Заочные электронные конференции
 
     
Психологические особенности личности студентов медицинского ВУЗа
Литвиненко О.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Литвиненко О.В. НОУ ВПО «Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».

Резюме. В работе представлены данные по результатам психологического исследования студентов медицинского вуза. Приведены обоснования к выбору вопросов исследования, составляющих основу для наиболее эффективного обу­чения в системе медицинского образования. Ключевые слова: психологический портрет, выбор профессии, ценностные ориентации. В основе организации учебной и воспитательной работы в вузе лежит учет психологических особенностей сту­денческой молодежи. Поэтому преподаватель высшей школы должен иметь представление о предпочтениях студентов, структуре их ценностных ориента­ций, уровне самооценки каждого члена учебной группы в от­дельности и уровне групповой самооценки в целом. В целях определения психологического портре­та современного студента было проведено психологическое исследование студентов по трем блокам вопросов: выбор профессии; ценностные ориентиры; основные качества специалиста-медика. Всего в исследовании приняли участие 123 студентов. Результаты исследования.

Выбор профессии. Распределение мотивов выбора про­фессии врача остается постоянным на протяжении нескольких десятков лет. Каждый четвертый студент приходит в медицинский вуз, следуя семейной традиции и совету родителей. Болезнь близких играет значительно мень­шую роль при выборе профессии врача в наши дни. Зато специ­альность способностям и складу характера соответствует прак­тически полностью (чуть более 60%).

На вопрос: «Что сегодня в первую очередь определяет пре­стиж профессии?» были получены следующие ответы: уровень квалификации, которого требует профессия (36%); уровень дохода, который приносит профессия (37%); ее общественная полезность (25%); другое (2%). Ценностные ориентации. Ценностные ориентации самым тесным образом связаны с системой потребностей индивидов, поскольку предметы, их свойства, те или иные идеи выступают в виде ценностей тогда, когда они необходимы людям в качестве средства удовлетворе­ния их потребностей. Шкала ценностей человека составляет стержень его личности. Индивид становится личностью тогда, когда выбранные им цен­ности общество также признает в числе наиважнейших. На раз­личия в ценностных предпочтениях могут влиять разнообразные общественные, групповые, индивидуальные факторы, что обу­словливает сложность и неоднозначность их ориентаций, прида­ет им мозаичность и фрагментарность. Наши исследования показали, что главными жизненными ценностями студенческой молодежи являются семья (79% опрошенных), здоровье (74%) и любовь (71%), затем сле­дуют такие ценности, как интересная работа, уважение людей и личная свобода. При анализе ответов на вопросы о главных жизнен­ных ценностях (с использованием методики ранжирования) сле­дует учитывать тот факт, что респонденты ставятся в рамки же­сткого выбора наиболее значимых ценностей. И, следовательно, выбор одной из них не должен противопоставляться выбору другой. Оценка личностных качеств - студенты подо­шли ответственно и самокритично. Так, 42% опрошенных счи­тают, что им в наибольшей степени присущи доброта, ответст­венность (35%), целеустремленность и независимость. Каждый 5-й в числе своих трех главных качеств называет интеллигент­ность, способность идти на компромисс, справедливость и уме­ние работать в команде. И только для 1% опрошенных одним из главных качеств является работоспособность. При этом студен­ты прекрасно осознают, что они не в достаточной степени обла­дают теми качествами, которые наиболее важны для того, чтобы добиться успеха. Это - работоспособность и предприимчивость. Наименее востребован­ными сегодня качествами опрошенные считают доброту (3%), справедливость и внутреннюю свободу (6 и 7%). Выводы. Студенчество представляет средние и выше среднего слои современного российского общества, большинство из которых - выходцы из интеллигенции. Это во многом определяет их социально ответственную позицию, про­являющуюся в осознании и поиске оптимальных путей развития указанных проблем. Знание факторов, влияющих на формирова­ние социально зрелой личности, позволяет, на наш взгляд, учитывать это в процессе выбора наиболее эффективных форм обу­чения и контроля за результатами учебной деятельности, фор­мирования команд для решения учебных задач, использования различных мотивационных факторов.

Литература: 1.Абрамова Г.С., ЮдичЮ.А. Психология в медицине: Учебное пособие.— М.: ЛПА «Кафедра-М», 2008. 468 с. 2.Широков В.Д. Общие основы построения исследования. Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии / Под ред. Н.В. Алишева. - М., 2007. 167 с. 3. Янковская Н.А. Модель работы эффективного психоконсультирования в системе психолого-медико-социальных центров города Москвы// Психологическая наука и образование.- №2.- 2009. с.2 - 9

Библиографическая ссылка

Литвиненко О.В. Психологические особенности личности студентов медицинского ВУЗа // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5063 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат