Заочные электронные конференции
 
     
Научно-исследовательская и проектная деятельность техникума
Костенко А.Ф.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

3

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕХНИКУМА

А.Ф.Костенко,

руководитель по научной и инновационной деятельности

ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»

г. Борисоглебск, Россия

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, успешное развитие гражданского общества.

Ведущими ресурсами уровня образовательного заведения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного количества высококвалифицированных кадров – рабочих и специалистов среднего звена, являются важным фактором становления и развития общества и экономики. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования, что не возможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

Одним из направлений в области развития образовательного процесса в нашем техникуме стала научно-исследовательская и проектная деятельность студентов. В сфере среднего профессионального образования научная деятельность становится популярной составляющей в образовательном процессе, необходимым средством повышения мотивации к обучению, более глубокого интереса к профессии и как следствие, хорошей профессиональной подготовки.

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу с глубоким анализом первоисточников и поиском решений для самореализации собственной идеи.

Известно, что в средних учебных заведениях образовательный уровень студентов, за редким исключением, не располагает к глубоким научным исследованиям. Несмотря на это, в практике нашей учебной и исследовательской деятельности есть яркие примеры выполнения работ, где студенты в рамках обозначенной проблемы или цели в общем контексте (выпускная дипломная работа, подготовка к конкурсу, конференции) проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений.

Выполняя такие работы, студенты приобретают новые познания в исследуемой области, порой делают личные открытия в технике и технологии исполнения своего нового и, как правило, оригинального продукта. Например, создавая мобильный протравитель семян «Черноземочка», исследовательский проект «Влияние магнитной воды на рост сельскохозяйственных культур», разработка по созданию приспособления к жатке ДОН-1500Б для уборки подсолнечника ПС-6 «Селяночка», исследовательский проект «Энергия будущего», «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления» и другие, студенты разрабатывают проекты, в которых прослеживается творческая работа.

С результатами своих работ многие студенты участвуют в различных конкурсах, получая призовые награды, дипломы, сертификаты, свидетельства, и это может быть поводом для признания их авторского права, что очень значимо.

То, что представляют студенты в итоге творческой, исследовательской и проектной деятельности, всегда интересно, часто неповторимо, оригинально, нередко имеет практическую значимость. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов. Все это говорит об одном – наша цель – способствовать всестороннему развитию личности студента, создавать предпосылки для самореализации творческих способностей, повышая качество профессиональной подготовки, мотивацию к обучению и готовность к реальной профессиональной деятельности.

Огромное влияние на инновационную деятельность техникума при организации научно-исследовательской работы студентов играет социальное партнерство учебного заведения с организациями и предприятиями сельскохозяйственной отрасли такими как «Ростсельмаш», ОАО «Волгоградский тракторный завод», ОАО «АгромашХолдинг», с 2010 года с РУП «МТЗ» (Минский тракторный завод) и рядом других предприятий.

Во всех видах исследовательской и проектной деятельности, как и научной, существует начальная фаза – проектирование (своего рода планирование), где определяются этапы выполнения работы, цели, задачи, методы исследования, критерии оценки эффективности, и это не надо путать с проектом или проектной деятельностью.

Таким образом, можно сказать, что в учебном заведении, где есть специальности технического направления, творческая, исследовательская работа наиболее близка к научной, в большей мере формирует творческую личность и полноценного специалиста, способного решать проблему в целом – от постановки задач до получения конечного результата, конечного продукта. Для нашего учебного заведения это экономический эффект в решении сельскохозяйственного производства. И как результат деятельности всего коллектива техникума – высокое признание – Диплом «1000 лучших предприятий и организаций России – 2007», Диплом и медаль «100 лучших ССУзов России – 2009» Все это дает нам основание дальше развивать эту форму деятельности в рамках Центра технического творчества студентов, возглавляемого преподавателем Сафроновым А.А.

Как организовать такую работу в учебных заведениях СПО при явном дефиците научных исследователей среди педагогов и возможно ли это?

Принцип организации научно-исследовательской деятельности студентов хорошо отлажен в высших учебных заведениях и согласно принятой там терминологии, работа организуется научным студенческим обществом (НСО).

В нашем техникуме мы организовали Центр научно-технического творчества студентов, разработали основные положения, сформировали цели и задачи, определили структуру, наметили план работы этого центра. Главная забота в организации работы центра – это привлечь студентов, заинтересовать их и педагогов в качестве научных руководителей в какой-либо исследовательской работе, определиться с темами. Всё непосредственное руководство работой студентов осуществляется на местах педагогами (в лабораториях, кабинетах, мастерских). Так, заведующий отделением по специальностям «Механизация сельского хозяйства» и «ТО и ремонт автомобильного транспорта» Басарев М.В. совместно со студентами работают над созданием инновационного проекта «Интерактивная Доска почета» выпускников, окончивших техникум «с отличием». Доска почета размещена на сайте техникума. Работа над этим проектом началась в ноябре 2008 года и продолжается в настоящее время.

В течение учебного года в техникуме проводятся семинары, круглые столы, где обсуждаются вопросы работы центра научно-технического творчества студентов. По итогам работы за год проводится научно-практическая конференция, выставка технического творчества. По результатам конференции и выставки мы готовим сборники тезисов конференции и каталог выставки. Это привлекает, как студентов, так и педагогов, а также многих других, причастных к образовательному процессу и неравнодушных к студенческому творчеству.

Научно-исследовательская, творческая деятельность формирует у студентов более высокие профессиональные навыки и компетенции, определяющие для них в дальнейшем карьерный рост, а порой и хорошее начало их жизненного пути. Участие в какой-либо исследовательской деятельности делает студентов более конкурентоспособными при поступлении в вуз, на рынке труда; приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют их среди других и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.

Литература:

  1. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование в системе многоуровневой подготовки кадров // Состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов: Мат. Всерос. научно-метод. конференции (9-10 дек.2003). В 4 ч. – Ч.1- Ижевск. Изд-во ИжГТУ, 2003

  2. Григорьян И.С. Организация научно-исследовательской работы учащихся. МИПК МГТУ им. Н.Э.Баумана., 2007

  3. Костенко А.Ф. Научно-методическая работа со студентами. Методическое пособие для преподавателей ССузов. Борисоглебск, 2008.с.34

  4. Костенко А.Ф.Научно-исследовательская и проектная деятельность техникума // Департамент профессионального образования № 12, 2008. с.53

  5. Наказной О.А. Общие положения о научной работе. МИПК МГТУ им. Н.Э.Баумана. М., 2007

  6. Шестик В.П., Мосиевич И.А. Научно-исследовательская работа студентов // Проблемы и решения. М., Изд-во МЭИ. 2006 – с.196

Библиографическая ссылка

Костенко А.Ф. Научно-исследовательская и проектная деятельность техникума // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5191 (дата обращения: 18.04.2024).



Сертификат Получить сертификат