В Забайкалье в течение длительного периода складывается конфессиональное поле, постепенно в данном регионе появляются самые разные культурные традиции. Одни из них формировались здесь в ходе планомерного исторического развития региона, другие были привнесены извне и распространялись здесь самыми разными способами: миссионерство, бегство в целях поиска спокойствия, высылки, осуществляемые государством. Отличительной особенностью забайкальского культурного поля является то, что здесь мирно сосуществуют и взаимодействуют культуры и религии самых разных народов. Поликонфессиональность является важной составляющей духовной основы сообщества забайкальцев.
В результате сложных исторических процессов на данной территории происходит формирование многоконфессиональной структуры. Восточные и западные традиции появляющиеся здесь исторически старались мирно сосуществовать и совместно развиваться. К началу XXI века в Забайкалье было зарегистрировано 94 религиозные организации: Русская Православная церковь – 45 религиозных организаций; пятидесятники – 21; баптисты – 4; русская православная старообрядческая церковь – 4; Иудаизм – 4; Ислам – 4; Буддизм – 2; Свидетели Иеговы – 2; Евангелическо-лютеранская церковь – 2; Римско-Католическая церковь – 1; Новоапостольская церковь – 1; Адвентисты Седьмого Дня – 1; Церковь Полного Евангелия – 1; Веры Бахаи – 1; Вайшнавизм (кришнаиты) – 1. Кроме того, действуют такие организации как: Саентологическая церковь Рона Хаббарда, Церковь Объединения (мунистов), последователи Шри Чин Моя, Белое братство, сатанисты, последователи «Церкви Последнего Завета» (Виссариона).
Среди присутствующих в Забайкалье церквей наибольшую активность проявляют православные и протестантские церкви. Хотелось бы обратить внимание на церковь пятидесятников «Спасение в Иисусе». В 1990 году начинает складываться учение пятидесятников в Забайкалье, к 1991 году были лишь единицы верующих, на сегодняшний день насчитывается более 60 групп и церквей пятидесятников по Забайкальскому краю, только в г.Чите собирается более 800 человек на богослужения.
История развития церкви пятидесятников в Забайкалье начинается с начала 20 века, однако подробной и достоверной и информации нет. Существуют более поздние свидетельства о существовании данной организации в регионе. «Семья Зинаиды Федоровны Тихоньких жила на руднике Букука Оловянинского района. В начале пятидесятых, их церковь насчитывала около 30 человек. Верующие не упускали любую возможность собираться вместе, подкрепляя друг друга молитвами. К ним приезжали пресвитеры из других евангельских церквей, подвергая себя большой опасности. В пятидесятые годы на станции Дарасун жили миссионеры, приехавшие из западных регионов нашей страны»1.
«В 1987 году к ним приехали миссионеры которые привезли с собой музыкальные инструменты. В августе 1990 года они, группой из восьми человек, вновь приехали и стали ездить по всему Забайкалью, проповедуя Слово. В течение месяца молодые парни побывали почти во всех поселках Дульдурги и Акши и основали первую миссию «Иисус Христос»2.
В 1991 году по приглашению директора миссии «Иисус Христос» Сергея Шарапы в Читу из республики Беларусь приехал Михаил Киндрук с супругой и тремя детьми и делает первые шаги в служении забайкальцам. В 1992 году на стадионе ЗабВО была проведена евангелизация, вторая в истории города Читы. По всей Читинской области шла активная евангелизация: в Краснокаменске, Борзе, Шерловой Горе, Акше. С 1994 года каждое лето в Чите в течение пяти лет проходили трехдневные евангелизационные служения.
Первые служения проходили в подвальном помещении Дома культуры Машиностроительного завода, где поначалу собиралось по 10 -15 человек. В. Секерин так описал их собрание «Представьте себе теплый весенний воскресный вечер. К Дому культуры Машзавода идут и едут нарядные люди всех возрастов - от детей до глубоких стариков: христиане веры евангельской Читы и ее окрестностей спешат на молитвенное собрание.... Сегодня у всех особое настроение: днем состоялось водное крещение почти тридцати взрослых и молодых людей, и это, конечно, большой праздник для общины».3
На протяжении 16 лет общее число покаявшихся в церкви достигло 51200 человек. 1749 человек приняли водное крещение. Началось открытие и быстрый рост церквей по области. Наиболее крупные - в Карымской и Могойтуе, Орловске и Первомайске, в поселках: Кокуе, Хилке, Борзе, Сретинске, Бургени, Харагуне, Ясногорске, Новой, Шишкино, Орловске.
Как известно одним из направлений многих религиозных организаций выступает социальная работа с зависимыми людьми. Особым вниманием пользуются мероприятия связанные с проблемами людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом. Как отмечают сами служители церкви у них существует специальное служение для наркоманов, когда они совместно с сотрудниками госнаркоконтроля для профилактики устанавливают связь с учебными заведениями, выявляют зависимых на улицах и дважды в неделю проводят с ними встречи. Существует при церкви и организация «Родители против наркотиков», призванная обратить внимание на эту проблему и показать выход, который состоит в приходе в церковь, чтении Библии и наставлений пасторов.
Еще одно из направлений работы церкви – особое внимание детям. Необходимо отметить, что как на богослужениях, так и в мероприятиях церкви дети принимают участие. При церкви действует воскресная школа по изучению Библии, летом устраиваются детские лагеря в живописных уголках природы Забайкалья. Церковь является попечителем городского социального детского приюта, где дети поют христианские песни и слушают библейские рассказы. Служители посещают детские колонии, областные тюрьмы, осуществляют раздачу продуктов малообеспеченным семьям. Поддерживая программу «Дети улиц» церковь опекает детей оставшихся без родителей и детей-инвалидов.
Таким образом, можно отметить активную деятельность церкви в Забайкалье и достаточно успешные акции направленную на работу с наиболее социально неблагополучными слоями населения. Методы работы церкви постоянно совершенствуются, что позволяет охватить большее число нуждающихся с большей эффективностью. На наш взгляд, сама идея помощи наркозависимым, алкозависимым, осужденным, детям-сиротам и детям-инвалидам несет себе огромный положительный заряд, однако это и определенный показатель слабости социальной сферы Забайкалья. Получается, что церковь нетрадиционная для данного региона может предоставить больше возможностей, чем специальные службы, кризисные центры, приюты, деятельность которых непосредственно направлена на эти группы населения. Здесь заключена и другая проблема, вместе с излечением зависимых от их пагубных привычек, приходит другая зависимость – от церкви.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что протестантские церкви Забайкалья достаточно успешны в своей деятельности по работе с социально неблагополучными слоями населения, их социальные практики охватывают широкий спектр проблем и в большинстве случаев решают их. Однако каждое успешное решение проблемы отдельно взятого человека, это прибавление последователей религиозной организации, таким образом, социальные практики это тоже определенное направление миссионерства.
1 По материалам церкви «Спасение в Иисусе»
2 По материалам церкви «Спасение в Иисусе»
3 Секерин В. Религии на карте Забайкалья, Чита,1995
Библиографическая ссылка
Кондакова Н.С. ПЯТИДЕСЯТНИКИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5129 (дата обращения: 22.11.2024).