Заочные электронные конференции
 
     
Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной иноязычной компетенции студентов языкового вуза
Семина В.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА КАК ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Семина В.В.,

Московский гуманитарный педагогический институт,

Москва, Россия

В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации и знаний представляется невозможным передать индивиду в течение ограниченного промежутка времени обучения все знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Следовательно, преподавателям необходимо в процессе обучения развить у студента мотивацию к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования. Таким образом, одной из основных задач высшего учебного заведения является формирование личность студента, способного к процессу саморегуляции в сфере непрерывного образования.

Если говорить о студентах языковых вузов, то необходимо упомянуть о формировании у обучаемых самообразовательной компетенции как способности осуществлять контроль и оценку собственной деятельности в рамках аудиторных занятий, а также поддерживать и повышать уровень владения иностранным языком в процессе самообразования.

Таким образом, необходимость решения проблемы формирования самообразовательной компетенции заставляет преподавателей снова и снова возвращаться к вопросам организации самостоятельной работы студентов, её совершенствованию и систематизации. Ведь формирование самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую составную часть педагогического процесса вуза, и она многофункциональна. Такой вид работы развивает личность, формирует ее познавательные интересы и потребности, способствует формированию субъектных перспектив и устремлений студентов.

В настоящее время по данным государственного образовательного стандарта самостоятельная работа в высшем учебном заведении составляет около 50 процентов от всей учебной нагрузки студентов, поэтому важно сформировать готовность обучаемых к данной работе с самого начала образовательного процесса в вузе, чтобы сделать ее максимально эффективной [1].

А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как и процесс самосовершенствования и самопознания [2, c. 335].

Важно отметить, что в настоящее время растет интерес учёных и педагогов к проблеме «самости» студентов в целом. Для обозначения и раскрытия данного понятия в педагогической литературе повсеместно используются такие термины, как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самообразование, самовоспитание, самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

Эффективность формирования самообразовательной компетенции и результативность самостоятельной работы студентов определяется использованием различных видов ее контроля, таких как: входной контроль знаний, умений и навыков обучаемых при знакомстве с изучаемой дисциплиной; текущий контроль уровня усвоения материала, которые проводится в течение курса изучения той или иной дисциплины; промежуточный контроль по окончанию тематического раздела дисциплины; самоконтроль, осуществляемый обучаемыми во время изучения курса, а также при подготовке к итоговым работам; итоговый контроль, представленный в виде зачета или экзамена по дисциплине; контроль остаточных знаний, умений и навыков, проводимый через определенное время после завершения изучения курса.

Следует отметить, что самоконтроль как психическое явление давно привлекает к себе внимание исследователей во многих областях науки о человеке — педагогике (Е.П. Бочарова, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.Б. Ительсон, В.В. Краевский, А.С. Лында, Г.С. Никифоров и др.), социологии (Ю.И. Тарский).

Можно сказать, что самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции» [4, c. 35]

Преподавателям нужно помнить, что самоконтроль является для них важным источником информации о потребностях и ожиданиях студентов, их трудностях, отношению к процессу обучения. Изучение языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как чтобы изучить что-либо, необходимо вначале оценить уже имеющиеся знания и понять, как можно их обогатить.

Во время формирования самоконтроля происходит изменение позиции студента в ходе становления новых способов образовательной деятельности, увеличение доли его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине; изменение форм сотрудничества преподавателя с обучаемым, что связано с переходом от совместной деятельности преподавателя и студента к полностью саморегулируемой. На разных этапах процесса обучения студенты контролируют себя в разной форме: постепенно внешний контроль заменяется внутренним и превращается в самоконтроль.

Обучение и формирование самоконтроля у обучаемых в свою очередь будет способствовать становлению у студентов адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом, так как самоконтроля представляется нам составной частью самооценки.

Понятие «самооценки» рассматривается в научной литературе с различных точек зрения. Так, например, с педагогической точки зрения «самооценка» подразумевается как эмоционально насыщенная оценка себя как личности, собственных способностей, поступков, качеств; а также как важный регулятор поведения индивида.

Г.Ю. Ксензова понимает самооценку как «один из компонентов дея­тельности». Самооценка по ее мнению «связана не с выставлением себе отме­ток, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом» [3, с. 68-69].

Следовательно, при выставление отметки преподаватель выражает свое субъективное мнение о знаниях обучаемых или о чем-нибудь в наименее информативной форме, а при самооценке студент дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения.

Необходимо помнить, что без самоконтроля и самооценки самостоятельная работа представляется нам малоэффективной, ведь она представляет собой лишь умение студентов отсортировать нужные данные, ориентируясь на свои знания, задания и требования преподавателя. А для планирования, организации и подведения итогов проделанной работы, для сравнения полученного результата с планируемым необходимы самоконтроль и самооценка.

Из схемы 1 мы видим как контроль со стороны преподавателя постепенно превращается в самоконтроль студента в его учебной деятельности, при этом обучаемый также обладает и адекватной самооценкой.

Становление самоконтроля происходит при соблюдении трех основных условий: мотивировании студентов к самоконтролю со стороны преподавателя; косвенном развитии самоконтроля и непосредственном развитии самоконтроля. В процессе побуждения обучаемых к самоконтролю преподаватель формирует у студентов потребность в самоконтроле, объясняет им сущность приемов самоконтроля, а также дает им необходимые инструкции по проведению самоконтроля. Преподавателю важно привить обучаемым устойчивый интерес к самоконтролю.

Косвенное развитие самоконтроля заключается в проверке преподавателем самостоятельной деятельности студентов, организации взаимопроверок обучаемых, а также такого вида работы, как контроль обучаемыми деятельности преподавателя.

На этапе непосредственного развития самоконтроля студентами осуществляется самопроверка собственной учебной деятельности, происходит выявление причин допущенных ошибок, а также процесс по предупреждению ошибок.

Все вышеперечисленные действия в совокупности позволяют организовать эффективные процесс формирования адекватного самоконтроля и самооценки.

Кроме того, анализируя схему 1, мы видим, что действие самоконтроля неразрывно связано с действиями самооценки, так как, контролируя свою учебную деятельность, студент оценивает ее и на базе полученной оценки решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.

Это еще раз доказывает, что самоконтроль и самооценка являются важным направлением самосовершенствования в учебном процессе и в процессе изучения иностранных языков. Язык представляет собой развивающуюся и постоянно изменяющуюся форму, и соответственно без наличия сформированной самообразовательной компетенции, способности студента к самостоятельной работе, самоконтролю и самооценке, невозможно получить выскоквалифицированного специалиста, способного на должном высоком уровне поддерживать и развивать свои знания, умения и навыки в области иностранных языков.

Нами отмечается и целесообразность использование тестовых заданий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку. Это во многом связано с тем, что постепенно усложняющийся учебный процесс ведет к усиленному накоплению знаний, что сказывается на самосознании и повышении самоконтроля. В интеллектуальной сфере обучаемых на продвинутом этапе отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Многие студенты склонны преувеличивать реальный уровень своих знаний и умственных возможностей. Очевидна необходимость формирования способности к рефлексии своей учебной деятельности на данном этапе обучения. Несмотря на установку на самоконтроль, нельзя говорить о сформированности самообразовательной компетенции обучаемых, которая является необходимым условием формирования образованной, творческой и профессионально мобильной личности.

В контексте самостоятельной учебной деятельности обучаемых контроль необходим преподавателю для управления ею, обучаемым – для определения пробелов в усвоении учебного материала и принятие мер к их устранению. Самоконтроль в свою очередь является важным и мобильным элементом процесса обучения. Он подстраивается под изменяющиеся условия образовательного процесса его оптимизации.

Формой самоконтроля, которая отвечает требованиям динамично развивающейся системы образования, в настоящее время является тестирование. Оно представляет собой наиболее эффективную форму контроля самостоятельной работы и имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля: выполнение тестовых заданий не требует много времени, что очень важно в связи с большим объемом материала, отведенного для самостоятельного изучения, и ограниченностью запаса времени. Они ориентированы на базовый материал по предмету и контролирует не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им, способствует формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний. Выполнение тестовых заданий с последующей их проверкой по ключам формирует у обучаемых сознательное отношение к выполняемой работе, ставит их в позицию активного субъекта своей учебной деятельности, развивает навыки самоконтроля. Поскольку правильность выполнения заданий проверяется самими студентами, а не преподавателями, снижается направленность на оценку и повышается ценность непосредственно знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе учебной деятельности.

Правильно организованный самоконтроль с применением тестовых заданий и последующая самооценка полученных результатов способствует формированию самообразовательной компетенции на материале иностранного языка, необходимой для профессионального становления личности.

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 2005. – 20 с.

  2. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: Логос, 2004. – 384 с.

  3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Уч-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с

  4. Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – С. 35

Библиографическая ссылка

Семина В.В. Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной иноязычной компетенции студентов языкового вуза // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5143 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат