Формирование социальной компетентности старшеклассников как педагогическая задача.
Нагайченко Наталья Николаевна
Аннотация: В статье автор актуализирует педагогическую задачу современной школы по воспитанию самостоятельной социально активной личности старшеклассника. Рассмотрены некоторые основополагающие трактовки понятия «социальная компетентность» современными учеными. Представлена авторская структура социальной компетентности.
Ключевые слова: воспитание, компетентность, социальная компетентность, структура социальной компетентности.
На современном этапе школа признана государством и обществом одним из важнейших ресурсов, обеспечивающим переход России к демократическому правовому государству и интеграцию в мировое, в том числе образовательное, пространство. Так как образование, являясь важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, призвано готовить молодое поколение к жизни в становящейся социальной реальности, встает вопрос о необходимости определения главных целей и задач современного отечественного образования.
Сегодня для российского образования приоритетным становится воспитание самостоятельной активной личности, человека, умеющего думать и действовать в условиях быстро развивающейся российской действительности, гибко реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения и самореализации. В этих условиях школа должна организационно, содержательно и технологически перестраиваться с учетом повышения требований к выпускникам.
В современных условиях при выборе целей и задач образования прослеживается тенденция учитывать как социальный запрос общества и государства, так и цели отдельного человека, его интересы и склонности. Основываясь на исследованиях М.И.Рожкова [1] необходимо рассматриваться социализацию ребенка как процесс и как результат адекватного включения школьника в систему социальных отношений. Цели воспитания и социализации должны ориентировать образовательный процесс на формирование и развитие индивидуального стиля жизни и мышления, полноценного проживания каждого ее этапа, социокультурного и мировоззренческого самоопределения каждой личности. Необходимо определить с диалектических позиций не только факторы социализации личности, но источники и движущие силы, обеспечивающие формирование и развитие социальных компетентностей старшеклассника.
Сегодня качество образования все чаще связывают с конечным результатом - компетенцией выпускника. Компетентность — это понятие, занимающее в мировой образовательной практике второй половины XX века одно из центральных мест. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Структура компетентности включает в себя компоненты, которые связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Социальные компетенции подразумевают освоение и принятие школьниками общественных ценностей и идеалов, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, формирование социально-значимых качеств, повышение мотивации к саморазвитию. В условиях перехода современной России к гражданскому обществу и цивилизованному рынку особый акцент в процессе образования должен быть сделан на подготовку старшеклассников к функционированию в качестве полноценных членов общества и граждан своей страны, выработку гражданской позиции и социальной активности.
При этом в настоящее время дефицит социальной компетентности проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост судебных разбирательств, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия, асоциального поведения. Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи, определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека.
Таким образом компетентность можно определить как интегративное личностное образование, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Социальная компетентность человека включает в себя:
знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;
знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;
навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;
знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;
умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);
знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.
Данный перечень составляющих, безусловно, является далеко не полным. Само понятие социальной компетентности постоянно развивается и обогащается.
Н.В.Калинина связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности. [2., С.146].
Социальная компетентность по мнению М.И.Лукьяновой - это личностное качество, которое становится сознательным выражением личности, проявляющимся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию [3., С.240-242].
Социальная компетентность по В.Ш.Масленниковой объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности она предлагает поместить развитие у молодых людей локус контроля и их информирование по всем вопросам социальной реальности [4., С.84-90].
Социальная компетентность является целью любой воспитательной программы и ядром социализации. Обширные социальные отношения и связи в современном мире, сложные социальные действия, освоенные личностью в период взросления, социальные объекты, которые оказывают влияние на социальный опыт школьника, требуют, чтобы процесс формирования данного вида компетентности учитывал специфику условий жизни современного человека.
Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
Анализ педагогических исследований позволил нам сформулировать понимание социальной компетентности как комплекса знаний о социальной действительности, социальных умений и навыков, социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение учитывая особенности социальной ситуации и эффективно выполняя заданную социальную роль. Необходимый уровень социальной компетентности старшеклассников в условиях массовой школы достигается посредством формирования: системы социально-ролевых знаний и отношений (понятийно-сущностный уровень); системы социально-ролевых умений (практико-деятельностный уровень); опыта продуктивной (творческой) социально-ролевой деятельности (практико-мировоззренческий уровень); личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию социально-ролевых компетентностям (концептуальный уровень). Исходя из проведенного теоретического анализа, мы разработали следующую структуру социальной компетентности, формирование которой ведется в трех направлениях: социально-ролевая компетенция «Гражданин», социально-ролевая компетенция «Профессия» и социально-ролевая компетенция «Ценности» (Таблица 1).
Таблица 1.
Структура социальной компетентности.
Название уровня
Структура уровня
Социально-ролевая компетентность «Гражданин»
Социально-ролевая компетентность «Ценности»
Социально-ролевая компетентность «Профессия»
Понятийно-сущностный уровень
- знания об устройстве и функционировании социальных
институтов в обществе;
- о социальных структурах;
- о различных
социальных процессах, протекающих в обществе
- знания ролевых требований и ролевых ожиданий,
предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;
- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни -
национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;
- знания и представления человека о себе, восприятие себя как
социального субъекта и т.д.
знание обязанностей и прав работника и работодателя;
знание состава документов для приема на работу;
знание содержания трудового договора и правила его
заключения;
знание рынка труда, требований к ключевым специальностям
Практико-деятельностный уровень
Получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус.
Получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения).
Получение навыков и опыта ролевого поведения,
ориентированного на ту или иную профессию (должность).
Практико-мировоззренческий уровень
Сформированность мотивации социального поведения в том или
ином социальном статусе.
Сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка.
Сформированность мотивации социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию (должность).
Концептуальный уровень
Креативность
желание и способность создавать что-либо, способность повлиять на отношение с другими людьми.
Коммуникабельность
способность выражать мысли в устной и письменной речи, вести диалог, публично выступать, общаться с людьми в различных ситуациях.
Толерантность
терпимость к окружающим, способность принимать их такими как они есть, желание их понять.
Адаптивность
способность приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам
Ответственность
способность отвечать за поступки и действия, слова, а также за их последствия.
Нацеленность на успех
способность видеть в основном положительное в возможном финале событий.
В современном школьном образовании развитие социальной компетентности не носит целенаправленного и научно обоснованного характера. Проявление социальной компетентности нередко зависит от ситуативных факторов. Главное же заключается в том, что овладение школьником социальными знаниями и умениями не соотносится с личностными основаниями социальной компетентности, то есть с теми социально-личностными характеристиками, которые у каждого человека представлены разным уровнем сформированности. Социально-личностные характеристики, социальные знания и умения в условиях средней школы не получают должного развития. Одной из причин такого положения является отсутствие в школе возможности создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности учащихся. Именно в этом контексте следует создавать новое содержание образования, то есть и обучение, и воспитание, будучи двумя составляющими образовательного процесса, должны определяться, прежде всего, с точки зрения контекста будущей социальной действительности, с которой столкнутся, а иногда уже и сталкиваются нынешние ученики средней школы.
Библиографический список
М.И.Рожков Социальные пробы как фактор социализации учащихся. – Ярославль: ГОУ ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1994.
Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения.//Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома, 2001. - С. 146-148.
Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя.// Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. - Кострома, 2001.-С. 240-242.
Масленникова В.Ш. Личная композиция социальных отношений // Современные концепции воспитания. — Ярославль, 2000. - С. 84-90.
Статья публикуется впервые. 24 марта 2010 года _________________
8
Библиографическая ссылка
Нагайченко Н.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников как педагогическая задача // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5275 (дата обращения: 25.11.2024).