Российский протестантизм сегодня - одна из наиболее проблемных и неоднозначных тем современного религиоведения. Одним из актуальных направлений на сегодняшний день является дискуссия о природе и сущностном характере российского протестантизма. Согласно одной из точек зрения, протестантизм на Руси имеет два источника происхождения – собственно русское протестантство и протестантизм, пришедший в Россию из Западной Европы. С.Н.Савинский в работе «Российское протестантство» понимает протестантизм не только как антикатолическое движение на Западе, но и как выступления против православия на Руси: «Протестантские выступления и движения на Руси не обошли Русскую православную церковь. Особенность российского протестантства состоит в том, что протестантские идеи на Руси исходили от лиц, не имеющих академических богословских познаний: в большинстве своём это были самые заурядные прихожане официальной церкви, реже, служители поместных приходов, либо иеромонахи…. Самобытные искания пути спасения и правды Божией по Евангелию обнаружились на Руси с того времени, когда Священное Писание стало доступным значительному кругу лиц православного духовенства, то есть со времени князя Ярослава Мудрого…. Первыми протестантами на Руси, выразившими открыто своё несогласие с установлениями православной церкви и отделившимися от неё, были “стригольники”…это движение, будучи первым евангельским на Руси, опередило более чем на столетие евангелическое (реформатское) движение Лютера - Цвингли - Кальвина в континентальной Европе. В конце XV столетия возникло протестантское движение “нестяжателей”. В конце XVII столетия впервые обнаружилось влияние на религиозное сознание российского народа западноевропейского протестантства. Так появилась “секта вольнодумца Тверитинова”. В конце XVIII столетия в России появились более последовательные и стойкие в своих верованиях протестанты – молокане»1.
Бачинин считает что, «Одним из распространенных заблуждений бытующих в массовом сознании, является уверенность в том, что евангельское движение В России имеет будто бы сугубо западные корни, что оно генетически связано исключительно с западным протестантизмом. Подобные взгляды в корне ошибочны. Евангельское движение с присущим ему богоискательским началом и направленностью на первородные истины Евангелия имеет глубочайшие национально-исторические корни, о которых сегодня многие либо не подозревают, либо не желают слышать. Есть все основания говорить о двух хронологических измерениях русского евангельского движения: о его предыстории в условиях древнерусско-российской цивилизации XIV-XVIII веков и о его истории в условиях новейшего времени. Самыми первыми были протоевангельские движения стригольников и новгородско-московских реформатов (XIV-XV веков), затем раннеевангельские движения духоборов и молокан. И наконец, третья историческая фаза – это зрелый евангелизм XIX-XX вв, возникший в результате воссоединения богоискательских инициатив русского христианского сознания с идеями протестантизма»2
О.А. Васильева анализируя возникновение и становление русского протестантизма, подчеркивает следующее: «Как правило, все протестантские авторы, которые пишут о национальных корнях русского евангельского христианства, мыслят в системе бинарных оппозиций. При этом, естественно, положительный полюс русской духовности представляют в их концепциях предтечи русского протестантизма. Обрядоверию и коллективной религиозности православия противопоставляется сознательная, индивидуальная вера идейных предшественников русского протестантизма. Законничество и ветхозаветность, по мнению протестантских авторов, — отличительные признаки учения, сознания и практики Русской Православной Церкви. Действенная вера, нравственная сила, опора на Слово Божие и в первую очередь на Новый Завет — характеристики русских реформационных движений. Православие оценивается как заимствованное извне (от греков) учение, во многом близкое язычеству, не выражающее сути истинного христианства. Евангельское же христианство представляется протестантам подлинным христианством, возвращением к первохристианству. Те реформационные движения, которые воплотили идеи евангельского христианства, отличались антииерархическим, зачастую иконоборческим характером, рационализмом, гуманистической и просветительской направленностью»3.
На наш взгляд, исходя из самого определения термина протестантизм, мы можем ясно проследить взаимосвязь данного явления с Реформацией в Западной Европе. Протестантизм нами определяется как религиозное течение, появившееся именно как протест против определенных положений католической церкви. Именно поэтому причисление к протестантским течениям идей, возникавших в России, кажется необоснованным. Однако необходимо отметить, что в России к моменту появления здесь протестантизма существовало достаточно многообразное конфессиональное поле. Наряду с главенствующей православной церковью, существовал ряд отколовшихся от православия идейных течений, ересей и сект. Определенная идейная борьба шла и внутри официальной ортодоксии. Значительная часть общества была подготовлена к принятию новых идей.
Т.К. Никольская в своей работе под русским протестантизмом понимает «христианские конфессии, движения и религиозные группы, возникшие на Западе в результате развития протестантской ветви христианства, но получившее свое продолжение в России среди людей не обязательно русских по национальности, по принадлежности к русской культуре и православной традиции. Сюда относятся: Евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня. Именно эти протестантские конфессии наиболее распространились в России (среди традиционного православного населения) и приобрели характерные российские черты и особенности». В нашем понимании развития протестантизма в России мы будем исходить из данного определения, хотя считаем наиболее подходящим термин российский протестантизм, поскольку на сегодняшний день он распространен не только среди русского населения России.
Само понятие российский протестантизм можно рассматривать в институциональном (как совокупность протестантских организаций существующих на территории России) и в личностно- аксиологическом (как определенном наборе ценностей которые не только воспринимаются жителями России, но и воспроизводятся в поведении людей) смыслах. Таким образом, под российским протестантизмом в современной России мы понимаем совокупность религиозных организаций, вырабатывающих и прививающих ценности протестантской этики, а также россиян, воспринимающих и воплощающих эти ценности и нормы поведения в жизнь.
1 Савинский, С.Н Российское протестантство [Электронный ресурс] / Н.С.Савицкий. – М, 2005. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/Savinsk_RussProtest.php
2 Бачинин С.74-76
3 Васильева О.А. Современный русский протестантизм: в поисках себя [Электронный ресурс] / О.А. Васильева. – М, 2006. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/vasilyeva_oa/east07_22.html
Библиографическая ссылка
Кондакова Н.С. Российский протестантизм: к проблеме определения // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5047 (дата обращения: 23.12.2024).