообщества, определение системы ценностей и места в ней личного профессионального и карьерного успеха.
Необходимые материалы: Карточки с краткой характеристикой пациентов (по числу участников).
Содержание: В начале упражнения участникам дается установка, что они в данной игре — кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У каждого кардиохирурга есть свой пациент. Причем всем пациентам в равной степени необходимо срочно провести операцию по пересадке сердца. Операцию можно выполнить любому из пациентов, независимо от пола и возраста. Но, на данный момент в клинике всего два донорских сердца, которые можно пересадить (а участников в этой игре, как правило, 8-10). Каждому участнику тренер раздает персональную мини-характеристику его пациента (варианты характеристик пациентов формулируются проблемного типа, например: врач-онколог, женщина, 33 года, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови и т.п.).
На обсуждение и принятие решения кардиохирургам отводится 30 минут. После завершения обсуждения и принятия решения одному (или двум) из всех обсуждавших проблему «кардиологов» группа делегирует право объяснить родственникам пациентов, которым операция выполняться не будет, почему принято именно такое решение.
Инструкция: Вы все сейчас — профессиональные хирурги крупной американской клиники. Каждый из вас ведет своего пациента, которому необходима срочная пересадка сердца. Но ситуаций осложняется тем, что сейчас в клинике в наличии только два сердца, годных к пересадке. Через 30 минут обсуждения, которое вы проведете так, как считаете нужным, вам необходимо принять решение, каким двум пациентам будет сделана операция по пересадке сердца. Решение необходимо обосновать и сообщить родственникам всех пациентов.
После проведения групповой дискуссии преподаватель организует обсуждение по следующим вопросам: Каким образом учитывалась система ценностей игроков при принятии решения? Участники в большей степени ориентировались на прагматичный или гуманистический подход? Кому было важно любой ценой отстоять своего пациента и добиться, чтобы именно ему была проведена пересадка сердца? Что для этого было сделано, какие аргументы применялись, насколько они были действенны? Кто уступил коллегам в выборе пациента для пересадки сердца, чем обосновано такое решение? Каким образом распределялись роли в ходе групповой дискуссии, и с какой ролью было легче справиться?
Опыт внедрения данного курса в практику образования наглядно демонстрирует его эффективность и целесообразность. Например, если до прослушивания курса, количество студентов, осознающих собственные карьерные ориентации и четко формулирующих цели карьеры составлял лишь 40 % (по результатам предварительного тестирования), то по завершении курса составил 70 %. В то время, как в контрольной группе, не наблюдалось статистически значимых сдвигов.
Литература:
Акбиева З.С., Терновская О.П., Шнейдер Л.Б. Психология карьеры и профессионально-ревалентное поведение специалиста (коллективная монография) – Москва: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 327 с.
Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг (монография) – Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ им.Н.К.Крупской, 2009 г. – 186 с.
Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб.пособие – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 600 с.
Библиографическая ссылка
Цариценцева О.П. ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4917 (дата обращения: 23.11.2024).