Совершенствование методов оценки качества образовательного процесса вуза на основе современных информационных технологий на примере ИМСИТ
Боровский А.Б., Чапурина А.В.
Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ, Краснодар, Россия
Неотъемлемой стороной функционирования высшего образования является его непрерывное развитие, которое предполагает, в первую очередь, его качественное улучшение. Однозначно определить это понятие – качество образования, тем более - измерить с высокой степенью точности, достаточно сложно. Исследования многих специалистов показывают, что многообразие подходов к определению качества образования связано с тем, что базовый термин «высшее образование» трактуется в трех значениях: как процесс, как результат, как образовательная система.
По нашему мнению, проблемы, связанные с измерением и управлением качеством образовательных услуг, кроются в самой природе образовательных услуг. С учетом этого, качество образования представляет собой степень его способности удовлетворять выявленные потребности и ожидания конкретного потребителя. Здесь имеется в виду, что сами выявленные и заданные потребности, цели и требования соответствуют объективным тенденциям прогрессивного развития человека и общества. Проблема повышения эффективности подготовки специалистов требует решение проблемы соотношения издержек и выгод, например, сопоставления тех расходов, которые обеспечивают прирост качества подготовки, с величиной этого прироста и, более того, с выгодами, которое получает подготовленные специалисты и вуз от указанного повышения качества.
При использовании любых методик оценки качества деятельности образовательных учреждений необходима обработка большого объема разнородной статистической информации с применением операций сопоставления показателей и их весомостей, причем, объем обработки пропорционален числу структурных подразделений и специальностей вуза. Целесообразность применения инструментов автоматизирующих эту обработку обуславливается не только повышением производительности, но и в неменьшей степени устранением ошибок и возможностью использования ретроспективных данных для расчета показателей и анализа динамики качества образовательного процесса.
Система управления качеством вуза в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001, должна включать четыре взаимосвязанных процесса (этапа) создания и функционирования:
планирование качества – определение видов деятельности, которые должны подвергаться контролю на том или ином уровне и выделение средств (ресурсов) для осуществления контроля;
управление качеством – разработка квалиметрических шкал для измерения заданных видов деятельности (задание области контроля), измерение качества деятельности отдельных объектов управления (контроль качества);
обеспечение качества – сбор, анализ, статистическая обработка информации, полученной в ходе контроля качества, приведение ее к виду удобному для восприятия и доведение результатов контроля до объектов контроля;
улучшение качества – принятие решений, направленных на выполнение заданных требований; формирование новых требований; организация мероприятий по повышению эффективности и результативности заданных видов деятельности.
Системы измерения качества образования и образовательных услуг. Это должны быть объективные, легкоприменимые, простые и понятные критерии и показатели, выработка которых и является задачей сегодняшнего дня.
2 Система оценка КОП Вуза
2.1 Структура системы оценки КОП для ВУЗа. Иерархическая система оценок по уровням: кафедра, факультет, учебно - методическое управление.
Иерархическая структура.
Охватывает все уровни организации и управления образованием:
федеральный/страновой (в целом и по ступеням и уровням федеральной системы общего и профессионального образования);
региональный (по субъектам Российской Федерации, городам, районам; в целом и по ступеням и уровням региональных систем общего и профессионального образования);
образовательных учреждений общего и профессионального образования (включая индивидуальные мониторинги качества образования по каждому обучаемому).
В настоящее время действует ряд методологий, которые представляют собой модели оценки качества и характеризуются как различные степени участия вуза в формировании оценки и техниками подсчета критериев качества образовательного процесса.
В модели, которая использовалась Минобразования РФ с 2000 г. для определения победителей в конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», есть показатели характеризующие качество обучения, например:
– Каким образом вуз оценивает удовлетворенность качеством подготовки специалистов;
– Качество подготовки специалистов и др.
Оценивая эти и другие показатели вуз должен самостоятельно формировать соответствующий метод оценки качества.
Существует методика оценки эффективности (качества) работы образовательного учреждения на основе оценки деятельности факультетов (кафедр) по критериям соответствующим требованиям Министерство образования и науки РФ при аттестации и государственной аккредитации.
Оценку эффективности деятельности факультетов (кафедр) предлагается проводить в баллах, в том числе, удельных показателях, зависящих от количества сотрудников, по следующим видам:
1. Качественный состав научно-педагогических кадров.
2. Качество подготовки обучающихся (учебная работа).
3. Воспитательная деятельность.
4. Научно-исследовательская работа.
5. Методическая работа.
6. Учебно-материальная база.
7. Динамика деятельности за последних 5 лет.
Предложенная методика позволяет оценить уровень управляемости подразделений образовательного учреждения и проводить анализ и моделирование с целью прогнозирования влияния на уровень качества образовательного процесса структурно-параметрических изменений кадрового, научного, методического и материального обеспечения деятельности.
Основным процессом в вузе является образовательный, и повышение его эффективности является одной из приоритетных целей для любого учебного заведения. За рубежом (а в последнее время, и в России) многие ВУЗы для достижения данной цели активно используют элементы электронного обучения. Однако эффективность e-Learning напрямую зависит от правильного выбора системы управления обучением - от того, насколько полно ее возможности позволяют автоматизировать процессы передачи и контроля знаний, насколько удобна она для преподавателей и студентов, с какими смежными областями деятельности ВУЗа позволяет взаимодействовать.
Важно иметь такую систему управления, которая не только поддерживает, но и расширяет линейку инструментов обучения, не нарушая уже сформированных в ВУЗе подходов, методик, учебных материалов, стандартов. В целом, хорошая система управления обучением должна решать следующие задачи: обеспечивать подготовку учебных материалов в электронной форме, обеспечивать их эффективную адресную доставку студентам в зависимости от направленности обучения, обеспечивать контроль процесса обучения, возможность коммуникаций между различными группами студентов и преподавателей для решения задач обучения и коллективной деятельности, обеспечивать промежуточную и итоговую проверку качества знаний и получение в удобном виде информации о любых этапах этого процесса и его результатах в целом.
Одним из оптимальных решений для управление обучением в вузе является Competentum.МАГИСТР 2008 - новая разработка компании Competentum.
При создании этого продукта ставились такие цели, как повышение качества общего образовательного процесса в учебном заведении за счет использования информационных технологий, сокращение рутинной нагрузки на преподавателей, повышение качества и сокращение временных затрат на проверку знаний, возможность осуществления проектной деятельности учащихся
Новое решение для управления обучением в вузе
Competentum.МАГИСТР 2008 представляет собой комплексное полнофункциональное решение для управления знаниями, обучением и развитием студентов (специалистов) учреждений высшего и среднего специального образования. Функционирование системы стоит рассматривать как часть единой информационно-образовательной среды. Решение основывается на портальных технологиях Microsoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS 2007) и Microsoft Learning Gateway (MLG), и активно использует возможности портального решения Microsoft.
Такая архитектура обеспечивает уникальные преимущества решения Competentum.МАГИСТР 2008, так как у него есть возможность внедрения новых функциональных приложений без замены большинства модулей системы и с минимальными вложениями в интеграцию и настройку. В решении Competentum.МАГИСТР 2008 преимущества портала Microsoft SharePoint работают на задачи обучения.
Порталы на MS Office SharePoint Server 2007 обеспечивает единую интегрированную платформу, благодаря которой студенты и преподаватели могут эффективно взаимодействовать друг с другом, находить ресурсы, управлять содержимым и учебными процессами, а также анализировать данные для принятия решений.
Основные модули системы - это управление учебными материалами и обучением, управление абитуриентами и электронный деканат. При необходимости, с решением могут быть интегрированы модули сторонних производителей: управление расписанием и нагрузкой профессорско-преподавательского состава, управление учебными планами, электронный деканат.
Модуль "управление электронным обучением" обладает стандартным функционалом, таким как ведение личных дел студентов, преподавателей; обширными возможностями тестирования; генерацией отчетов о результатах обучения.
В рамках модуля "управление абитуриентами" решение осуществляет автоматизацию процесса сбора личных данных абитуриента; учет данных экзаменов и ЕГЭ, автоматизирует процесс зачисления в студенты.
Модуль "электронный деканат" позволяет осуществить организацию единой базы данных студентов и выпускников; автоматизирует процесс внутренних ротаций; формирует внутренние приказы.
Из дополнительных возможностей можно отметить возможность работы с интерактивными учебными моделями, компьютерными лабораторными работами, получение консультаций от преподавателей. Администрация вуза, в свою очередь, может использовать систему для оперативного получения информации о дистанционном учебном процессе (в том числе, в графическом виде) для принятия управленческих решений, а также взаимодействовать и общение с коллегами;
Особенностью решения является то, что Competentum.МАГИСТР 2008 не просто проинтегрирован с MS SharePoint, а построен непосредственно на этой платформе. В результате, для адаптации системы под процессы учебного заведения при внедрении могут быть использованы функционал и инструментарий быстрой настройки, предлагаемый компанией Microsoft для SharePoint.
Дополнительным преимуществом решения является сокращение издержек на ИТ-сопровождение учебного процесса: решение Competentum.МАГИСТР 2008 полностью интегрируется с ИТ-инфраструктурой учебного заведения на платформе Microsoft (почтовые сервера, директории пользователей), существенно упрощая работу ИТ-подразделений при развертывании и обслуживании системы, и обеспечивает сквозное использование всех функциональных возможностей MOSS 2007.
Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса.
Педагогические тесты (далее по тексту ПТ) помогают получить более объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке выпускников вузов заданным стандартам, выявить пробелы в подготовке студентов.
ПТ целесообразно рассматривать не как обычную совокупность или набор заданий, а как систему, обладающую двумя главными системными факторами: содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность, и нарастанием трудности от задания к заданию.
Все задачи педагогического контроля можно условно разделить надва класса. В одинкласс входят задачи, связанные со сравнением учебных достижений обучающихся. Они решаются нормативно-ориентированным тестированием. В другой класс входят задачи, связанные соценкой степени овладения студентами учебным материалом. Они соответствуют кри-териально-ориентированному подходу.
В основе нормативно-ориентированных ПТ лежит сопоставление индивидуального балла испытуемого с тестовыми баллами, полученными другими испытуемыми из той же группы.Специфика нормативно-ориентированных ПТ тесно связана с их основной задачей: как можно более четко дифференцировать студентов.
Критериально-ориентированный ПТ представляет собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть студенты в результате определенного курса обучения.
Нормативно- и критериально-ориентированные тесты можно использовать для перевода тестовых баллов в традиционную систему оценок. Например, если испытуемый выполнил более 90 % заданий, то он получает оценку «отлично», решивший от 75 до 90 % заданий «хорошо», от 50 до 75 % - «удовлетворительно». Критерий устанавливается самими разработчиками теста и зависит от сложности содержания и планируемой трудности задания.
Среди преимуществ педагогических тестов перед традиционными методами контроля в вузе можно выделить следующие:
во-первых, они позволяют повысить объективность контроля, исключить влияние на оценку побочных факторов, таких как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т.п.;
во-вторых, оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В отличие от традиционных методов контроля, где используется 4-балльная шкала, результаты тестирования благодаря особой организации могут быть представлены в более дифференцированном виде, содержащем множество градаций оценки, а благодаря стандартизированной форме оценки педагогические тесты позволяют соотнести уровень достижений студентов по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в группе или любой другой выборке испытуемых;
в-третьих, тестирование обладает более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля. Его можно одновременно проводить как в группе, так и на курсе или факультете. При этом обработка результатов тестирования с использованием специальных "ключей" для теста производится намного быстрее, чем, например, проверка письменной контрольной работы;
в-четвертых, показатели ПТ ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем, элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной оценке. Применяя батарею ПТ, можно простроить профиль овладения студентами всеми элементами учебной программы;
в-пятых, ПТ обычно компактны и, как правило, легко поддаются автоматизации.
Можно сделать вывод, что наилучший эффект дает сочетание в рамках технологии обучения педагогических тестов с традиционными методами контроля.
8
Библиографическая ссылка
Боровский А.Б., Чапурина А.В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИМСИТ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4980 (дата обращения: 20.11.2024).