Резюме. В работе представлены данные по результатам психологического исследования студентов медицинского вуза. Приведены обоснования к выбору вопросов исследования, составляющих основу для наиболее эффективного обучения в системе медицинского образования. Ключевые слова: психологический портрет, выбор профессии, ценностные ориентации. В основе организации учебной и воспитательной работы в вузе лежит учет психологических особенностей студенческой молодежи. Поэтому преподаватель высшей школы должен иметь представление о предпочтениях студентов, структуре их ценностных ориентаций, уровне самооценки каждого члена учебной группы в отдельности и уровне групповой самооценки в целом. В целях определения психологического портрета современного студента было проведено психологическое исследование студентов по трем блокам вопросов: выбор профессии; ценностные ориентиры; основные качества специалиста-медика. Всего в исследовании приняли участие 123 студентов. Результаты исследования.
Выбор профессии. Распределение мотивов выбора профессии врача остается постоянным на протяжении нескольких десятков лет. Каждый четвертый студент приходит в медицинский вуз, следуя семейной традиции и совету родителей. Болезнь близких играет значительно меньшую роль при выборе профессии врача в наши дни. Зато специальность способностям и складу характера соответствует практически полностью (чуть более 60%).
На вопрос: «Что сегодня в первую очередь определяет престиж профессии?» были получены следующие ответы: уровень квалификации, которого требует профессия (36%); уровень дохода, который приносит профессия (37%); ее общественная полезность (25%); другое (2%). Ценностные ориентации. Ценностные ориентации самым тесным образом связаны с системой потребностей индивидов, поскольку предметы, их свойства, те или иные идеи выступают в виде ценностей тогда, когда они необходимы людям в качестве средства удовлетворения их потребностей. Шкала ценностей человека составляет стержень его личности. Индивид становится личностью тогда, когда выбранные им ценности общество также признает в числе наиважнейших. На различия в ценностных предпочтениях могут влиять разнообразные общественные, групповые, индивидуальные факторы, что обусловливает сложность и неоднозначность их ориентаций, придает им мозаичность и фрагментарность. Наши исследования показали, что главными жизненными ценностями студенческой молодежи являются семья (79% опрошенных), здоровье (74%) и любовь (71%), затем следуют такие ценности, как интересная работа, уважение людей и личная свобода. При анализе ответов на вопросы о главных жизненных ценностях (с использованием методики ранжирования) следует учитывать тот факт, что респонденты ставятся в рамки жесткого выбора наиболее значимых ценностей. И, следовательно, выбор одной из них не должен противопоставляться выбору другой. Оценка личностных качеств - студенты подошли ответственно и самокритично. Так, 42% опрошенных считают, что им в наибольшей степени присущи доброта, ответственность (35%), целеустремленность и независимость. Каждый 5-й в числе своих трех главных качеств называет интеллигентность, способность идти на компромисс, справедливость и умение работать в команде. И только для 1% опрошенных одним из главных качеств является работоспособность. При этом студенты прекрасно осознают, что они не в достаточной степени обладают теми качествами, которые наиболее важны для того, чтобы добиться успеха. Это - работоспособность и предприимчивость. Наименее востребованными сегодня качествами опрошенные считают доброту (3%), справедливость и внутреннюю свободу (6 и 7%). Выводы. Студенчество представляет средние и выше среднего слои современного российского общества, большинство из которых - выходцы из интеллигенции. Это во многом определяет их социально ответственную позицию, проявляющуюся в осознании и поиске оптимальных путей развития указанных проблем. Знание факторов, влияющих на формирование социально зрелой личности, позволяет, на наш взгляд, учитывать это в процессе выбора наиболее эффективных форм обучения и контроля за результатами учебной деятельности, формирования команд для решения учебных задач, использования различных мотивационных факторов.
Литература: 1.Абрамова Г.С., ЮдичЮ.А. Психология в медицине: Учебное пособие.— М.: ЛПА «Кафедра-М», 2008. 468 с. 2.Широков В.Д. Общие основы построения исследования. Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии / Под ред. Н.В. Алишева. - М., 2007. 167 с. 3. Янковская Н.А. Модель работы эффективного психоконсультирования в системе психолого-медико-социальных центров города Москвы// Психологическая наука и образование.- №2.- 2009. с.2 - 9
Библиографическая ссылка
Литвиненко О.В. Психологические особенности личности студентов медицинского ВУЗа // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5063 (дата обращения: 23.11.2024).