Заочные электронные конференции
 
     
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИМСИТ
Боровский А.Б., Чапурина А.В


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Совершенствование методов оценки качества образовательного процесса вуза на основе современных информационных технологий на примере ИМСИТ

Боровский А.Б., Чапурина А.В.

Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ, Краснодар, Россия

Неотъемлемой стороной функционирования высшего образования является его непрерывное развитие, которое предполагает, в первую очередь, его качественное улучшение. Однозначно определить это понятие – качество образования, тем более - измерить с высокой степенью точности, достаточно сложно. Исследования многих специалистов показывают, что многообразие подходов к определению качества образования связано с тем, что базовый термин «высшее образование» трактуется в трех значениях: как процесс, как результат, как образовательная система.

По нашему мнению, проблемы, связанные с измерением и управлением качеством образовательных услуг, кроются в самой природе образовательных услуг. С учетом этого, качество образования представляет собой степень его способности удовлетворять выявленные потребности и ожидания конкретного потребителя. Здесь имеется в виду, что сами выявленные и заданные потребности, цели и требования соответствуют объективным тенденциям прогрессивного развития человека и общества. Проблема повышения эффективности подготовки специалистов требует решение проблемы соотношения издержек и выгод, например, сопоставления тех расходов, которые обеспечивают прирост качества подготовки, с величиной этого прироста и, более того, с выгодами, которое получает подготовленные специалисты и вуз от указанного повышения качества.

При использовании любых методик оценки качества деятельности образовательных учреждений необходима обработка большого объема разнородной статистической информации с применением операций сопоставления показателей и их весомостей, причем, объем обработки пропорционален числу структурных подразделений и специальностей вуза. Целесообразность применения инструментов автоматизирующих эту обработку обуславливается не только повышением производительности, но и в неменьшей степени устранением ошибок и возможностью использования ретроспективных данных для расчета показателей и анализа динамики качества образовательного процесса.

Система управления качеством вуза в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001, должна включать четыре взаимосвязанных процесса (этапа) создания и функционирования:

  • планирование качества – определение видов деятельности, которые должны подвергаться контролю на том или ином уровне и выделение средств (ресурсов) для осуществления контроля;

  • управление качеством – разработка квалиметрических шкал для измерения заданных видов деятельности (задание области контроля), измерение качества деятельности отдельных объектов управления (контроль качества);

  • обеспечение качества – сбор, анализ, статистическая обработка информации, полученной в ходе контроля качества, приведение ее к виду удобному для восприятия и доведение результатов контроля до объектов контроля;

  • улучшение качества – принятие решений, направленных на выполнение заданных требований; формирование новых требований; организация мероприятий по повышению эффективности и результативности заданных видов деятельности.

Системы измерения качества образования и образовательных услуг. Это должны быть объективные, легкоприменимые, простые и понятные критерии и показатели, выработка которых и является задачей сегодняшнего дня.

2 Система оценка КОП Вуза

2.1 Структура системы оценки КОП для ВУЗа. Иерархическая система оценок по уровням: кафедра, факультет, учебно - методическое управление.

Иерархическая структура.

Охватывает все уровни организации и управления образованием:

  1. федеральный/страновой (в целом и по ступеням и уровням федеральной системы общего и профессионального образования);

  2. региональный (по субъектам Российской Федерации, городам, районам; в целом и по ступеням и уровням региональных систем общего и профессионального образования);

  3. образовательных учреждений общего и профессионального образования (включая индивидуальные мониторинги качества образования по каждому обучаемому).

В настоящее время действует ряд методологий, которые представляют собой модели оценки качества и характеризуются как различные степени участия вуза в формировании оценки и техниками подсчета критериев качества образовательного процесса.

В модели, которая использовалась Минобразования РФ с 2000 г. для определения победителей в конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», есть показатели характеризующие качество обучения, например:

– Каким образом вуз оценивает удовлетворенность качеством подготовки специалистов;

– Качество подготовки специалистов и др.

Оценивая эти и другие показатели вуз должен самостоятельно формировать соответствующий метод оценки качества.

Существует методика оценки эффективности (качества) работы образовательного учреждения на основе оценки деятельности факультетов (кафедр) по критериям соответствующим требованиям Министерство образования и науки РФ при аттестации и государственной аккредитации.

Оценку эффективности деятельности факультетов (кафедр) предлагается проводить в баллах, в том числе, удельных показателях, зависящих от количества сотрудников, по следующим видам:

1. Качественный состав научно-педагогических кадров.

2. Качество подготовки обучающихся (учебная работа).

3. Воспитательная деятельность.

4. Научно-исследовательская работа.

5. Методическая работа.

6. Учебно-материальная база.

7. Динамика деятельности за последних 5 лет.

Предложенная методика позволяет оценить уровень управляемости подразделений образовательного учреждения и проводить анализ и моделирование с целью прогнозирования влияния на уровень качества образовательного процесса структурно-параметрических изменений кадрового, научного, методического и материального обеспечения деятельности.

Основным процессом в вузе является образовательный, и повышение его эффективности является одной из приоритетных целей для любого учебного заведения. За рубежом (а в последнее время, и в России) многие ВУЗы для достижения данной цели активно используют элементы электронного обучения. Однако эффективность e-Learning напрямую зависит от правильного выбора системы управления обучением - от того, насколько полно ее возможности позволяют автоматизировать процессы передачи и контроля знаний, насколько удобна она для преподавателей и студентов, с какими смежными областями деятельности ВУЗа позволяет взаимодействовать.

Важно иметь такую систему управления, которая не только поддерживает, но и расширяет линейку инструментов обучения, не нарушая уже сформированных в ВУЗе подходов, методик, учебных материалов, стандартов. В целом, хорошая система управления обучением должна решать следующие задачи: обеспечивать подготовку учебных материалов в электронной форме, обеспечивать их эффективную адресную доставку студентам в зависимости от направленности обучения, обеспечивать контроль процесса обучения, возможность коммуникаций между различными группами студентов и преподавателей для решения задач обучения и коллективной деятельности, обеспечивать промежуточную и итоговую проверку качества знаний и получение в удобном виде информации о любых этапах этого процесса и его результатах в целом.

Одним из оптимальных решений для управление обучением в вузе является Competentum.МАГИСТР 2008 - новая разработка компании Competentum.

При создании этого продукта ставились такие цели, как повышение качества общего образовательного процесса в учебном заведении за счет использования информационных технологий, сокращение рутинной нагрузки на преподавателей, повышение качества и сокращение временных затрат на проверку знаний, возможность осуществления проектной деятельности учащихся

Новое решение для управления обучением в вузе

Competentum.МАГИСТР 2008 представляет собой комплексное полнофункциональное решение для управления знаниями, обучением и развитием студентов (специалистов) учреждений высшего и среднего специального образования. Функционирование системы стоит рассматривать как часть единой информационно-образовательной среды. Решение основывается на портальных технологиях Microsoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS 2007) и Microsoft Learning Gateway (MLG), и активно использует возможности портального решения Microsoft.

Такая архитектура обеспечивает уникальные преимущества решения Competentum.МАГИСТР 2008, так как у него есть возможность внедрения новых функциональных приложений без замены большинства модулей системы и с минимальными вложениями в интеграцию и настройку. В решении Competentum.МАГИСТР 2008 преимущества портала Microsoft SharePoint работают на задачи обучения.

Порталы на MS Office SharePoint Server 2007 обеспечивает единую интегрированную платформу, благодаря которой студенты и преподаватели могут эффективно взаимодействовать друг с другом, находить ресурсы, управлять содержимым и учебными процессами, а также анализировать данные для принятия решений.

Основные модули системы - это управление учебными материалами и обучением, управление абитуриентами и электронный деканат. При необходимости, с решением могут быть интегрированы модули сторонних производителей: управление расписанием и нагрузкой профессорско-преподавательского состава, управление учебными планами, электронный деканат.

Модуль "управление электронным обучением" обладает стандартным функционалом, таким как ведение личных дел студентов, преподавателей; обширными возможностями тестирования; генерацией отчетов о результатах обучения.

В рамках модуля "управление абитуриентами" решение осуществляет автоматизацию процесса сбора личных данных абитуриента; учет данных экзаменов и ЕГЭ, автоматизирует процесс зачисления в студенты.

Модуль "электронный деканат" позволяет осуществить организацию единой базы данных студентов и выпускников; автоматизирует процесс внутренних ротаций; формирует внутренние приказы.

Из дополнительных возможностей можно отметить возможность работы с интерактивными учебными моделями, компьютерными лабораторными работами, получение консультаций от преподавателей. Администрация вуза, в свою очередь, может использовать систему для оперативного получения информации о дистанционном учебном процессе (в том числе, в графическом виде) для принятия управленческих решений, а также взаимодействовать и общение с коллегами;

Особенностью решения является то, что Competentum.МАГИСТР 2008 не просто проинтегрирован с MS SharePoint, а построен непосредственно на этой платформе. В результате, для адаптации системы под процессы учебного заведения при внедрении могут быть использованы функционал и инструментарий быстрой настройки, предлагаемый компанией Microsoft для SharePoint.

Дополнительным преимуществом решения является сокращение издержек на ИТ-сопровождение учебного процесса: решение Competentum.МАГИСТР 2008 полностью интегрируется с ИТ-инфраструктурой учебного заведения на платформе Microsoft (почтовые сервера, директории пользователей), существенно упрощая работу ИТ-подразделений при развертывании и обслуживании системы, и обеспечивает сквозное использование всех функциональных возможностей MOSS 2007.

Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса.

Педагогические тесты (далее по тексту ПТ) помогают получить бо­лее объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить со­ответствие требований к подготовке выпускников вузов заданным стан­дартам, выявить пробелы в подготовке студентов.

ПТ целесообразно рассматривать не как обычную совокупность или набор заданий, а как систему, обладаю­щую двумя главными системными факторами: содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность, и нарастанием трудности от задания к заданию.

Все задачи педагогического контроля можно условно разделить надва класса. В одинкласс входят задачи, связанные со сравнением учебных достижений обучающихся. Они решаются нормативно-ориентированным тестированием. В другой класс входят задачи, связанные соценкой степени овладения студентами учебным материалом. Они соответствуют кри-териально-ориентированному подходу.

В основе нормативно-ориентированных ПТ лежит сопоставление индивидуального балла испытуемого с тестовыми баллами, полученными другими испытуемыми из той же группы.Специфика норма­тивно-ориентированных ПТ тесно связана с их основной задачей: как можно более четко дифференцировать студентов.

Критериально-ориентированный ПТ представляет собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относи­тельно полного объема знаний, умений и навыков, которыми должны ов­ладеть студенты в результате определенного курса обучения.

Нормативно- и критериально-ориентированные тесты можно ис­пользовать для перевода тестовых баллов в традиционную систему оце­нок. Например, если испытуемый выполнил более 90 % заданий, то он получает оценку «отлично», решивший от 75 до 90 % заданий «хорошо», от 50 до 75 % - «удовлетворительно». Критерий устанавливается самими разработчиками теста и зависит от сложности содержания и планируемой трудности задания.

Среди преимуществ педагогических тестов перед традиционными методами контроля в вузе можно выделить следующие:

  • во-первых, они позволяют повысить объективность контроля, исключить влияние на оценку побочных факторов, таких как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т.п.;

  • во-вторых, оценка, получаемая с помощью теста, более диффе­ренцирована. В отличие от традиционных методов контроля, где исполь­зуется 4-балльная шкала, результаты тестирования благодаря особой ор­ганизации могут быть представлены в более дифференцированном виде, содержащем множество градаций оценки, а благодаря стандартизирован­ной форме оценки педагогические тесты позволяют соотнести уровень достижений студентов по предмету в целом и по отдельным существен­ным его элементам с аналогичными показателями в группе или любой другой выборке испытуемых;

  • в-третьих, тестирование обладает более высокой эффективно­стью, чем традиционные методы контроля. Его можно одновременно про­водить как в группе, так и на курсе или факультете. При этом обработка результатов тестирования с использованием специальных "ключей" для теста производится намного быстрее, чем, например, проверка письмен­ной контрольной работы;

  • в-четвертых, показатели ПТ ориентированы на измерение усвое­ния ключевых понятий, тем, элементов учебной программы, а не конкрет­ной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной оценке. Применяя батарею ПТ, можно простроить профиль овладения студентами всеми элементами учебной программы;

  • в-пятых, ПТ обычно компактны и, как правило, легко поддаются автоматизации.

Можно сделать вывод, что наилучший эффект дает соче­тание в рамках технологии обучения педагогических тестов с традицион­ными методами контроля.

8

Библиографическая ссылка

Боровский А.Б., Чапурина А.В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИМСИТ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4980 (дата обращения: 20.11.2024).



Сертификат Получить сертификат