Коррекция тревожности глухих детей младшего школьного возраста
Полуянова У.В.
Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск, Россия
Современная действительность, характеризуемая увеличением стрессов и повышением эмоциональных негативных реакций, приводит к возникновению тревожных состояний не только у взрослых, но и у детей. Специалисты отмечают увеличение количества тревожных детей, детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет эмоциональное развитие детей, и такое его проявление как тревожность усиливается. Понимая тревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, можно отметить у глухих детей младшего школьного возраста достаточно выраженный уровень тревожности и преобладание таких единиц тревожного поведения как напряженность, скованность, повышенная суетливость, плаксивость, нервозность.
Несмотря на то, что в специальной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт по обучению и воспитанию глухих детей, аспект изучения именно тревожности глухих младших школьников остаётся слабо изученным и представляет собой важную проблему, которая имеет большое социальное и научное значение. Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области специальной психологии, но и, прежде всего, родителей и педагогов детей с нарушением слуха, т.к. затрагивает воспитание ребенка и в школе-интернате, и в семье.
Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих. Специальное воспитание и обучение глухих детей немыслимо без существования комплексного воздействия. Анализ содержания деятельности СКОУ I вида позволяет отметить, что комплексное воздействие включает в себя и работу, направленную на коррекцию тревожности глухих детей младшего школьного возраста, которая осуществляется всеми специалистами, в частности учителем - дефектологом, учителем начальных классов и воспитателем.
Учитель - дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей, использует различные специальные игровые приемы, направленные на снижение тревожности глухого школьника: артикуляционная гимнастика с использованием упражнений: "Рот на замок" - упражнение поможет ребенку научиться напрягать и расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение "Рот на замок!". Можно чередовать ее с аналогичной игрой "Слон", когда ребенок вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляет их.
Учитель начальных классов организует коррекционно-развивающую среду на занятиях, осуществляет индивидуально-дифференцированный подход к глухим школьникам с особенностями психического развития, применяет специальные средства по преодолению тревожности глухого младшего школьника: для достижения успеха необходимо, чтобы педагог видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие), что особенно важно при работе с тревожными детьми; педагог должен часто хвалить ребенка, но дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала - это не просто отражение настроения учителя, а оценка его конкретной деятельности.
Воспитатель организует выполнение детьми режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам. Систематическая работа, постепенное увеличение нагрузки и дополнительные занятия, тренирующие мелкие мышцы кистей рук (лепка, рисование, работа с конструктором и т. п.), обязательно дадут результат также и по снижению уровня тревожности.
Коррекция высокого уровня тревожности предполагает работу в следующих направлениях: применение ролевых игр, игр на телесный контакт, специальных игр, проведение упражнений на релаксацию, технику глубокого дыхания, работа с родителями.
Своевременная коррекция повышенного уровня тревожности позволит снизить негативные тенденции формирования тревожной личности и усиления их при наступлении кризиса подросткового возраста.
Библиографическая ссылка
Полуянова У.В. КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5157 (дата обращения: 21.12.2024).