Заочные электронные конференции
 
     
Особенности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Свинарь А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Свинарь А.В.

Челябинский Государственный Педагогический Университет

Челябинск,Россия

 

Наглядно-образное мышление обеспечивает познание действительности ребенком в настоящем и формирование в будущем высшей формы мышления - словесно-логической. В дошкольном возрасте у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения притом, что познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию словесно-логического (понятийного) мышления[3].

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. У слабослышащих детей старшего дошкольного возраста имеются специфические особенности развития психических процессов, обусловленные поражением центрального и периферического отделов слухового анализатора[2].

Согласно исследованиям Катаевой А. А., Шиф Ж. И., Обуховой Т. И., Яшковой Н. В.[1], дошкольники с нарушениями слуха, выполняя задания на наглядно-образное мышление, прибегают к многократным пробам, фиксируя внимание в основном на цели, а не на способах ее достижения. Развитие мышления у детей с нарушенным слухом идет в том же направлении, что и у слышащих: развиваются возможности практического анализа, сравнения, синтеза. Однако более сложные процессы, требующие высокого уровня обобщения и синтезирования целого, развиваются медленнее. Изучение наглядно-образного мышления показало, что большинство слабослышащих детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень его развития. Тем не менее, анализ видов помощи, оказываемой детям при диагностике, позволяет выявить потенциальные возможности развития их мышления в условиях специально организованного обучения и воспитания. По данным Речицкой Е.Г.[4], cлабослышащие дети получают либо направ­ляющую помощь, суть которой в организации педагогом начальных этапов выполнения задания на материале обучающих задач, либо обучающую, когда педагог показывает способ действия в условиях контрольной задачи. Анализ данных видов помощи позволяет выявить некоторые особенности наглядно-образного мышления. Данные результаты находят отражение в нашем исследовании.

Практическая часть исследования, с целью изучения уровня развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, была проведена на базе ДОУ № 263 комбинированного вида г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 5 слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Для изучения уровня развития наглядно-образного мышления у детей была использована классическая методика «Лабиринт» (Венгер Л.А.). Анализ результатов исследования развития наглядно-образного мышления у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста дал представление о недостаточном уровне развития: в основном среднем и низком.

На рисунке представлены данные изучения уровня развития наглядно-образного мышления слабослышащих дошкольников по методике «Лабиринт».

Рис. Уровень развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста (по методике «Лабиринт»)

Анализ данных позволяет выделить низкий уровень у 2-х детей(40%),средний у 3-х (60%). Высокого уровня развития наглядно-образного мышления не наблюдается, что, в общем, свидетельствует о недостаточности функции наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушенным слухом. Интересно также отметить, что у детей с одинаковым уровнем развития наглядно-образного мышления встречается использование разных видов помощи, полученных при выполнении задания. Использование разных видов помощи при выполнении задания отражено в таблице.

Таблица

Способы решения задач и вид помощи, оказываемый педагогом (по методике «Лабиринт»)

Имя ребенка

Количество правильно решенных задач (из 6-ти)

Способы решения задач

Вид помощи, оказываемый испытуемому

Уровень наглядно-образного мышления

Таня

4

Ориентировка по одному параметру

Эмоционально-регулирующая

средний

Максим

2

Начальная стадия формирования ориентировок

обучающая

низкий

Руслан

3

Ориентировка по одному параметру

направляющая

средний

Олеся

3

Ориентировка по одному параметру

направляющая

средний

Саша

2

Начальная стадия формирования ориентировок

обучающая

низкий

Анализ проведенного исследования показывает, что дети с разным уровнем развития наглядно-образного мышления, нуждаются в разных видах помощи. Среди детей со средним уровнем развития наглядно-образного мышления можно отметить использование эмоционально-регулирующей и направляющей помощи. Так, при выполнении задания, Таня использует эмоционально-регулирующую помощь; педагог положительно оценивает её действия, тем самым стимулируя и активизируя её. Употребление данного вида помощи говорит о способности ребенка устанавливать непривычные, «невероятные» сочетания предметов и их свойств. Руслан и Олеся используют направляющую помощь, т.е. им педагог вначале предлагает пропедевтические задания. У этих детей отмечаются трудности в преобразовании образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений. У Максима и Саши, которые имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления, отмечается обучающий вид помощи. Это говорит о том, что дети не могут представить ситуацию и произвести изменения с ней. Максим и Саша не справляются с решением вводных задач, и педагог показывает способ действия в условиях контрольной задачи. Таким образом, наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста нарушенным слухом характеризуется рядом особенностей:

1) недостаточным уровнем развития наглядно-образного мышления: в исследуемой группе детей уровень развития наглядно-образного мышления соответствует низкому и среднему уровню.

2) недостаточность наглядно-образного мышления может выражаться в своеобразии его реализации на разных этапах выполнения практических заданий.

3) наглядно-образное мышление детей со средним уровнем характеризуется трудностями в преобразовании образов восприятия в образы-представления.

4) наглядно-образное мышление детей с низким уровнем характеризуется невозможностью представить ситуацию и произвести изменения с ней.

Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения индивидуальной коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Головчец Л. А. Дошкольная сурдопедагогика /Головчец Л. А.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.-304с.

  2. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. и др. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Левченко И. Ю.,Забрамная С. Д.-3-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2006.-320с.

  3. ПоддьяковН. Н.Мышление дошкольника/ ПоддьяковН. Н.-М., 1977-128с.

  4. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе/ Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-192с.:ил.

Библиографическая ссылка

Свинарь А.В. Особенности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей старшего дошкольного возраста // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5194 (дата обращения: 21.11.2024).



Сертификат Получить сертификат