Заочные электронные конференции
 
     
Формирование социальной компетентности старшеклассников как педагогическая задача
Нагайченко Н.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Формирование социальной компетентности старшеклассников как педагогическая задача.

Нагайченко Наталья Николаевна

Аннотация: В статье автор актуализирует педагогическую задачу современной школы по воспитанию самостоятельной социально активной личности старшеклассника. Рассмотрены некоторые основополагающие трактовки понятия «социальная компетентность» современными учеными. Представлена авторская структура социальной компетентности.

Ключевые слова: воспитание, компетентность, социальная компетентность, структура социальной компетентности.

На современном этапе школа признана государством и обществом одним из важнейших ресурсов, обеспечивающим переход России к демократическому правовому государству и интеграцию в мировое, в том числе образовательное, пространство. Так как образование, являясь важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, призвано готовить молодое поколение к жизни в становящейся социальной реальности, встает вопрос о необходимости определения главных целей и задач современного отечественного образования.

Сегодня для российского образования приоритетным становится воспитание самостоятельной активной личности, человека, умеющего думать и действовать в условиях быстро развивающейся российской действительности, гибко реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения и самореализации. В этих условиях школа должна организационно, содержательно и технологически перестраиваться с учетом повышения требований к выпускникам.

В современных условиях при выборе целей и задач образования прослеживается тенденция учитывать как социальный запрос общества и государства, так и цели отдельного человека, его интересы и склонности. Основываясь на исследованиях М.И.Рожкова [1] необходимо рассматриваться социализацию ребенка как процесс и как результат адекватного включения школьника в систему социальных отношений. Цели воспитания и социализации должны ориентировать образовательный процесс на формирование и развитие индивидуального стиля жизни и мышления, полноценного проживания каждого ее этапа, социокультурного и мировоззренческого самоопределения каждой личности. Необходимо определить с диалектических позиций не только факторы социализации личности, но источники и движущие силы, обеспечивающие формирование и развитие социальных компетентностей старшеклассника.

Сегодня качество образования все чаще связывают с конечным результатом - компетенцией выпускника. Компетентность — это понятие, занимающее в мировой образовательной практике второй половины XX века одно из центральных мест. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Структура компетентности включает в себя компоненты, которые связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Социальные компетенции подразумевают освоение и принятие школьниками общественных ценностей и идеалов, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, формирование социально-значимых качеств, повышение мотивации к саморазвитию. В условиях перехода современной России к гражданскому обществу и цивилизованному рынку особый акцент в процессе образования должен быть сделан на подготовку старшеклассников к функционированию в качестве полноценных членов общества и граждан своей страны, выработку гражданской позиции и социальной активности.

При этом в настоящее время дефицит социальной компетентности проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост судебных разбирательств, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия, асоциального поведения. Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи, определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека.

Таким образом компетентность можно определить как интегративное личностное образование, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Социальная компетентность человека включает в себя:

  • знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

  • знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

  • навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

  • знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

  • умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);

  • знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.

Данный перечень составляющих, безусловно, является далеко не полным. Само понятие социальной компетентности постоянно развивается и обогащается.

Н.В.Калинина связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности. [2., С.146].

Социальная компетентность по мнению М.И.Лукьяновой - это личностное качество, которое становится сознательным выражением личности, проявляющимся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию [3., С.240-242].

Социальная компетентность по В.Ш.Масленниковой объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности она предлагает поместить развитие у молодых людей локус контроля и их информирование по всем вопросам социальной реальности [4., С.84-90].

Социальная компетентность является целью любой воспитательной программы и ядром социализации. Обширные социальные отношения и связи в современном мире, сложные социальные действия, освоенные личностью в период взросления, социальные объекты, которые оказывают влияние на социальный опыт школьника, требуют, чтобы процесс формирования данного вида компетентности учитывал специфику условий жизни современного человека.

Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

Анализ педагогических исследований позволил нам сформулировать понимание социальной компетентности как комплекса знаний о социальной действительности, социальных умений и навыков, социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение учитывая особенности социальной ситуации и эффективно выполняя заданную социальную роль. Необходимый уровень социальной компетентности старшеклассников в условиях массовой школы достигается посредством формирования: системы социально-ролевых знаний и отношений (понятийно-сущностный уровень); системы социально-ролевых умений (практико-деятельностный уровень); опыта продуктивной (творческой) социально-ролевой деятельности (практико-мировоззренческий уровень); личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию социально-ролевых компетентностям (концептуальный уровень). Исходя из проведенного теоретического анализа, мы разработали следующую структуру социальной компетентности, формирование которой ведется в трех направлениях: социально-ролевая компетенция «Гражданин», социально-ролевая компетенция «Профессия» и социально-ролевая компетенция «Ценности» (Таблица 1).

Таблица 1.

Структура социальной компетентности.

Название уровня

Структура уровня

Социально-ролевая компетентность «Гражданин»

Социально-ролевая компетентность «Ценности»

Социально-ролевая компетентность «Профессия»

Понятийно-сущностный уровень

- знания об устройстве и функционировании социальных

институтов в обществе;

- о социальных структурах;

- о различных

социальных процессах, протекающих в обществе

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий,

предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни -

национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как

социального субъекта и т.д.

знание обязанностей и прав работника и работодателя;

знание состава документов для приема на работу;

знание содержания трудового договора и правила его

заключения;

знание рынка труда, требований к ключевым специальностям

Практико-деятельностный уровень

Получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус.

Получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения).

Получение навыков и опыта ролевого поведения,

ориентированного на ту или иную профессию (должность).

Практико-мировоззренческий уровень

Сформированность мотивации социального поведения в том или

ином социальном статусе.

Сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка.

Сформированность мотивации социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию (должность).

Концептуальный уровень

Креативность

желание и способность создавать что-либо, способность повлиять на отношение с другими людьми.

Коммуникабельность

способность выражать мысли в устной и письменной речи, вести диалог, публично выступать, общаться с людьми в различных ситуациях.

Толерантность

терпимость к окружающим, способность принимать их такими как они есть, желание их понять.

Адаптивность

способность приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам

Ответственность

способность отвечать за поступки и действия, слова, а также за их последствия.

Нацеленность на успех

способность видеть в основном положительное в возможном финале событий.

В современном школьном образовании развитие социальной компетентности не носит целенаправленного и научно обоснованного характера. Проявление социальной компетентности нередко зависит от ситуативных факторов. Главное же заключается в том, что овладение школьником социальными знаниями и умениями не соотносится с личностными основаниями социальной компетентности, то есть с теми социально-личностными характеристиками, которые у каждого человека представлены разным уровнем сформированности. Социально-личностные характеристики, социальные знания и умения в условиях средней школы не получают должного развития. Одной из причин такого положения является отсутствие в школе возможности создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности учащихся. Именно в этом контексте следует создавать новое содержание образования, то есть и обучение, и воспитание, будучи двумя составляющими образовательного процесса, должны определяться, прежде всего, с точки зрения контекста будущей социальной действительности, с которой столкнутся, а иногда уже и сталкиваются нынешние ученики средней школы.

Библиографический список

  1. М.И.Рожков Социальные пробы как фактор социализации учащихся. – Ярославль: ГОУ ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1994.

  2. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения.//Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома, 2001. - С. 146-148.

  3. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя.// Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома, 2001.-С. 240-242.

  4. Масленникова В.Ш. Личная композиция социальных отношений // Современные концепции воспитания. — Ярославль, 2000. - С. 84-90.

Статья публикуется впервые. 24 марта 2010 года _________________

8

Библиографическая ссылка

Нагайченко Н.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников как педагогическая задача // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5275 (дата обращения: 25.11.2024).



Сертификат Получить сертификат