Заочные электронные конференции
 
     
Символика армянской апостольской церкви.
Дунамаялн Л.Р.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Дунамалян Лаура, 51К

Руководитель: Керн Л.А. канд. культурологии, доцент.

Символика армянской апостольской церкви.

Самобытность и уникальность Армении стоит на трех столпах – это неповторимое очарование ее горной природы, ее оригинальная национальная культура и древнейшее христианское наследие, которое Армения переняла одна из первых. Это – главное богатство Армении, которое она сумела выстоять за всю свою драматическую историю. Единство армянской культуры, которое бросается в глаза даже впервые соприкоснувшемуся с ней человеку, всегда отмечалось исследователями. Оно покоится на нескольких основах:

Первая из этих объединяющих основ - сама природа Армении: «Армения - страна камня». В этом народном определении вся страна: и природа, и люди, и творения их рук. Ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощными кристаллами, тяжело, монументально, навязывая и зрителю и самому пейзажу ощущение преодоленной твердости камня, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих горных гряд и тесаный, собранный в точные объемы камень архитектурных памятников сливаются в единый образ.

Другой основой единства послужила историческая судьба страны. Армения, расположенная на скрещении путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Вопреки всем, противостоя каждому из мощных пришельцев, народ сохранял верность своей культуре. Наряду с языком, письменностью и верой искусство было одним из столпов, опираясь на которые, можно было выстоять.

«Духовная жизнь армянского народа претерпевала большие переломы и подвергалась таким неожиданностям, что порой точно обрывалась, утеряв связь со всем предыдущим.., - писал историк Н. Адонц, - но как только утихали политические бури, миновали острые периоды невзгод и жизнь укладывалась в обычные нормы, пробуждался интерес к прошлому, начиналось изучение уцелевших от тревожных времен памятников с целью постичь связь со стариной, связать настоящее с прошлым».

Верность сложившимся образцам искусства была верностью национальным святыням и становилась стержнем духовной жизни народа.

Несомненно, третья причина единства армянского искусства на протяжении веков таилась в тех эмоционально-образных качествах, которые были заложены в нем самом. Принципы, постепенно складывающиеся в планах и объемных композициях армянских церквей и монастырских комплексов, с их исполненными логики и энергии переходами форм, красотой и выразительностью гладких плоскостей стен, находили отклик во всех видах декоративного и изобразительного искусства. Скульптурные рельефы на зданиях, надгробные памятники и хачкары, керамика, резьба по дереву, металл - во всем обнаруживается родство с зодчеством, произведения всех искусств сохраняют стилистическое единство во внешнем и внутреннем архитектурном пространстве.

Одно из большинства событий в армянской истории было принятие Христианство. Принимая новую религию, Армения установила отличный христианский собственный символ и, время от времени, стала идентифицированной с Западным миром. Король Трдат III, которого окрестил Святой Григорий, объявил Христианство как религию государства в 301 нашей эры.

В период присоединения Восточной Армении к России правительству показалось необходимым более точно определить название церкви. В эту эпоху и выдвинули наименование Лусаворчакан, буквально означающее - последователи Просветителя, или армяно-григорянская - от имени Григора Лусаворича (Просветителя) Это наименование было воспринято неблагоприятно национальным общественным мнением, которое полагало, что тем самым у церкви отнимается её характер непосредственного апостольского наследия, оставляя за нею характер возникновения в IV веке.

В Армянской церкви традиционна прямоугольная форма церковных зданий. Начиная с VII века, в архитектуре построения была принята крестовокупольная форма церквей. Главный алтарь неизменно обращён к востоку, согласно древним предписаниям, по которым верующий во время молитвы должен обращаться к этой стороне света. Главный алтарь состоит из колонны и мраморного стола, освящённых св. мирром. К нему ведут ступени, уставленные паникадилами, выше, как бы господствуя над всем окружающим, помещается св. икона, неизменно с изображением Богоматери с младенцем. В исключительных случаях её заменяют иконы, относящиеся к торжеству этого дня.

Каждая церковь имеет две ризницы, в одной находятся помещения для купели, другая предназначена для хранения облачений и утвари. Престол епископа имеется только в кафедральных соборах, помещаясь слева, лицом к алтарю, это не что иное как скромное сиденье, на одну или две ступени выше уровня церкви. Балдахином он увенчан только в патриарших церквах. К услугам духовенства нет ни стульев, ни скамей. Для верующих предназначена средняя часть храма, прежде она была предоставлена исключительно мужчинам, женщины должны были подниматься на галереи. В некоторых торжественных случаях духовенство и певчие выступают на середину храма и поют в окружении молящихся. Хор помещается на ступень выше общего уровня, неподалеку от алтаря, духовенство и певчие, разделённые на две группы, размещаются справа и слева от алтаря, чтобы попеременно петь псалмы и песнопения. Суровая простота, столь резко контрастирующая с пышным убранством Греко-православных и Римско-католических церквей, поражает впервые посещающих Армянский храм. Армянские церкви венчаются куполами и колокольнями, форма куполов узкая, с уходящим ввысь барабаном. Церкви, как правило, предшествует двор, вокруг которого размещаются помещения причта, здесь же обычно находится и приходская канцелярия.

Армянская церковь - близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения.Армянская православная церковь является одной из древнейших православных церквей мира. Она была образована в первые века христианства и относится к так называемым дохалкидонским церквам, то есть тем, кто ревностно блюдет традиции первых христиан. Несмотря на то что некоторые праздники и религиозные обряды армянского православия отличны от православия русского, для обеих церквей это не является проблемой. Мы храним одну веру, мы следуем одному учению, мы выступаем в защиту одних и тех же ценностей, несмотря на разные языки и разные культурные особенности.

В Армянской церкви очень развит культ креста. В национальном изобразительном искусстве можно встретить множество вариантов изображений этого символа, часто весьма самобытных и узнаваемых. Четыре конца Креста - знак четырех стран света и четырех времен года, жертва, охватывающая пределы пространства и времени. Верхняя линия Креста - путь к Богу, единство земной и Небесной Церкви, линия вниз - поражение демонических сил, будущее разделение зла и добра, надежда на спасение тех, кто находится в аде до Страшного суда. Горизонтальная линия Креста - Божественная любовь, которая объемлет вселенную, проповедь о спасении, обращенная ко всем народам.

Одной из самых сильных ассоциаций, связанных с крестом является хачкар («хач» по-армянски означает «крест», «кар» - «камень»). Как считают исследователи-искусствоведы, «генетически» хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV веке водружались на столбы на месте разрушенных языческих святилищ. Точно так же более тысячи лет назад на русской земле стали устанавливаться монументальные кресты.

Уже в V веке в Армении появились столбы и стелы с иконографическими барельефами – с изображением Христа, Богоматери, ветхозаветных сюжетов. Во времена арабского нашествия в Армении нещадно уничтожались памятники-стелы с изображением людей и святых. Изображать крест разрешалось. Кроме того, как пишет искусствовед А.А. Довлатбекян, «в Армении, в отличие от Византии, большое значение придавалось кресту, а не иконам и сюжетам из Ветхого и Нового заветов». Примерно с VIII века хачкар - как прямоугольная стела с крестом в орнаменте - стал наиболее распространенным видом памятника. Символ креста растворил в себе символику мирового древа.

Хачкары создавались и устанавливались в честь военных побед, для увековечения событий, имеющих историческое значение, по завершении строительства храмов, мостов и других сооружений, а также как пограничные и указательные знаки на границах поселений, на перекрестках и как обереги.

Центральный символ любого хачкара - процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест - символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов - орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания - огонь, вода, земля и воздух.

Армения – страна очень древней культуры. Несмотря на тяжелые испытания, не раз выпадавшие на ее долю, армянский народ сохранил свою многовековую культуру, нашедшую блестящее отражение и в многочисленных монументальных архитектурных сооружениях, количество которых исчисляется многими сотнями. Одних пощадили войны и время, другие стоят сегодня в развалинах. Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян - символ единения.

Библиографическая ссылка

Дунамаялн Л.Р. Символика армянской апостольской церкви. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5279 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат