Опыт применения акцизов во многих странах свидетельствует об успешной практике использования данного налога в борьбе с отрицательными социально-экономическими явлениями, такими как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий). В России акцизная политика, направленная на постоянное увеличение государственных доходов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных напитков, но и приводила к спаду легального производства при одновременном росте продаж нелегального алкоголя.
В итоге на практике повышение ставок акциза приводило к прямо противоположному эффекту: поступления в бюджет снижались вследствие спада легального производства, кроме того, резко ухудшалась качественная структура потребляемых населением алкогольных напитков, что имело, безусловно, отрицательный социальный результат.
Можно сделать вывод, что существующая система акцизного налогообложения не является столь эффективной, хотя и алкогольный рынок сегодня подвергается наибольшему администрированию. Об этом свидетельствует эффективная ставка акциза, которая в два раза ниже официальной, что свидетельствует о необоснованном завышении все последние годы действующих ставок [6]. Налоговая система считается эффективной только в том случае, когда сумма взимаемых платежей является оптимальной для налогоплательщика, в то же время являясь достаточной для обеспечения доходной части государственного бюджета. Но такого механизма взимания акцизов не наблюдается.
В настоящее время наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. При их применении сначала определяется какую фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз.
Возникают вопросы и в том, какими способами индексировать величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами. Ставкой акциза регулируется спрос и предложение на алкогольную продукцию. Поэтому необходимо принятие мер, обеспечивающих высокую степень легализации алкогольного рынка; вытеснение с рынка недоброкачественной алкогольной продукции; соблюдение стандартов социальной ответственности государства и бизнеса за последствия злоупотребления алкоголем
Основными факторами, существенно влияющими на размер теневого оборота акцизных изделий являются: размер ставки налога, среднедушевые денежные доходы населения и реальные располагаемые денежные доходы. Например, ежегодное повышение акцизов на крепкий алкоголь в размере 10% увеличивает объем нелегально произведенных ликероводочных изделий в структуре продаж в среднем на 4%. Увеличение ставки акциза провоцирует рост теневого сектора в ликероводочной отрасли.
Бездумное повышение цен на легальный алкоголь в России приведет к сохранению прежнего уровня потребления, вырастут нелегальный и суррогатный сегмент. Смысла в этом никакого нет. Необходимо разрабатывать программу, меры которой будут направлены на повышение эффективности акцизного налогообложения в долгосрочной перспективе.
Например, в качестве вышуказанных мер можно предложить:
- разработка мер по ужесточению административной и уголовной ответственности за незаконные производство, оборот и продажу алкоголя;
- увеличение экспорта алкогольной продукции по повышенной цене;
- повышение качества производимой акцизной продукции;
- повышение цен на на бензин с высоким октановым числом;
- изменение структуры потребления алкогольной продукции в сторону ее слабоалкогольной составляющей с надеждой, что население перейдет на потребление более слабоалкогольной продукции (увеличение ставки на крепкий алкоголь поможет снизить его потребление)..
Дифференцированные в зависимости от крепости алкогольной продукции ставки акциза призваны способствовать изменению структуры потребления алкогольной продукции [10]. При снижении ставки акциза до 100 руб. за 1 л безводного спирта, будет достигнут экономический эффект. Кроме того, это позволит региональным ликероводочным заводам наладить производство и сбыт местной алкогольной продукции эконом-класса и, таким образом, вытеснить с рынка нелегальных производителей.
Отмечается, что водочное лобби искажает цифры. Считается, что в кризис в России стали меньше пить и травиться алкоголем. К таким обнадеживающим выводам можно прийти на основании данных Росстата, которые не дают достоверных данных.
Необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операций и уплату налога в бюджет. Также одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов является совершенствование налогообложения в сфере акцизов.
Основными проблемами акцизного налогообложения также являются сложность механизма исчисления и уплаты налога, а также различные нововведения в главу 22 НК РФ. Непостоянство в налоговой системе вызывает трудности при исчислении, моменте определения налоговой базы, методе начисления налога, в применении налоговых льгот и т. д. Необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операций и уплату налога в бюджет.
Представляется более правильным в современной системе налогов России рассматривать акцизы прежде всего как удобный и надежный налоговый источник доходов бюджета. Поэтому необходим осторожный, взвешенный подход к установлению акцизных ставок с тем, чтобы эффективно регулировать рентабельность производства подакцизных товаров и обеспечивать бюджет гарантированными поступлениями акцизов. Одновременно необходимо внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом [11]. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 5.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Архипцева Л. М. Федеральные налоги и сборы с организаций: Учебник. – М.: Издательско – консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004. – 472с.
3.. Блинов М. Б. Комментарий к индексации ставок акциза на крепкую алкогольную продукцию//Налоговый вестник.-2008.-№10.-С.-44-46
4. Брызгалин А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Акцизы. Профессиональный комментарий к НК РФ.// 2004г. СПС «Гарант» 5. Васильев Ю.В. Бюджет – 2008: в центре внимания поддержка инвестиционных и инновационных проектов // Налоговая политика и практика. – 2006. - №1. - С.4 –5.
6. Жарич А. А. Необходим госконтроль над производством и оборотом спирта. Электронная версия журнала «ВВП (Валовой внутренний продукт)»
7. Пансков В. Г. Оборот алкогольной продукции//Налоговая политика и практика.-2006.-№7.-С.15-17
8. Михайлова М.А. Правила реализации алкоголя меняются.// Налоговые споры: теория и практика. - 2006. - № 1.
9. Нечипорчук Н. Порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию в 2006 г.// Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2006. - № 6.
10.Ячменев Г.Г. Финансово-правовое регулирование производство и оборота алкогольной продукции. Монография // Под. ред. д. ю. н. проф. Артемова Н.М. – СПб: КАДИС, 2005. – 304с.
11. http://www. alcogol.ru.
Библиографическая ссылка
Мишенина М.С., Мохирева Е.С. Оценка эффективности акцизного обложения в РФ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5311 (дата обращения: 26.12.2024).