Заочные электронные конференции
 
     
СУБЪЕКТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПАРАМЕТР КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мазова С.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

СУБЪЕКТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПАРАМЕТР КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мазова С.В.

Оренбургский педагогический колледж №1 им.Н.К. Калугина,

Оренбург, Россия

В современных условиях рождается новая образовательная ситуация, в которой востребованным становится специалист, способный оперативно реагировать на происходящие общественные изменения; актуальна проблема проектирования и реализации студентами собственного образовательного маршрута, соответствующего меняющимся жизненным и профессиональным обстоятельствам; актуализируется проблема развития субъектной активности студента. Поэтому один из ведущих ориентиров образования на сегодня определен как создание пространства становления субъектности студента.

Термин «субъектность» в явной или неявной форме присутствует в основных концепциях отечественной психологии и педагогики, обращенных к изучению человека как субъекта деятельности. Общей тенденцией, которая прослеживается в работах отечественных исследователей, является представление о том, что именно личность выступает носителем специфических свойств субъекта. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой ее новое системное качество, которое определяет специфику жизнедеятельности человека. Идея субъектности личности представлена в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.А. Татенко и др.

Задача педагогического исследования субъектности состоит не в констатирующем описании наличного бытия человека и особенностей проявления им субъектных качеств. Оно предполагает оценку реального бытия личности с позиций идеальных представлений о нем, то есть ценностных отношений, аксиологического императива. Конструктивная оценка несоответствия реального состояния бытия идеальному представлению о нем (реального и идеального «образов Я») образует противоречие, являющееся движущей силой становления субъектности. Это один из ведущих вариантов понимания субъектности не как данности определенного временного этапа жизни человека, а как динамического, процессуального образования, имеющего свои причины и следствия.

Субъектность как педагогический феномен представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества студента, независимо от направления выбранной профессиональной специализации [3, с.4].

Развитие субъектности студента как закономерный процесс внутренних изменений его ценностно-деятельностных отношений к образованию является сложным, длительным, противоречивым, нелинейным процессом.

Показатели проявления субъектности лежат в границах активности- реактивности (как реагирования на имеющиеся условия) – пассивности и связаны с качеством организации студентом самостоятельной деятельности: определением ее смысла и целей, осознанным выбором и самостоятельной реализацией способов и средств достижения цели, анализом и оценкой получаемых результатов [3, с.82].

Особую значимость в развитии субъектности студента занимают процессы ее саморазвития, связанные с включением студента в понимание смысла тех образовательных преобразований, которые предлагаются в студенческие годы; установлением диалога с самим собой, своими переживаниями, ощущениями, мыслями; с субъектной организацией деятельности по образованию себя.

Ориентация, выбор и использование студентом имеющихся условий образования предопределяют накопление будущим профессионалом особого образовательного субъектного опыта решения задач, возникающих в ходе образовательного процесса, что обуславливает обогащение субъектной позиции студента, появление ее нового качества в новых условиях образования, когда студентом определяется собственный личностный смысл образования, появляются или совершенствуются способы реализации и действенного выражения этого смысла [3, с.82-83].

В нашем исследовании специфика становления субъектности будущего учителя состоит в выявлении роли образовательного пространства «колледж-вуз» как социокультурного контекста активизации субъектной позиции личности.

Отметим, что в современной педагогической деятельности нередко отсутствует установка на целенаправленное интегрирование множества отношений и связей образовательного пространства, выделение в них базовых блоков. В связи с этим определена исследовательская перспектива - разрабатывать и внедрять технологии субъектной самореализации личности в образовательном пространстве воспитывающей среды образовательного учреждения [5].

Мы считаем, что образовательное пространство учебного заведения становится фактором становления субъектности будущего учителя, если:

- ориентировано на личностно- профессиональное становление будущего специалиста, которое осуществляется с опорой на предшествующие достижения студента, с учетом его возможностей, устремлений и ожиданий и обеспечивает ценностный резонанс восприятия себя и мира студентом;

- в качестве ориентиров становления субъектности выступают личностные смыслы получаемых знаний, восхождение к личностным и профессиональным ценностям, поиск вариантов субъектной реализации ценностей, культура смыслопорождения собственной деятельности студента;

- создает условия для реализации сущностных потребностей личности в познании и понимании мира и себя, самореализации, самосозидании, рефлексии, способствует восхождению к смысложизненным ценностям.

Задачей опытно-экспериментальной работы нашего исследования являлось конструирование и реализация субъектно-ориентированных ситуаций в образовательном пространстве «колледж-вуз».

Субъектно-ориентированные ситуации – это специально-конструируемые педагогические ситуации (фрагменты образовательного процесса), актуализирующие проявление субъектных качеств, востребующие субъектный опыт, содержащие высокий потенциал развития субъектности студентов. Данным ситуациям присущ ряд характерных особенностей:

- они содержат в себе несколько конкретных путей их реализации, что создает точки бифуркации, «точки роста», как возможные направления деятельности студента по самосозиданию;

- ситуации допускают разный уровень субъектной включенности, обеспечивая тем самым автономность личности и невмешательство в ее внутреннее пространство;

- ситуации предполагают приобретение студентами субъектного опыта и навыков саморегуляции;

- ситуации направлены на «запуск» механизмов ценностной ориентации и самоорганизации, потенциально представленных в личностной системе студента.

В исследовательских целях мы условно разделили субъектно-ориентированные ситуации на несколько групп: проблемно-ориентированные ситуации; рефлексивно-ориентированные ситуации; креативно -ориентированные ситуации; коммуникативно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора; ситуации самоорганизации.

В ходе опытно-экспериментальной работы удалось обозначить три типа проявлений субъектности студентов. В таблице представлена динамика становления субъектности будущих учителей в образовательном пространстве «колледж-вуз».

Типология проявлений субъектности студентов

Уровень сформированности

субъектности

Констатирующий этап

Формирующий этап

Высокий

Креативно-ценностный

19%

30%

Средний

Неустойчиво конструктивный

25%

67 %

Низкий

Ситуативно-репродуктив­ный

55 %

23 %

Проведенное исследование позволяет сделать выводы:

-субъектность будущего учителя представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность педагога выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в ценностном отношении к учащимся, позитивных стратегиях взаимодействия с ними. Динамика субъектности педагога во времени связана с установлением соотношения между полюсами «Я» – «Учащиеся»;

-образовательное пространство «колледж-вуз» является ценностно-смысловым контекстом становления субъектности будущего учителя. Образовательное пространство «колледж-вуз» во-первых, определяет содержание индивидуального образовательного маршрута студента, во-вторых, способствует его самоорганизации; в-третьих, актуализирует выбор студентом стратегий профессионального саморазвития, стимулирует построение перспективы профессиональной деятельности и может как задать ресурсы становления субъектности, так и стать их ограничителем;

-моделирование образовательного процесса направлено на реализацию комплекса субъектно-ориентированных ситуаций, обеспечивающих обогащение, качественное преобразование личностно-профессионального опыта будущего учителя.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. – М., 1996.

  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

  3. Ольховая Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета. – Нижний Новгород, 2006.- 133 с.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2002.- 683с.

  5. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. – М., 2005.

Библиографическая ссылка

Мазова С.В. СУБЪЕКТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПАРАМЕТР КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5183 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат