(филиал) Российского государственного социального университета
Блаженны миротворцы, ибо они
Будут наречены сынами Божиими
Евангелие от Матфея (5 : 9)
Среди ряда проблем в современном мире особенно остро стоят межэтнические конфликты. Полагаю, что именно они самые кровавые и жесткие среди всех остальных видов вооружённых конфликтов. Даже мировые войны не дают примеров такой изощрённой жестокости, которая сопровождает этнические чистки. Наглядным примером тому служат события в Руанде и Бурунди, где по сей день продолжается кровопролитная война между народами тутси и хуту. Данный конфликт было бы ошибочно списывать на закономерное следствие поиска народами путей самоидентификации, более прочных связей внутри системы, а также определения своих географических границ. Причины этого столкновения могут корениться в противоречии господствующих этнических установок и стереотипов.
Действительно, среди различных видов межэтнических конфликтов выделяется конфликт стереотипов. Последний находит своё проявление в ходе столкновения наций, что обусловлено исторически сложившимся восприятием их друг другом как противников. Разрешение подобных конфликтов требует от этноса больших волевых усилий и отказа от стереотипов, установок, провоцирующих агрессивные действия сторон.
В этих двух территориально сравнительно маленьких африканских странах большинство населения представляют народы тутси и хуту. Чтобы понять суть данной проблемы и возможные пути её решения, дадим короткую историческую справку, касающуюся этого конфликта. Тутси, являясь кочевыми скотоводами, в XIV веке пришли на земли современных стран Руанды и Бурунди, покорив при этом местных жителей – хуту. В ходе взаимоотношений между ними назрела довольно-таки сложная ситуация: в сознании тутси хуту расценивались как второсортные люди, обязанные прислуживать им; хуту же стали воспринимать тутси как жестоких завоевателей. Однако такое положение дел не вызывало у тутси и хуту явной ненависти друг к другу, воспринималось ими как некая должная социальная структура.
В период эпохи колониализма ряд серьёзных проблем между тутси и хуту удавалось сглаживать на основе родовых культурных традиций, а также на базе единого законодательства, которое представляла Бельгия. До середины ХХ века авторитет метрополии, как гаранта соблюдения права, в целом, был непоколебим, а посему и право, отличавшееся национальной нейтральностью, являлось относительно эффективным. Когда же в 1962 году страны Бурунди и Руанда стали независимыми, то сила исторически сложившихся стереотипов, установок оказалась настолько велика, что спровоцировала всплеск ненависти между тутси и хуту. В получившей независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно таким же, что и в Руанде, началась цепная реакция: здесь тутси сохранили большинство в правительстве и в армии, однако это отнюдь не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год; оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года, в результате военного переворота, была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.
Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту тут же пришли к власти и начали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси, начавшиеся в конце 80-х годов и достигшие своего пика в 1994 году, в странах Западной Европы расценили как геноцид. В то время за несколько недель было убито от 800 тысяч тутси, а также умеренных хуту. В 1994 году на севере Руанды за два месяца в ходе таких этнических чисток погибло по приблизительным подсчётам 500 тысяч человек. Около 1,7 миллионов хуту стали беженцами – в их лагерях в то время от холеры и от голода умирали ежедневно по 2000 человек.
Государственные чиновники, являясь частью народа, призывают к этническим чисткам, а подчас и непосредственно в них участвуют. Например, ряд государственных министров правительства Руанды прямо призывали народ к уничтожению народа тутси. Так, в Руанде премьер-министр Жану Камбанде, министр информации Элиезера Нийитегека прямо призывали народ к этническим чисткам против тутси. Вызывает негодование приказ о массовом осквернении женщин тутси, который отдала женщина-министр Паулин Нийрамасухуко. Само ужасающее то, что люди, как правило, следуют таким законам, сохраняя тем самым законопослушность, но, по сути, прекращая быть людьми. Эта законодательная система санкционирует право на бесчестье и высвобождает все животные инстинкты, которые в синтезе с воображением, как психической функции, и со спекулятивным рассудком приводят к диким, страшным поступкам. Тот факт, что люди следуют букве закона свидетельствует об отсутствии развитой идеи личной ответственности за содеянное, о господстве родоплеменных установок. Слабость естественного права перед выхолощенной буквой закона указывает на явную недостаточность развития в представлений о личной чести. Отсутствие ясного представления о чести личности делает индивида зависимым от властей, которые издают аморальные указы и, мягко выражаясь, странные прокламации. Так, в 1990-м году издание хуту «Кангура» («Проснитесь») напечатало 10 указов хуту:
Каждый Хуту должен знать, что женщина Тутси, где бы она ни была, преследует интересы ее этнической группы. Поэтому предателем будет считаться тот хуту, который женится на женщине тутси, заведет дружбу с женщиной тутси, или будет держать тутси в качестве секретарши или наложницы.
Каждый Хуту должен помнить, что дочери нашего племени более сознательно относятся к своей роли жён и матерей. Они более красивы, честны и работоспособны в качестве секретарш.
Женщины Хуту, будьте бдительны, попытайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.
Каждый Хуту должен знать, что Тутси лжив в сделках. Его единственной целью является превосходство его этнической группы. Посему предателем будет считаться каждый хуту, который- является деловым партнером тутси;- который вкладывает деньги в проект тутси;- который одалживает или ссужает деньги тутси;- который помогает тутси в бизнесе посредством выдачи лицензии и так далее.
Хуту должны занимать все стратегические посты в политике, экономике, правоохранительных органах.
В сфере образования большинство учителей и учеников должны принадлежать к племени хуту.
Вооруженные силы Руанды будут комплектоваться исключительно представителями Хуту.
Хуту должны перестать жалеть Тутси.
Хуту должны быть едины в борьбе против Тутси.
Каждый Хуту должен распространять идеологию Хуту. Хуту, который попытается помешать своим братьям распространять идеологию хуту, считается предателем.
Конечно, такие настроения доминируют не только у хуту, но и у тутси, что не внушает оптимизма в успешном разрешении данной проблемы. Вышеперечисленные предписания из издания «Кангура» указывают, что принципы межэтнической ненависти глубоко вжились не только в социально-политическое, но и родоплеменное сознание обоих этносов, поэтому даже на уровне отдельной семьи конфликт останется открытым. Всё же эту общую для человечества беду необходимо как-то устранить, наладить отношения между этими двумя африканскими племенами. В последние несколько десятилетий этот конфликт уже распространился и на другие страны, в которых много выходцев из Руанды и Бурунди, например, в ДРК (Заир) или далёкой от Руанды и Бурунди Танзании. Хотелось бы обозначить некоторые возможные пути урегулирования данного конфликта. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что эти пути будут эффективны, однако в сложившихся условиях, в общем-то, терять нечего. Собственно говоря, если предлагаемые пути окажутся недейственными, то чистки продолжатся, независимо от того, вызваны они ошибками миротворцев или давней ненавистью народов друг к другу. Тем не менее вероятность успешного решения проблемы есть.
Полагаю, что одним из путей разрешения конфликта между тутся и хуту может стать искусственное создание определённых условий, способствующих установлению родственных связей между данными народами. Такое действенное средство использовалось, например, ещё Ромулом в деле установления союза с сабинами. Действительно, римляне свою изолированность преодолели очень простым, но отнюдь не честным приёмом: пригласили сабинцев на праздник, во время которого похитили их дочерей. Однако за таким, по сути, вероломным поступком последовало доброе, заботливое отношение к похищенным сабинянкам, которые в конечном итоге остановили разразившуюся войну между римлянами и сабинами. Конечно, древняя Италия не есть Африка, и сабинцы не испытывали острой ненависти к Риму, однако следует обратить внимание на принцип национальной нейтральности в гражданстве и в деле заключения браков.
Убеждён, что международному сообществу следует серьёзно задуматься над тем, чтобы из документации граждан, в том числе из их паспортов, была убрана строка о национальности. Конечно, такая формальная мера не исправит сложившегося положения. В ряде африканских стран, в том числе и в Руанде, к ней прибегали, но безрезультатно. Развитию чувства интернационализма может способствовать принятие значительной частью населения такой религии, которая была бы обращена ко всему человечеству, например, православия. По существу, христианство в католической и протестантской форме известно народам Руанды и Бурунди, но эти направления в христианстве, являясь средством для решения светских, государственно-колониальных вопросов, в значительной мере себя дискредитировали. Неудивительно, что те христианские монастыри и церкви, где мирное население пыталось спастись, стали местами страшной резни. Поэтому будет уместно обратиться к новой религией, в которой догматически прописана невозможность выполнения Церковью светских функций и немыслимость политической работы духовного лица, как это допускается католической или протестантской церквами. Естественно, что трибуналом ООН преследуются уже, по меньшей мере, четверо католических священников за участие в этнических чистках. Помимо этого предполагаемая религия должна соответствовать общим принципам религиозной жизни вообще, независимо от национальности и формы вероисповедания людей, иначе говоря – архетипам религиозного сознания. Последнее требование весьма сложно, поскольку языческие обычаи часто очевидно противоречат нормам христианства. Однако, если присмотреться ко всем религиям более внимательно и вглядеться в структуру языческой мифологии, то общие принципы мировосприятия метафизического бытия обязательно отыщутся. Например, почти во всех мифах мужское начало отождествляется с Небом, а женское – с землёй. В принципе здесь вопрос заключён не в аналогиях, а в формах практического проявления мифа. Для этого поиска необходимо отдельное исследование.
В самом деле, утверждение общечеловеческой религии должно поспособствовать решению конфликта. Утверждение новой религии вполне осуществимо. Например, в лагерях беженцев, в условиях напряжённой, взрывоопасной атмосферы, постоянного стресса, довлеющего над людьми, последние будут более восприимчивы к идеям гуманизма и высшей духовности. Причём к своей системе ценностей они начнут относиться более критично, понимая, что нельзя жить в вечной ненависти. Хуту, приняв общечеловеческую религию, возвратятся на родину с доброжелательными установками в отношении тутси. Последние же, также как и хуту, из своих лагерей должны возвратиться в свои страны с такими же дружелюбными установками. Совпадение установок тутси и хуту приведёт к погашению их ненависти друг к другу, и конфликт прекратится. Народы, приняв новые христианские идеи, будут жить в своих странах уже не как враги, а как люди, призванные заботиться о благе любого другого человека, независимо от его национальности. Говоря о православной культуре как основе для преодоления агрессивного национализма, уместно привести такие слова: «Всеобъемлющей и универсальной должна стать наша культура. Мы призваны говорить не только о православной или общехристианской культуре как культуре соборной, но и о соборной культуре, объединяющей все духовные достижения рода человеческого. Только восприятие культуры в таком измерении позволит нам с чистой совестью читать Гомера и Данте, Шекспира и Гёте, творения других гениальных художников и мыслителей всех времён и народов. Иначе неизбежен некий индекс запрещённых книг, возврат к временам инквизиции…» [1, с. 396]. Если идеи соборности будут привиты народностям Руанды и Бурунди, то взаимообмен между их культурами будет соответствовать духовным принципам человечества.
Конечно, здесь следует решить ряд немаловажных проблем. В первую очередь, необходимо подготовить опытных, а главное – духовных, благородных проповедников. Они, помимо общих требований к пастырю, должны владеть местными языками, знать общие черты культуры и религии данных народов, также иметь представления о климатических условиях этого региона. Наконец, им необходимо знать, что обстановка, в которой они будут служить людям, весьма сложная как с климатической, так и с правовой стороны. Вполне возможно, что проповедники сами окажутся целями для вооружённого нападения. Надо осознавать сложность той среды, в которой предстоит работать миротворцам. Поэтому, по мере возможности, в Руанде и Бурунди важно обеспечить безопасность для миссионеров, что уместно возложить на миротворческий военный контингент. Наличие военного контингента есть обязательное условие для решения этой проблемы, поскольку военная сила всегда уважалась в странах Африки и Азии. Беззащитный, разоруженный человек никогда не сможет что-либо решить в данном регионе. Неудивительно, что, в 1994 году 10 бельгийских миротворцев, охранявших дом премьер-министра Руанды Увилингийимана, когда, согласно рекомендации своего командира, сложили оружие, были подвергнуты зверским, извращённым пыткам и убиты. В любом случае существует угроза для тех, кто добивается мира. Однако, если равнодушно относиться к таким межэтническим войнам и ничего не предпринимать, то никогда ненависть и агрессивность не уступят место дружбе и доверию, и конфликту между тутси и хуту не будет окончания.
Следует отметить, что утверждение такой религии, как христианство, будет полезным и нужным с точки зрения преодоления стереотипов, согласно которым хуту воспринимают тутси как завоевателей, жестоких господ, а тутси считают, что хуту – это второсортные люди, их обслуга, рабы.
Также следует учесть, что в условиях развитости цикличного представления о времени, что для традиционных культов, верований вполне характерно, стереотипы приобретают силу традиций. Христианство же, постулирующее идею линейности времени, способно трансформировать к лучшему мировоззрение обоих народов, помочь им отказаться в чём-то от прошлого, положить конец зависимости от старых родовых стереотипов.
Принятие и распространение христианской религии обусловит формирование предпосылок к более интенсивному развитию общества в целом. Например, возрастёт потребность в грамотности, благодаря которой люди смогут читать не только религиозные тексты, но и книги о культурах иных народов. При высоком уровне грамотности населения будет сложнее спровоцировать его на агрессивные действия, у людей будет больше оснований для выработки собственных мнений относительно различных вопросов, в том числе национального. Также грамотность населения должна способствовать развитию местных национальных языков, что в условиях укоренения интернационализма способно блокировать стирание особенностей народных культур. На сегодняшний день уровень грамотности в Бурунди составляет 35 %, а в Руанде – 48 %. Такой низкий уровень грамотности населения предполагает весьма узкие возможности для выживания человека в городской среде, способствует развитию криминальности. Между тем ВУЗы гуманитарного профиля и лингвистические центры России могли бы взять на себя подготовку кадров для учебных заведений в Руанде и Бурунди. Думаю, что многие рядовые жители этих африканских стран почти ничего не знают об иных государствах, например, о России, Испании, Боливии… Знакомство же с обычаями в других странах должно вызвать в людях таких племён, как тутси и хуту, как минимум чувство любопытства к миру, который лежит за границами их государств. Убеждён, что человек, получивший образование в среде той культуры, в которой господствовала идея спасения всего человечества, всегда будет относиться к миру с любовью, в каждом видеть образ Божий, беречь честь и жизнь любого человека. Россия, традиционно выполнявшая миссию помощи другим народам, имеет все основания спасти многие народы, в том числе тутси и хуту, от духовного растления и, соответственно, от братоубийственных войн. Думаю, что закончить эту статью следует цитатой из книги В.С. Соловьёва: «Спасающийся спасётся. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет» [2, с. 557].
Литература
1. Никитин В.А. Основы православной культуры. Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, 2002. – 486 с. 2. Соловьёв В.С. Тайна прогресса // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988. – С. 556-557.
Summary
This article is devoted to the problem of ethnic conflict between tutsi and chutu people. The author reveals some of the clash reasons and profundity of the problem. One of the possible ways out is observed in negotiation of ethnic stereotypes based on religion, applying to the idea of mankind rescue. This religion, according to its dogmatic, is not press towards political and social solutions.
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме этнического конфликта между народами тутси и хуту. Автор показывает некоторые источники столкновения и глубину поднятой проблемы. Вероятным путём решения конфликта может быть преодоление этнических стереотипов на основе религии, обращённой к идее спасения всего человечества. Эта религия, согласно своей догматике, не должна стремиться к решению политических и социальных вопросов.
УДК 32 : 2
The problem of ethnic conflict in Ruanda and Burundi
Ключевые слова: народ, стереотип, конфликт, религия, право.
Панищев А.Л. Проблема межэтнического конфликта в Руанде и Бурунди и возможные пути ее решения // Вісник Луганського національного педагогічного університету імені Тараса Шевченка. - 2007. - № 20 (136). - С. 190-195.
Библиографическая ссылка
Панищев А.Л. Проблема межэтнического конфликта
в Руанде и Бурунди и возможные пути её решения
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5320 (дата обращения: 23.12.2024).