Заочные электронные конференции
 
     
Инновационные подходы к управлению качеством образования
Макарова О.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Макарова О.Н.,

ассистент кафедры информатики

ГОУВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск

Инновационные подходы к управлению качеством образования

Современное образование наметило задачу повышения качества обучения. Реализация поставленной проблемы требует не только использования новых педагогических методов, внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, но и перестройки системы мониторинга успеваемости учащихся. ГОУВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина» на протяжении последних лет успешно реализовывает рейтинговую систему контроля знаний студентов. В основе рейтинговой системы лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся.

Рейтинговое оценивание означает разделение одной общей оценки на множество отметок, которые оценивают разные виды учебной работы, включая посещение занятий, выполнение учебной нагрузки, выполнение самостоятельной работы и дополнительных заданий. Все виды деятельности студента оцениваются по заранее установленным и обозначенным критериям, которые заранее объявляются студентам. Важную роль при работе по рейтинговой технологии приоб­ретает система контрольных точек. Выполнению заданий студентом сопутствует определенное количество баллов в зависимости от типа упражнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся. В качестве контрольных точек могут выступать разные виды деятельности: написание реферата, составление библио­графии и аннотаций информационных ис­точников по теме, конспектирование тек­ста учебника, статьи, жур­нала, подготовка до­полнительного материала по теме, выполнение практичес­кой работы, решение проблемных за­дач, устный ответ, контрольная работа по содержанию темы, участие в конферен­ции: подготовка доклада, ре­цензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дис­куссии. Дополнительные бал­лы начисляются за изготовление раздаточного материа­ла, выполнение индивиду­альных заданий преподавателя, оформление средств нагляд­ности. Снижение баллов влечет несвоевременно сданная работа, отказ от устного от­вета, пропущенное занятие.

Рейтинговая система контроля знаний не требует существенного преобразования учебного процесса, сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректи­рует сроки, виды и этапы раз­личных форм контроля уров­ня работы учащегося, тем самым обеспечивает возмож­ность самоуправления обра­зовательной деятельностью.

Задача рейтингового обучения заключается в том, чтобы создать условия для успешной мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременного, регулярного оценивания результатов их работы в соответствии с подлинными достижениями. Если говорить о рейтинговой оценке как об инновационном решении многих педагогических проблем обучения в вузе, то, в целом, можно согласиться с тем, что это один из самых сильный стимулов к выполнению учебной работы. Подобный подход помогает успешно воздействовать на посещаемость. Модульно-рейтинговая система позволяет избегать усредненных оценок, поскольку много балльная шкала позволяет осуществлять гибкий подход к выставлению отметок. Формирование мотивов учения создает условия для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Расчет учебной успешности является ме­ханизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной дея­тельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студентов. Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информацион­ная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников. Не поддается сомнению тот факт, что контролирование оказывает стимулирующее действие на учебную мотивацию. Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать мотивационный потенциал студентов.

Использование рейтинговой технологии оценивания знаний на примере изучения информатики позволило рационально спланировать учебный процесс, стиму­лировать работу студентов, получать объективную картину усвоения изучаемого материала, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля, объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом те­кущей успеваемости.

Библиографическая ссылка

Макарова О.Н. Инновационные подходы к управлению качеством образования // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5027 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат