Заочные электронные конференции
 
     
Компетентностный подход в исследовательской деятельности учащихся
Селезнева О.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Компетентностный подход в

исследовательской деятельности учащихся

Селезнева Ольга Александровна, учитель истории МОУ лицей № 90 г. Краснодара

Сегодня в мире происходят изменения, меняющие облик цивилизации в целом, что связано с идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Эти процессы в сильной степени опираются на использование и развитие образовательной системы.

Правительственная Стратегия модернизации образования в России предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».

Компетенция – это совокупность смысловых ориентаций в познании общественных явлений, знаний, умений и опыта деятельности по их освоению, в отношении к определенному кругу объектов реальной действительности. Под ключевыми компетенциями сегодня понимают наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результаты в личной жизни и профессиональной деятельности.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Организация образовательного процесса должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих становлению ключевых компетенций. В школе компетентности формируются не только школьными предметами, но и внеклассной работой, дополнительным образованием и, не в последнюю очередь, повседневным личным опытом учащихся.

На мой взгляд, одним из основных приоритетов в работе учителя в школе является создание условий для развития навыков исследовательской деятельности и творческих способностей как способа формирования ключевых компетенций. Для ее успешной реализации необходимо обозначить следующие педагогические условия:

  1. Создание исследовательской, творческой среды через научное общество и индивидуальные консультации.

  2. Обеспечение технологической готовности к исследованию.

  3. Создание толерантной среды в процессе сотрудничества.

  4. Создание условий для рефлексии.

Учитель должен использовать элементы известных методик, при которых ученик, формирующий компетентность в сфере познавательной деятельности, осмысливает и применяет изученную информацию, становится свободной творческой и ответственной личностью.

В МОУ лицее № 90 г. Краснодара в 9 профильном классе я преподаю элективный курс «Технология исследования». В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Также, в качестве дополнительного образования, в лицее я веду занятия в учебном объединении при МОУЦДОД ДОД «Малая академия» «Школа юного исследователя». На занятиях расширяются знания учащихся, полученные в основной школе, применяется «проблемный» подход к изучению материала, активно используется творческий потенциал самих учащихся, формируется навыки исследовательской работы.

Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Учащиеся МОУ лицея № 90 проводили исследовательские работы на социологические, правовые, исторические, генеалогические, экологические темы. При этом ученики активно участвуют в выявлении, анализе и решении социальных проблем современного общества (рассматривались такие актуальные вопросы, как например, отношение учащихся МОУ Лицей № 90 к здоровому питанию, к лицам без определенного места жительства, к молодежным организациям, к церковному браку; от чего зависит любовь к учебному предмету; что является причиной абортов, причиной исчезновения северных поселков и т.д.). Работая над подобными темами, учащиеся формируют свои ценностные ориентиры и гражданские позиции, а это уже сформированная ценностно-смысловая компетенция, включающая мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.

Выбирая тему исследования, учащийся показывает свою готовность делать осознанный и ответственный выбор, что означает способность: проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами, выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.

Важно помнить, что тема исследования должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития ученика – интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над темой – мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Выбрав для себя тему исследования, учащийся начинает собирать информацию. Информационная компетентность – это способность ученика систематизировать,критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи; делать аргументированные выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию; представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Наличие этой компетентности позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, в котором на него «обрушивается» огромный информационный поток, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

В ходе сбора информации ребята работают с книгой, учебником, нормативно-правовыми актами, проводят анкетирование, делают запросы в различные учреждения и архивы, то есть самостоятельно получают дополнительные знания. Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях. Наличие этой компетентности позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, быть адекватным меняющимся жизненным ситуациям.

В ходе проведения работы ребята взаимодействовали с представителями различных социальных групп, учреждений: они брали интервью у своих родственников, у работников Краснодарского центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Забота», у специалистов из органов опеки и попечительства окружных отделов образования г. Краснодара, у работников Федерального государственного учреждения Краснодарского центра стандартизации и метрологии, у начальника отдела организационной работы и информационного обеспечения социально-экономических и молодежных программ в Департаменте молодежной политики Краснодарского края, у священнослужителей из храма-часовни святого великомученика Димитрия Солунского и Рождественского храма. Диалог дает возможность вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, создает условия для развития умений, способов творческой деятельности, для выработки личностных оценок и отношений к действительности. Так, формируется коммуникативная компетентность, котораяозначает готовность ученика ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.Наличие этой компетентности позволяет человеку достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п.

В ходе проведения исследования формируется и социальная компетентность, которая проявляется в способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. Наличие этой компетентности позволяет человеку использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения своих задач, достигать результатов в профессиональной деятельности, независимо от личных симпатий и антипатий в коллективе.

Эффективность формирования компетентностей определяется тем, что ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность; у него сформирована положительная мотивация; обеспечивается систематический контроль над результатами обучения, оценка и самооценка; осуществляется связь учебного материала с практическими действиями ученика.

Любая деятельность должна приносить пользу. О результатах своего исследования ребята рассказывают на классных часах, уроках по истории, обществознанию, сами разрабатывают и проводят игры, соревнования, пишут статьи в школьную газету «Наш лицей» и краевой журнал «Твой первый взрослый». Таким образом, исследовательская деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированная зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересна и значима для самих открывателей.

Познавательное действие, включенное в контекст социально и личностно значимой ситуации, приобретает другую мотивацию. У учащихся вместо традиционной цели «запомнить и ответить» возникает цель реального достижения, при этом понятие «достижение» рассматривается как значительно более широкое и эмоционально окрашенное в сравнении с понятием «результат». Тогда процесс обучения приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества.

В условиях состязательности на конференциях учащиеся получают оценку своей деятельности в виде достижений званий лауреатов, призеров или победителей. Так, мои ученики становились победителями и призерами на городской и краевой научно-практических конференциях «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани, краевой научно-практической конференции Малой сельскохозяйственной Академии учащихся Кубани, краевой научно-практической конференции классов казачьей направленности по истории и культуре кубанского казачества, Российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век», Российском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Международной гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества», Российских конференциях «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «Открытие».

Хочу отметить, что любой вид деятельности учащихся является условием формирования их учебной самостоятельности и на предпрофильном уровне ребята оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования. Знания, компетенции, которые ученики получают на основе исследовательской деятельности, они связывают с выбором будущей профессии. Ежегодно выпускники лицея поступают в высшие и средние специальные учебные заведения естественно-научного профиля.

Библиографическая ссылка

Селезнева О.А. Компетентностный подход в исследовательской деятельности учащихся // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5137 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат