Сравнительный анализ результатов факторизации данных кросс-культурного исследования креативности
К.Г. Эрдынеева, Н.Н. Попова
В статье представлены этнические особенности креативности, которые зависят от принадлежности к той или иной этнической группе и проявляются в значимых отличиях в показателях креативности (оригинальности, уникальности и разработанности) и личностных особенностях субъекта (замкнутости/общительности, чувствительности/высокой нормативности поведения, робостью/смелостью, эмоциональной устойчивостью/неустойчивостью и др.), как носителя этноса.
Вхождение России в мировое сообщество сопровождается процессами глобализации и регионализации, что вызывает повышенный интерес к кросс-культурным исследованиям. Поэтому растёт объём исследований креативности с учётом их многоуровневой детерминации, когда в анализ включаются культурные, социально-экономические, и др. факторы. Поскольку этнические особенности обнаруживают себя в поступках, продуктах деятельности, поведении личности (В. С. Агеев, А. К. Толмачева, Г. Б. Старовойтова, С. К. Смирнов и др.), то возникает необходимость в рамках нашего исследования изучение тех проявлений творческой активности, которые обусловливают способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М.А. Холодная).
Согласно позиции С.У. Арутюнян, М.С. Джунусова, Н.Д. Джандильдин, X. Дейкер, Н. Фрайда и др., люди, принадлежащие к одной этнической общности, обладают особенностями, типичными для всех представителей данной этнической общности и нетипичными для представителей другой.
Г. Г. Шпет6 считает, что в разнообразных формах выражения, в словах, рисунке, костюме, в учреждениях, актах, документах – словом, во всем, что мы называем «продуктами культуры», следует различать некое предметное содержание как действительное значение.
Этнопсихологический аспект изучения креативности закономерным образом определяет необходимость выявления индивидуально-личностных характеристик различных этносов в сравнительно-сопоставимом плане. Для этого мы сформировали выборку из двух групп: представителей бурятской национальности – 125 человек, представителей русской национальности -126 человек, из которых - юношей -125 чел., девушек- 126, в возрасте от 16 до 22 лет; общее количество (251 человек).
В качестве методик были использованы: субтест Е. Торренса «Завершение картинок»3, тест отдельных ассоциаций С.Медника в варианте А.Н. Воронина и Т.В. Галкиной1, проба Ю.Н. Кулюткина2 на выявление невербальной креативности, два опросника личностной составляющей креативности Д.Л. Джонсона и Дж. Рензулли5; 16 факторный опросник личности Р.Б. Кетелла (сокращенный вариант)4.
Факторный анализ полученных данных показал, что в фактор1 (F1), определивший 10,2 % общей дисперсии, вошли переменные, имеющие максимальный факторный вес: национальность (0,698) и возраст (0,503). Следовательно, этому фактору можно присвоить название «этнические особенности», как показателю национальной принадлежности респондента.
Фактор 2 (F2), определивший 8,52 % общей дисперсии, представлен переменными, являющимися показателями креативности испытуемых, поэтому ему присвоено название «креативность». Следует отметить, что переменные вербальная и невербальная оригинальность имеют практически одинаковый вес (0,720 и 0,719, соответственно), что говорит о необязательности их деления на виды, поэтому можно объединить их в один показатель: оригинальность. Факторные нагрузки переменных оригинальность и уникальность (0,720 и 0,682) демонстрируют сильную степень связи данных показателей в структуре креативности, т.е. чем больше значения оригинальности, тем больше значения уникальности.
Аналогичным образом беглость (0,598) определяет гибкость (0,547) креативности респондентов.
И, наконец, в фактор 3 (F3), определивший 6,83% общей дисперсии, вошли переменные, являющиеся характеристиками свойств личности респондентов, поэтому мы его называли «личностные особенности».
В данном факторе существенный вес имеет переменные: - «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» (0,721) и «подчиненность – доминантность» (0,657). Факторные нагрузки этих показателей обусловливают высокую степень взаимосвязи эмоциональной устойчивости и доминантности, а также эмоциональной неустойчивости и подчиненности.
Переменные: «замкнутость – общительность» и «чувствительность - высокая нормативность поведения» отражают среднюю степень взаимосвязи таких свойств личности, как замкнутость и высокая нормативность поведения и общительность и чувствительность (0,628 и 0,608, соответственно). «Низкий самоконтроль и высокий самоконтроль» положительно коррелируют с «робостью и смелостью», а так же с «адекватность самооценки» испытуемых, о чем свидетельствуют их веса: 0,577,0,551 и 0,516, соответственно.
Таким образом, фактор принадлежности испытуемого к той или иной национальности, оказывает существенное влияние на показатели креативности (оригинальность, уникальность, беглость, гибкость), как свойства личности, характеризующегося эмоциональностью, общительностью, конформностью и самоконтролем.
В ходе нашего исследования наблюдались несущественные половые различия при определении креативности. По вербальной креативности, определенной согласно ассоциативному тесту, достоверных различий между мужчинами и женщинами не установлено, однако наблюдается тенденция доминирования мужчин по оригинальности ассоциативного вербального мышления.
Эмпирическое исследование этнических особенностей креативности подтвердило нашу гипотезу о том, что этнические различия в степени развития креативности зависят от принадлежности к той или иной национальности и проявляются в значимых отличиях в показателях креативности и личностных особенностях субъекта, как носителя этноса.
Отсюда следует, что этнос является одним из факторов, определяющих содержание, структуру и развитие креативности в поликультурном регионе (Забайкальский край).
Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблемы развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю.Н. Кулюткин.- СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 2001.-84 с.
Краткий тест творческого мышления (фигурная форма).- М.: Институт развития одаренности, 1995.- С. 13-46.
Практикум по психологии / Под ред. А. С. Кармина.- СПб.: Изд-во Лань, 2002.- С.32, С.9.
Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет. -СПб., 1996.-155 с.
Библиографическая ссылка
Эрдынеева К.Г., Попова Н.Н. Сравнительный анализ результатов факторизации данных кросскультурного исследования креативности // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5136 (дата обращения: 14.11.2024).