ПРОВЕДЕНИЕ ОДИ ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Гулиянц А.Б.Московский гуманитарный педагогический институтМосква, Россия
Под понятием «игра», не смотря на всю многозначность этого слова и явления, мы будем понимать вид деятельности в условных ситуациях, направленных на передачу необходимого опыта. Возникновение игры было связано с вполне определенными условиями жизни в обществе. Их применение в обучении, воспитании, развитии и социализации очевидно, если особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание.
Организационно-деятельностная игра (ОДИ) – это организация различных видов коллективной деятельности в реальных условиях, ориентированная на развитие профессионала, а также постановку и решение актуальных проблем. Развитие, происходящее в организационно-деятельностных, делает их применение привлекательным для разных возрастов и любой сферы деятельности. ОДИ – «это игры для умеющих ставить проблемы и мыслить в процессах их разрешения, или для желающих научиться решать эти проблемы» (Г.П. Щедровицкий).
Основными характерными признаками ОДИ можно назвать моделируемую деятельность специалистов по решению комплексных проблем на основе достоверной информации и принятие решений вне рамок штатных структур учреждения. Наличие условных ролей и их взаимодействие, обеспечение различий ролевых целей и явное преобладание коллективной деятельности, наличие общей цели у играющих и совместное принятие решений также являются отличительной особенностью данных игр. Им свойственна реализация в процессе цепочки решений, многоальтернативность, управление эмоциональным напряжением игроков. Являясь связкой многих видов деятельности, в ОДИ, прежде всего, надо организовать процессы деятельности и учитывать их в ходе работы.
ОДИ со студентами отличаются от игр со специалистами. У студентов другая система представлений о социокультурных ценностях, нет профессиональных схем, языка описаний и четких представлений, как решать задачи определенного уровня, нет профессиональной опоры для формирования своей позиции. Но во время ОДИ происходит движение из будущего в настоящее. Их основной целью становятся рождение, появление и развитие собственной позиции, продвижение к новому статусу – учителя английского языка. Для формирования у студентов новых норм мышления и деятельности, необходимо применять данные игры систематично. Однако найти ОДИ для будущих учителей иностранного языка достаточно сложно, поэтому обратимся к алгоритму их создания.
Под алгоритмом, согласно российской педагогической энциклопедии, мы будем понимать «точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу)». За основу алгоритма создания ОДИ для будущих учителей иностранного языка можно взять метод «каталога» американского исследователя Г. Кунца, применяемый для создания игр вообще. В основе этого метода лежит ассоциативный подход. Метод «каталога» представляет собой последовательность шагов, которые точно воспроизводятся в ситуации генерирования игровой идеи, что позволяет назвать этот метод алгоритмом.
Ключевым словом данного алгоритма, вокруг которого и будут происходить действия, является слово «игра». Учитывая особенности ОДИ: во-первых, относительно менее жесткий сценарий ОДИ; во-вторых, разнообразный подбор состава участников игры в зависимости от специфики решаемой проблемы; в-третьих, ориентацию игры на поиск решения проблем, требующих новых подходов; и, наконец, тот факт, что ОДИ преследует цель разработки и внедрения новых методов осуществления коллективной творческой деятельности, можно сделать вывод, что данный алгоритм нуждается в некоторой доработке применительно к ОДИ для будущих учителей иностранного языка. Можно предложить следующий алгоритм:
Шаг первый: поиск источника случайной информации.
Шаг второй: выбор и фиксация первого попавшегося слова.
Шаг третий: составление и фиксация пяти-шести ассоциаций к этому слову.
Шаг четвертый: нахождение игровой фабулы с определением темы игры и обозначением практически значимой цели, к достижению которой необходимо стремиться.
Шаг пятый: создание подпрограмм и построение структуры команд играющих и специалистов.
Шаг шестой: проведение ОДИ.
Шаг седьмой: анализ ОДИ и ее результатов, корректировка игры (по необходимости).
Используя данный алгоритм создания ОДИ для будущих учителей иностранного языка, в Московском гуманитарном педагогическом институте на факультете английской филологии и методики в рамках курса «Практика английской устной и письменной речи» аспектов «Коммуникативный курс английского языка», «Домашнее чтение», а также в рамках студенческой проблемной группы, занимающейся вопросом применения игровых технологий в обучении иностранному языку, были созданы и проведены подобные игры для студентов третьего курса.
На этапе подготовки была проведена диагностика, выявлены ключевые проблемы, определены темы и общая стратегия игр. Далее была разработана их концепция, сформулированы рабочие цели, созданы организационные проекты, программы и планы, сценарии самых существенных моментов и другие организационные документы. Был разработан и ряд относительно самостоятельных подпрограмм: подпрограмма работы руководителей ОДИ, подпрограмма оперативного управления игрой, подпрограмма организации коллективной мыслительной деятельности студентов, подпрограмма релаксации и подпрограмма решения проблемы.
В ходе обсуждений различных аспектов игры определялось количество команд, в зависимости от содержания, обстоятельств и условий проведения ОДИ. В форме установочных докладов был изложен замысел, основная концепция и важнейшие рабочие цели игр, их организационный проект, программа и регламент. При первых ОДИ, в установочных докладах обсуждались понятие ОДИ, различные психологические трудности, возникающие у людей, впервые принимающих в ней участие. Были объяснены правила игры, критерии оценки и другие важные моменты.
Далее была проведена психологическая разминка с целью снятия эмоциональной напряженности и распределение ролей, формирование команд. При этом учитывались межличностные отношения студентов, использовать данные социометрии.
На следующем этапе проходила индивидуальная работа по генерированию, фиксированию в схемах, самооценке новых идей, разработке тактики каждым играющим. Проводилась и групповая работа, воплощение идей на практике. Активная самодеятельность студентов вскоре приводила к столкновениям идей, мнений, позиций, затем - к конкуренции. Когда конфликты проявлялись достаточно резко, переходили к рассмотрении средств и методов работы, используемых игроками. Значительная часть этапа проходила в групповых дискуссиях и могла неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы.
После были выявлены наиболее ценные идеи, проведены их оценка и дискуссии. Определив известное и неизвестное, далее разрабатывались основные идеи решения поставленных задач, программы дополнительных необходимых исследований. После выдвижения и обоснования принципов и подходов к решению проблемы, рассматривались различные альтернативы, обозначались зоны "незнания" и намечались пути решения проблемы. Только после этого подводились итоги ОДИ. Оформлялись результаты для их дальнейшего использования. Обеспечивался "выход" студентов из игрового процесса, запускалось активное осмысление результатов игры. Совместно с участниками обсуждались ход игр, выслушивались их мнения и впечатления о ходе и результатах игры, предложения и пожелания по методике проведения. Были разработаны основные итоговые документы, содержащие постановку проблем, их структурное рассмотрение и предложения по решению.
Проанализировав результаты проведенных ОДИ, были сделаны выводы, что студенты получили более продуктивный опыт по сравнению с приобретенным только в учебной деятельности и получили возможность выработать собственное мнение о смысле и назначении будущей профессии.
Правомерность данного вывода подтверждают и другие преподаватели, применяющие ОДИ в подготовке студентов. В.И. Слободчиков и Н.А. Исаева после проведения данных игр отмечают приобретение студентами конкретных знаний о профессии педагога, расширение круга профессиональных представлений и тезауруса педагогических понятий, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности; овладение приемами и техниками коммуникации; освоение способов, приемов, техник мышления и понимания; постановку студентами вопросов о профессиональном самоопределении и самообразовании, перспективах совместного обучения в вузе.
Как мы видим, ОДИ – это интенсивная жизнь, происходящая в более быстром, темпе. Эти игры представляют собой мощное средство концентрации интеллектуальных сил, в них будущие учителя иностранного языка быстрее учатся точно и правильно формулировать проблемы в перспективе их решения. Но могут ли ОДИ выступать как интенсификация подготовки к успешной профессиональной деятельности?
Под интенсификацией авторы психолого-педагогических исследований понимают: «обеспечение прочных знаний и выработку умений в оптимально допустимые сроки» – Т.А.Ильина; «увеличение объема информации за единицу времени» – Н.В.Смирнова; «получение максимального результата при минимуме затрат» – Н.А. Лейбовская; «опору на психологические резервы личности и деятельности обучаемых» – А.Н.Леонтьев и Г.А.Китайгородская; «поиск технологий, делающих труд преподавателей и студентов более легким и производительным» - В.А. Сластенин; С.А.Архангельский связывает интенсификацию с быстродействием, скоростью, ускорением темпа перемен, научно-технической революцией, убыстрением адаптации студентов, с перестройкой методов и форм учебного процесса.
В процессе изучения определений интенсификации им были обнаружены различия в их основных контекстно-смысловых направлениях. Во-первых, использование терминов, синонимически близкие по смыслу и содержанию к понятию интенсификации. Во-вторых, - фактор времени. В-третьих, упоминание фактора объема содержания интенсифицируемой системы. В-четвертых, определение интенсификации через такие понятия как скорость, быстрота, ускорение, темп, убыстрение деятельности участников процесса. В-пятых, психологический аспект: суть которого сводится к напряженному, творческому поиску новых путей решения возникающих в педагогических процессах проблем.
Но тем не менее, можно выделить и общее: интенсификация в педагогике, по мнению А.М. Имашева – «есть увеличение объема освоенных функциональных элементов за определенный период времени». Следовательно, учитывая данное определение и результаты проведенных ОДИ, данные игры могут выступать как интенсификация подготовки к успешной профессиональной деятельности будущих учителей английского языка.
Литература:
1. Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М., 1992.
2. Имашев А.М. Интенсификация личностно-профессионального развития будущего учителя физической культуры // «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта» электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма № 8 (3/2008) // URL: http://www/kamgifk/ru/magazin/3_08/3_2008_6.pdf (дата обращения: 17.01.2010).
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая российская энциклопедия, 1993 – Т.1 С. 28
4. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. «Психологические условия введения студентов в профессию педагога» // «Вопросы психологии», 1996, № 4, С. 72-81.
5. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2)/Из архива Г.П. Щедровицкого. Т.9 (2), М.: Наследие ММК. 2005.
Библиографическая ссылка
Гулиянц А.Б. Проведение ОДИ для будущих учителей английского языка с целью интенсификации их профессиональной подготовки // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5113 (дата обращения: 21.11.2024).