ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ И МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ
Семина Л.В.
Московский гуманитарный педагогический институт
Россия, Москва
В настоящее время в обществе является востребованным высокий уровень профессионализма, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, ориентация на запросы рынка труда. Формирование когнитивной компетентности бакалавров является неотъемлемым условием подготовки квалифицированного компетентностного специалиста, готового к самостоятельному решению когнитивных задач.
В Педагогическом энциклопедическом словаре термин «самостоятельность» трактуется как «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность – это ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения» [3, С. 253]. Термин «когнитивный» (от латинского «cognitio» - «знание, познание») означает направленный на осуществление познавательного, поискового процесса, исследования и анализа. Таким образом, при исследовании содержания формирования когнитивной самостоятельности мы руководствуемся следующим пониманием когнитивной самостоятельности, а именно: качеством личности, выражающимся в стремлениях, потребностях и способностях организации, реализации познавательной деятельности своими силами. Кроме того, важно отметить, что становление когнитивной самостоятельности происходит в процессе формирования когнитивной компетентности в самостоятельной работе бакалавров.
Чтобы достичь готовности студентов-бакалавров к познавательной деятельности, с позиций субъектно-деятельностного и компетентностного подходов работу по становлению когнитивной компетентности необходимо проводить планомерно и непрерывно в течение всех учебной деятельности. Только в этом случае удастся проследить динамику личностного и профессионального роста и тенденцию к формированию базовых компетентностей. Формирование когнитивной компетентности бакалавров – это всеобъемлющий процесс, который требует систематичности, планомерности и не может реализовываться в рамках всего лишь одной дисциплины.
Диагностика и постоянный мониторинг личности и деятельности бакалавров, а также уровня формирования их компетентностей (в частности когнитивной компетентности) играют ведущую роль при проектировании процесса самостоятельной когнитивной работы. Отправной точкой в развитии когнитивной компетентности студентов должна являться диагностика уровня её формирования. Согласно Г.А. Карповой, педагогическая диагностика на современном этапе представлена рядом направлений:
дидактическая диагностика (определение уровня обученности);
психолого-педагогическая диагностика (изучение личностных особенностей обучаемых);
социально-педагогическая диагностика (изучение воспитательного потенциала микро- и макросреды);
управленческая диагностика (изучение организации учебно-воспитательного процесса) [2, С. 5-6].
Таким образом, важно отметить, что диагностика рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет динамику, тенденцию формирования продуктов обучения и включает их контроль, оценивание, оценку, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейшего развития событий. Она предполагает постоянное наблюдение за процессом индивидуального развития студентов с целью выявления его соответствия желаемому результату. Диагностика способствует выявлению трудностей, тенденций роста и спада мотивации, познавательно-практического и рефлексивного компонентов. Результаты, своевременно полученные при диагностике, позволяют вносить изменения в планы работы с группой. Под педагогической диагностикой в целом понимается процедура выявления готовности к какому-либо виду деятельности [3].
Цель диагностики нашего исследования отвечает требованиям цели работы, которая заключалась в формировании высокого уровня когнитивной компетентности в самостоятельной работе студентов.
Задачами диагностирования в нашем исследовании являются:
анализ и оценивание уровня формирования когнитивной компетентности бакалавров;
определение пробелов в обучении;
подтверждение успешных/неуспешных результатов обучения;
планирование последующих этапов учебного процесса;
улучшение условий выполнения самостоятельной работы.
Диагностический инструментарий определения уровня когнитивной самостоятельности включал различные анкеты, опросники, тесты, направленные на выявление широкого круга вопросов: отношение студентов к самостоятельной работе и познавательной деятельности, их опыт выполнение самостоятельной работы, способность к рефлексии и другие.
Рассмотрим методики выявления уровня формирования когнитивной компетентности у бакалавров. Мы определяем когнитивную компетентность как совокупность трех компонентов: мотивационного, познавательно-практического и рефлексивного. Таким образом, с целью диагностики уровня формирования когнитивной компетентности нам необходимо рассмотреть диагностического обеспечение, позволяющее оценивать степень выраженности каждого компонента. Оценка мотивационного компонента когнитивной компетентности включала в себя ряд анкет, опросников, которые были направлен на выявление потребности студентов в осуществлении самостоятельной познавательной деятельности, и производилась на основании метода шкалирования по следующим пунктам:
проявление интереса к изучению иностранного языка;
отношение к выполнению сложных творческих задания;
осуществление творческого подхода при выполнении самостоятельной работы;
стремление использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности;
потребность в самообразовании;
успеваемость по иностранному языку и др.
Диагностика познавательно-практического компонента подразумевала оценку ряда параметров, а именно:
наличие успешного опыта самостоятельной работы на иностранном языке;
использование различных (в том числе и нестандартных) технологий при выполнении самостоятельной когнитивной работы;
активное использование дополнительных источников информации при выполнении домашнего задания и самостоятельной работы;
способность к выполнению исследовательских, проблемных, проектных, поисковых заданий и др.
Диагностика рефлексивного компонента подразумевала оценку таких аспектов, как:
способность сконцентрироваться на выполнении заданий для самостоятельной работы;
способность заставить себя сделать что-либо;
целенаправленное стремление использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности;
способность организовывать и контролировать свою самостоятельную работу;
способность к объективной самооценке собственной деятельности;
стремление преодолевать возникшие трудности и др.
Мотивационный этап включал в себя формирование у студентов устойчивого интереса и направленности на самостоятельную когнитивную работу. На основе мотивации происходит становление у человека многоуровневой системы смыслов, потребностей и ценностей. Как показывает практика (результаты наблюдений, анкетирований), студенты зачастую негативно относятся к самостоятельной работе и пытаются всячески избежать выполнения поисковой познавательной деятельности, стремятся при возможности минимизировать долю выполняемой учебной работы. Самостоятельная познавательная работа же кажется «дополнительным» и даже «лишним» видом деятельности, который требует от бакалавров дополнительных больших усилий, зачастую новых и неизвестных стратегий и методов работы, которыми они не владеют. Все это сказывается на слабой мотивации или даже антимотивации по отношению к самостоятельной работе.
Преподавателю на мотивационном этапе формирования когнитивной самостоятельности и мотивации важно, прежде всего, формировать правильное сознание студентов по отношению к самостоятельной работе, ознакомить студентов с видами самостоятельной работы, совместно обсудить тематику и проблемы, интересующие их.
В случае отсутствия или недостаточного развития когнитивной мотивации обучаемый будет действовать формально – достигать определенного результата, но не теми методами, которые развивают мышление, а нежелательными – списывание, ответ по подсказке, использование ключей и т.д.
Рассмотрим нашу работу по развитию мотивации обучаемых. В процессе реализации модели по формированию когнитивной самостоятельности на мотивационном этапе мы использовали дополненную нами концепцию мотивации, предложенную М.П. Брином [4]. Согласно предложенной методике, при организации и проведении самостоятельной работы главный акцент делается на мотивирующие критерии, на основании которых выстраивается последующая работа.
Критерий информированности и владения операционным аппаратом, подразумевающий осведомленность студентов технологиями самостоятельной познавательной работы. Таким образом, мы провели лекцию «технологии, методы и средства самостоятельной работы» с целью ознакомления студентов с возможными методами и способами выполнения самостоятельной когнитивной работы.
Критерий личного участия был реализован также при отборе и составлении заданий и форм работы. Так в субъектно-деятельностном подходе важно активное участие всех студентов как в индивидуальной, так и в групповой самостоятельной работе. В индивидуальной самостоятельной работе каждый студент выступал в роли субъекта при выполнении индивидуальных заданий, исследований, подготовке индивидуальных проектных работ. В групповой самостоятельной работе обучаемый выступал в роли организующего звена, так как выполнял свои индивидуальные функции при организации круглых столов, проектировании и реализации исследований.
Критерии природного интереса и смысла использовались нами при анкетировании и позволили нам выявить тематику и проблемы, интересующие бакалавров, которые мы использовали в дальнейшем проектировании самостоятельной работы при разработке заданий и видов деятельности. Под смыслом мы понимаем и осознание полезности выполняемой работы. Поисково-познавательная работа для подготовки к круглому столу может быть запротоколирована, таким образом служить документом, содержащим результаты исследовательской деятельности.
Критерий активных методов, заключающийся в творческой направленности заданий для самостоятельной работы, использовании игровых форм работы.
Критерий достижения и успешности был использован в рефлексивной деятельности при проектировании обратной связи. При использовании форм контроля и самоконтроля студент получал достоверную информации о динамике своего развития. Кроме того, руководствуясь принципами индивидуализации и дифференциации, мы предоставили студентам разноуровневые задания, позволяющие каждому обучающемуся почувствовать собственную успешность.
Критерий оценки подразумевает разработку системы контроля - в нашем случае мы применяли контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Хорошая успеваемость, по мнению В.С. Юркевич, не может служить свидетельством интенсивной когнитивной потребности, т.к. некоторым отличникам свойственна «машинообразность» деятельности, когда нет ни к чему интереса, а есть тренированное умение «делать» хорошие оценки. Когнитивная потребность, по В.С. Юркевич, строится на трех «китах»: активности, потребности в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.
На мотивационном этапе нами был также проведен тренинг познавательной мотивации, который способствует стимулированию студентов к выполнению самостоятельной работы и позволяет снять стрессы и придать уверенность в успехе в процессе ее протекания.
Для достижения высоких результатов в самостоятельной когнитивной деятельности важно уметь настраиваться на процесс самостоятельной работы и создавать внутреннюю положительную мотивацию. Согласно проводимому тренингу, для создания положительного настрою для включения в самостоятельную когнитивную работу рекомендуется в процессе самостоятельной работы руководствоваться следующим планом действий, а именно:
Определите для себя примерный масштаб и временные рамки предстоящей работы.
Наметьте для себя расписание, в течение которого Вы будете выполнять предстоящую работу.
Составьте план предстоящих действий.
Сосредоточьтесь на учебном материале, с которым Вам предстоит работать.
Постарайтесь абстрагироваться от посторонних мыслей, забот и чувств.
Исключите мысли о неудаче и страх перед возможными ошибками.
Подумайте о том, как Вы будете довольны собой после проделанной работы.
Найдите для себя самые сложные и легкие на Ваш взгляд моменты в работе. Чередуйте их при выполнении работы.
Постарайтесь «раствориться» в своем деле.
Проанализируйте своё состояние после завершения работы. Сравните реальный план выполнения работы с намеченным. Объясните себе причину удовлетворения, неудовлетворения после проделанной работы.
В заключении, отметим необходимость стимулирования мотивации бакалавров к познавательной работе в течение всей самостоятельной деятельности. Таким образом, повсеместное и грамотное управление преподавателем когнитивной работой студентов на всех этапах протекания самостоятельной работы может быть залогом эффективности и продуктивность её выполнения.
Литература
Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики: Учеб.пособие. – Екатеринбург, 2004. – 43 с.
Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. – Спб, воронеж, 1995. – 230 с.
Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002. – 528 с.
Breen M.P. Classroom Decision-Making. – Cambridge: Cambridge University Press, 2000. – 234 p.
Библиографическая ссылка
Семина Л.В. Диагностический и мотивационный этапы формирования когнитивной самостоятельности в процессе обучения бакалавров // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5141 (дата обращения: 01.04.2025).