ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Качественные изменения в экономической и научно-технической сфере, вхождение России в мировое экономическое и образовательное пространство определяют объективную потребность в кардинальном реформировании процесса подготовки специалистов различных областей деятельности.
В настоящее время на рынке труда сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что только компетентные, самоорганизованные и инициативные специалисты, способные самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, являются конкурентоспособными и наиболее востребованными.
Повышение качества образования является одной из актуальных для всего мирового сообщества, и в том числе для нашей страны. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. [2]
После принятия «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [3] произошла резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Таким образом, зафиксировался компетентностный подход в образовании. [2]
Понятие "компетентность" в психолого-педагогичной литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Толковый словарь дает очень схожие толкования понятий "компетентности" и "компетенции". Понятие "компетенция" традиционно употребляется в значении "круг полномочий" субъекта. "Компетентность" же связана с его информированностью, авторитетностью, квалификацией. Поэтому в педагогическом смысле целесообразно пользоваться термином "компетентность".
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузах в контексте формирования и развития ключевых компетентностей.
В виду того, что данный "подход к определению ключевых компетентностей соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это - практически все развитые страны)" [4], очевидна необходимость его освоения российской образовательной системой. [2]
Многие авторы предлагают различные классификации компетентностей. Например, Д. Ермаков и А.Н. Дахин рассматривают компетентности в области общего образования, И.А. Зимняя, Э. Зеер и Э. Сыманюк – в области профессионального образования. Классификация И.А. Зимней характеризует специалиста, охватывая все области его жизнедеятельности. Ею разграничены три группы ключевых компетентностей:
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности и профессиональной деятельности;
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми, способность работать в команде;
компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах, в том числе в процессе выполнения профессиональных обязанностей. [2]
Особую актуальность приобретает проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования студентов высшей школы, обладающих профессиональной компетентностью, предметными знаниями по избранной специальности, развитыми способностями к самостоятельности и творчеству. Однако в настоящее время наблюдается дефицит самостоятельности, который характеризуется не только умением познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и наличием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования. [1]
Качество сформированности ключевых компетентностей обусловлено уровнем развития самообразовательной компетентности, которую следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускника, так как она позволяет получить качественное высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность.
Можно выделить три основных фактора значимости данной компетентности:
1. Она обеспечивает академическую мобильность студента, его готовность освоить программу высшего профессионального образования.
2. Она обусловливает профессиональную мобильность личности выпускника, способного не только в дальнейшем развивать свои профессиональные навыки, повысить квалификацию, но и готового при необходимости поменять специальность, сферу своей профессиональной деятельности, что в свете последних событий в мировой экономике является особо актуальным.
3. Она способствует повышению качества работы высшего образовательного учреждения, социального института, призванного реализовать программу высшего образования. [6]
Самообразовательная компетентность, т.е. компетентность, развиваемая самим субъектом, им самим организуемая и контролируемая, компетентность, которую человек развивает как автор своих усилий, выступает стержнем структуры личности выпускника ВУЗа, одним из базовых ее компонентов.
Самообразовательная компетентность выступает одним из проявлений социальной и профессиональной зрелости личности, обретающей особую значимость в условиях перехода к информационному обществу.
В настоящее время наблюдается противоречие между стремительно нарастающим потоком информации, скоростью её распространения и ограниченными возможностями усваивать и перерабатывать её в стенах образовательных учреждений. В то же время от специалистов требуются мобильность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям, умения обогащать и поддерживать профессиональные знания на уровне, обеспечивающим конкурентноспособность специалиста в профессиональной среде.
Самообразование является необходимым слагаемым жизни человека, выступает единственной детерминантой саморазвития внутреннего мира. То есть самообразовательная компетентность, присущая субъекту, не только реализуется им в результате его деятельности, но и в нем самом, преобразующем себя в ней. Таким образом, самообразовательная компетентность – это творение человеком самого себя. [5]
Самообразовательная компетентность - качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. Данного рода компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, на стремлении студента расширить свой образовательный потенциал, повысить конкурентоспособность на рынке труда, реализовать индивидуальные увлечения.
Самообразовательная компетентность – интегративное личностное свойство, которое обеспечивается эмоциональноценностным отношением к саморазвитию и самообразовательной деятельности, системой знаний о планировании и реализации самообразовательной деятельности, о способах самовоспитания; субъектноличностным опытом продуктивного решения проблем развития, разработки и реализации моделей подготовки студентов к самообразовательной деятельности; готовностью к непрерывному саморазвитию качеств профессионала, самосовершенствованию, самообразованию в области будущей профессии. Современные исследователи рассматривают самообразовательную деятельность как механизм развития личности.
Структура самообразовательной компетентности представляет собой целостный интегративный конструкт, включающий в себя мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой, когнитивный, операционно-деятельностный компоненты. [6] На основании выделенных компонентов и признаков можно определить критерии, которые являются обобщенными показателями формирования самообразовательной компетентности у студентов: ценностно-смысловой, рефлексивный, владение опытом саморегуляции, прагматический, владение опытом самообучения. Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности, выработки собственной индивидуальной системы учения, перехода от копирования образцов самообразования к выработке его собственной модели, включения самообразования в образ жизни студента.
Процесс формирования самообразовательной компетентности включает следующие этапы:
адаптационный этап;
этап накопления опыта;
собственно самообразовательный этап.
Логика процессапредполагает постепенное продвижение студентов от эпизодических проб и достижений в самообразовательной деятельности к выработке их собственной системы и включению самообразования в образ жизни студентов.
Основной целью адаптационного этапа являются актуализация мотивов и поиск смысла в самообразовательной деятельности. Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают всобственную самообразовательную систему специалиста. Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности являются поле жизненных и профессиональных проблем; субъективные переживания студентами коллизийных ситуаций, реализация возможности свободного выбора заданий, оценки своей готовности к выбору образовательной задачи.
Этап накопления субъективного опыта состоит в совершенствовании опыта студентов в самообразовательной деятельности. Здесь программа действий и информация усложняются, становятся более разветвленными, дифференцированными, что обеспечивает моделирование реальных самообразовательных ситуаций.
На третьем этапе - собственно самообразовательном - происходит становление устойчивого смысла самообразования. Система самообразовательной деятельности включается в образ жизни будущего специалиста, становится доминирующей потребностью, хотя до этого уровня доходит в современных условиях сравнительно небольшая группа студентов.
Содержание процесса развития самообразовательной компетентности студента направлено на углубление и систематизацию знаний о самообразовательной деятельности как системе, на совершенствование профессиональных умений (диагностических, аналитических, прогностических, организаторских, рефлексивных, др.) в выполнении вышеназванной деятельности, в том числе на осуществление индивидуального и коллективного проектирования в области будущей профессиональной деятельности. [6]
Проявлением самообразовательной компетентности у выпускника высшей школы являются целеустремленность, ответственность, предприимчивость, настойчивость, инициативность, креативность, воля, активность мышления, умственная самостоятельность, самоорганизация, способность к рефлексии. [5]
Самообразовательная компетентность является одним из критериев оценки качества выпускника, неотъемлемой и естественной составной частью его образа жизни в любом возрасте, выступает показателем профессиональной готовности.
Развивая познавательную самостоятельность в процессе обучения, студент сможет овладеть самообразовательной компетенцией, что позволит ему быть успешным в жизни, конкурентоспособным в дальнейшей профессиональной деятельности, проявляя при этом самообразовательную компетентность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Арынханова, Э.К. Формирование готовности студентов к самообразовательной деятельности на основе профессиональной компетенции [Электронный ресурс]/ Э.К. Арынханова // Веб-версия материалов междунар. науч.-практ. конф. "Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом". – Минск: ГУ "БелИСА", 2008. Режим доступа: http://belisa.org.by.
Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст]. / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М., 2002.
Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
Чеботарева, Е.С. Информационные технологии в развитии самообразовательной компетентности студентов [Текст] / Е.С.Чеботарева // Вестник Московского городского педагогического университета (материалы II Международной науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье—2008)», 8-11 декабря 2008г. в г. Курске на базе Курского государственного университета). Серия «Информатика и информатизация образования»/ под ред. С.Г.Григорьева [и др.]- Москва-Курск: отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ, 2008.- Вып. 6 (16), -С.185-186.
Чеботарева, Е.С. Самообразовательная компетентность будущих специалистов как критерий его качества подготовки [Электронный ресурс] / Е.С.Чеботарева// Ученые записки: электронн. науч. журнал Курского гос. ун-та.- Курск: Изд-во КГУ, 2008.- №5.- Режим доступа к журн.: http://www.scientific-notes.ru, свободный.
Библиографическая ссылка
Поднебесова М.И. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5356 (дата обращения: 23.11.2024).