Заочные электронные конференции
 
     
Содержание, структура и сущность коммуникативной компетентности будущего учителя
Дубаков А. В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Дубаков А. В.

Шадринский государственный педагогический институт

Шадринск, Россия

В настоящее время разработан достаточный теоретический и практический материал по формированию и развитию коммуникативной компетентности будущего учителя. Однако потребность в уточнении данного понятия остается актуальной, что обусловлено постоянным ростом требований к уровню подготовки специалиста.

В рамках работы, используя дедуктивный метод познания, предварительно осветим феномен компетентности в самом общем виде, так как исследуемая нами категория восходит к выше указанной родовой составляющей.

На протяжении своего развития понятие «компетентность» в отечественной научной теории достаточно часто ассоциируют с понятием «компетенция». Возможно, причина данного сопоставления кроется в двусмысленности перевода. В английском языке компетентность и компетенция передаются одним словом – competence. По этой причине понятия в современной науке могут рассматриваться как синонимичные. Здесь возникает вопрос о равнозначности компетентности и компетенции. Мы считаем целесообразным провести сравнительно-сопоставительный анализ данных категорий и раскрыть их сущностные характеристики. Прежде всего, обратимся к понятию «компетентность».

Обобщая различные точки зрения (А. С. Белкин, Р. П. Мильруд, А. В. Хуторской и др.) [2],[3],[5] можно сделать вывод, что с одной стороны компетентность отличается от компетенции, с другой - данные категории являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми.

Компетентность – это владение соответствующими знаниями, умениями, навыками. Важную роль в достижении компетентности играют субъективные факторы – личностные качества, стремления, интересы человека. Компетентность является характеристикой личности и определяет её высокий уровень в организации деятельности. Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков и опыта в определенной предметной области; наличие полномочий, функций. Следует подчеркнуть четкую ориентированность компетентностей на будущую практическую деятельность, позиционируя их в качестве «конструктов», благодаря наличию которых учитель применяет полученные знания на практике, успешно начинает педагогическую деятельность, продуктивно осуществляет ее. Компетентность может быть представлена как владение соответствующей компетенцией и является интегративным качеством личности.

В современных исследованиях всецело подчеркивается необходимость наличия у педагога коммуникативной компетентности. Любая человеческая деятельность, так или иначе, основана на общении, а общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Не нужно забывать, что мы живем в век высокого нервного напряжения, интенсивных человеческих контактов [1, С.85]. Учитель, как никто другой, должен обладать высоким уровнем общительности, уметь разрешать любые возникающие конфликты, способствовать благоприятной атмосфере в классном коллективе.

Наличие высокого уровня коммуникативной компетентности у будущего учителя позволяет не только продуктивно выстраивать дискурс в сфере учебной деятельности, но и влияет на эффективность дальнейшей педагогической деятельности. В связи с этим при определении коммуникативной компетентности будущего учителя мы опираемся на понятия «компетентность», «коммуникативная компетентность», точки зрения Дж. Равена, Е. В. Челпановой [4],[6]. В данном ключе, раскрывая коммуникативную компетентность будущего учителя, целесообразно выделить лингвистический, социально-психологический и рефлексивный компоненты, состоящие из знаний, умений, качеств и представленные соответствующими компетентностями.

Необходимость наличия в составе коммуникативной компетентности лингвистического компонента вызвана тем, что будущий учитель должен в совершенстве владеть профессиональной речью, уметь выстраивать речевые высказывания в соответствии со всеми языковыми нормами, передавать различную учебную информацию. Правильность, логичность, выразительность, образность речи влияет на эмоциональный фон занятия, интерес к изучаемому материалу, его восприятие.

Лингвистическая компетентность - это совокупность знаний, умений и качеств, определяющих продуктивный информационный обмен, ведение диалога и монолога с учетом соблюдения основных правил нормативности языка.

Лингвистическая компетентность будущего учителя предполагает: 1) знания механизмов коммуникативной деятельности, основ нормативности русского литературного языка (произносительные нормы, синтаксические нормы, морфологические нормы, стилистические нормы), культуры общения, коммуникативных стратегий; знания основ фонации (ритмико-мелодических, темпоритмических характеристик речи), кинесики (мимики, жестикуляции, пантомимики) и проксемики; 2) умения логического выстраивания речевого высказывания, ведения диалога и монолога, продуктивной передачи информации, умения актерского мастерства, включающие владение мимикой, жестами и телом; умения использовать невербальные средства для выполнения функции языковых знаков (дополнения, замещения, предвосхищения слова, акцентирование внимания на определенной части высказывания), умения самовыражения; 3) наличие таких качеств, как артистизм, креативность.

Необходимость включения в состав коммуникативной компетентности социально-психологического компонента вызвана тем, что педагогическая деятельность представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса. Соответственно ее успех или неуспех определяется умениями будущего учителя находить контакт с учащимися, установить доверительные и благожелательные отношения, улаживать возникающие конфликты.

Социально-психологическая компетентность-это совокупность знаний, умений и качеств, позволяющих преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие в педагогической деятельности.

Социально-психологическая компетентность будущего учителя включает: 1) знания возрастной психологии, конфликтологии, закономерностей развития человека как целостной личности, знания форм и методов самоконтроля; 2) умения установить контакт с собеседником, в процессе общения адаптироваться к нему, его индивидуальным качествам; прислушиваться к мнению окружающих, корректировать негативное поведение участников педагогического общения, оказать поддержку, поддерживать благоприятный психолого-педагогический климат, умения организации педагогически целесообразных отношений, умения ориентироваться в оптимальных средствах и методах коммуникативной деятельности; 3) наличие таких качеств, как эмпатийность, самокритичность.

Рефлексивный компонент коммуникативной компетентности будущего учителя определяет умения учителя дать собственному уровню коммуникативной компетентности объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. Рефлексивный компонент коммуникативной компетентности определяет умения учителя объективно оценивать, корректировать и прогнозировать обогащение своего коммуникативного опыта.

Анализ выше сказанного позволяет говорить о том, что коммуникативная компетентность будущего учителя – это интегративное качество личности, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение лингвистического, социально-психологического и рефлексивного компонентов, степень сформированности которых отражает готовность будущего педагога эффективно осуществлять конструктивную передачу и восприятие информации, диалог, монолог и перцепцию с учетом соблюдения основных правил, педагогическое взаимодействие и обогащать свой коммуникативный опыт на основе рефлексивных способностей.

В качестве вывода отметим, что наличие у будущего учителя коммуникативной компетентности определяет не только эффективность передачи информации, культуру речи, богатый словарный запас, правильность отбора языковых средств, но и умение управлять общением в различных социальных ситуациях, педагогический такт, управление не только собственным эмоциональным состоянием, но и регулирование эмоционального напряжения в процессе общения с детьми, родителями, коллегами, умения наладить контакт с другими людьми.

Литература:

1) Айнштейн, В. Преподаватель и студент: исскуство общения // Высш. образование в Рос. – 2000. - №6.– С.85-91.

2) Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск: ОАО «Южно-Уральское книжное издательство», 2004. – 176 с.

3) Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. – 2004. - №7. – С. 30 – 36.

4) Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: КОГИТО – ЦЕНТР, 2002. – 288 с.

5) Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58 – 64.

6) Челпанова, Е. В. Педагогические средства актуализации коммуникативной компетентности будущих учителей: дис. …. канд. пед. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2005.

Библиографическая ссылка

Дубаков А. В. Содержание, структура и сущность коммуникативной компетентности будущего учителя // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5245 (дата обращения: 21.11.2024).



Сертификат Получить сертификат