Заочные электронные конференции
 
     
Актуальные мероприятия, способствующие совершенствованию системы профессиональной подготовки и повышению квалификации преподавательского состава
воропаева С.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Актуальные мероприятия, способствующие Совершенствованию системы профессиональной подготовки и повышению квалификации преподавательского состава

Воропаева С. В.

Московский педагогический государственный университет филиал в г. Брянске

Брянск, Россия

В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья учащихся в системе образования, что является предметом профессионального интереса специалистов, работающих в области медицины, психологии и педагогики. Особенно остро встаёт вопрос возрождения отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры и главного фактора, обеспечивающего сохранение психического и соматического здоровья молодёжи. Однако, при всем многообразии на­учных разработок, многочисленных исследований состояния здоровья учащихся, их результа­ты, выводы и рекомендации не находят фактического отражения в содержании учебных про­грамм, не приводят к пересмотру существующей практики подготовки педагогических кадров. Вместе с тем, в рамках национального проекта «Здоровье», необходимо рассмотреть вопросы о необходимости формирования культуры здоровья как осознанного воздействия на процесс развития, поддержания и реабилитации здоровья учащихся, что открывает широкие перспективы для внедрения их в образовательный процесс. Перестройка высшего образования предусматривает переход к возвращению в реально функционирующую систему непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

По результатам наших исследований можно сказать, что будущие педагоги обычно относятся к про­блеме здоровья подрастающего поколения, как к чему-то недостаточно важному, абстрактному, не имеюще­му к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материаль­ные блага и карьера, если они и уделяют внимание здоровью, то главным образом его физической составляющей. К сожалению, для многих студентов педагогических ВУЗов и учителей общеобразовательных школ характерно однобокое представление о влиянии различных факторов на состояние здоровья. С одной сторо­ны, имеется вполне адекватное представление о негативном влиянии различных факторов окружающей среды, а с другой — представление о фак­торах, способствующих поддержанию и укреплению здоровья, практически отсут­ствует, что и приводит в будущем к несоответствию теоретической и практической подготовки будущих преподавателей.

В идеале свою деятельность педагог должен бы проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей учащихся. Для этого, на наш взгляд, в педагогическом вузе будущими специалистами в обязательном порядке более углубленно должны изучаться такие дисциплины как возрастная физиология, гигиена, психология здоровья. Недопустимо оставлять часы, выделяемые на изучение дисциплин, на самостоятельную подготовку студентов, так как без поддержки и контроля педагога многие вопросы остаются не разобранными, а значит и непонятыми.

Применяемые сегодня педагогические средства и методы в большинстве своём не позволяют реализовать в комплексе обучающую, воспита­тельную, развивающую и оздоровительную направленность учебного процесса. Методология здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях не строится на принципах, отработанных в течение предыдущих деся­тилетий научными учреждениями Российской академии образования, а именно: комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентативность, методическое единство. А низкий уровень физического и психического здоровья молодежи со­здает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российско­го образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и эко­номические проблемы современного общества, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

Несмотря на множество разрабатываемых здоровьесберегающих технологий, проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения остается нерешенной, т.е. получение знаний учащимися и сохранение их здоровья являются взаимоисключающими понятиями. В связи с этим возникает необходи­мость поиска адекватных форм организации учебного процесса, внедрения здоровьесберегающих технологий, построенных на принципах гармоничного и всестороннего развития личности учащегося. Педагогика может и должна играть главную роль в воспитании здорового поколения.

Библиографическая ссылка

воропаева С.В. Актуальные мероприятия, способствующие совершенствованию системы профессиональной подготовки и повышению квалификации преподавательского состава // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5179 (дата обращения: 17.07.2024).



Сертификат Получить сертификат