Заочные электронные конференции
 
     
Формирование навыков самостоятельной работы обучаемых при использовании электронных ресурсов
Ларионова М.А., Ларионова И.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Ларионова Мария Александровна, Ларионова Ирина Александровна (e-mail: kisadepeirak@mail.ru)

МОУ «Гимназия № 42», Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиал в г. Барнауле (ВЗФЭИ)

Смысл образования заключается в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Целесообразно заметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности, а это весьма актуально для современного специалиста высшей квалификации.

Анализ различных вариантов организации системы образования в школе или в вузе позволяет сделать выводы о том, что самостоятельная работа учащихся (обучаемых) в условиях современного учебного заведения будет эффективна, если функция управления будет возложена на преподавателя, располагающего современными техническими средствами обучения. Для достижения цели качества обучения могут помочь новые информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания.

В организации самостоятельной работы наблюдается недостаточная теоретическая и практическая разработанность, а также противоречия: между значимостью феномена «самостоятельная работа» для личностного развития студентов и его ролью и местом в традиционном учебном процессе; между необходимостью создания механизмов непрерывного образования, выявления дидактических условий педагогического пространства и отсутствием теоретико-методологических разработок по данной проблеме.

Эффективность использования средств информационных технологий в самостоятельной работе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе, определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программно-методические комплексы.

Информационная технология решения различных задач связана с процедурами сбора и преобразования экономической информации, циркулирующей в объекте управления.

В настоящее время трудно представить работу человека без компьютера. Поэтому актуальность использования современных компьютерных технологий в профессиональной работе экономистов, бухгалтеров и финансистов и понимания информационной значимость различных образовательных услуг в этой сфере очевидна и за последние годы она значительно возросла.

Выделяют несколько направлений информатизации образования специалистов экономического профиля:

1. модернизация сложившихся форм и способов учебной работы посредством использования компьютеров:

  • при решении учебно-производственных задач конкретных ситуаций – проблем, производственных задач на занятиях предметов специального цикла;

  • при разработке и использовании программ различных форм контроля знаний студентов (рубежное тестирование, экзамен – тест);

  • в процессе самоподготовки студентов при изучении нового материала с помощью программированного учебного пособия (обучающей программе, электронного учебник, методического пособия);

  • при разработке комплексных практических заданий;

  • в курсовом и дипломном проектировании (на индивидуальной основе в зависимости от выбранной тематики);

  • в управлении учебным процессом

2. изменение содержания образования, введение новых организационных форм и методов обучения на основе использования новых информационных технологий:

  • проведение занятий в компьютерной аудитории, с использованием специальных программ для обучения и решения практических заданий, производственных ситуаций, возникающих в жизни;

  • изучение реальных возможностей и перспектив использования информационной технологии преподавателями для использования в учебном процессе, создание проекта (фундамента) программы перевода учебных предметов (дисциплин) на новую технологию обучения в качестве альтернативного метода обучения

  • внедрение специализированных программ по различным дисциплинам.

Как известно, в информационном обществе процесс компьютеризации осуществляет доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной, экономической и социальной сфере. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного продукта.

На современном этапе развития новых информационных технологий, программно-аппаратных средств, опыта использования персональных компьютеров в учебном процессе целесообразно принять следующую классификацию компьютерных обучающих программ по функциональным признакам:

  • контролирующие программы;

  • тренировочные системы, тренажеры;

  • предметно-ориентированные среды;

  • информационные - поисковые системы;

  • моделирующие программы;

  • микромиры;

  • справочники, базы данных учебного назначения;

  • электронные учебники.

Тренировочные системы являются частным случаем обучающих систем. Подобные системы предназначены для закрепления пред­варительно изученного материала, отработки определенных на­выков и умений, а также тех способов деятельности, которые дол­жны воспроизводиться обучаемым на уровне, доведенном до ав­томатизма.

Использование новых информационных технологий, в частности электронных учебников, обучающих программ, web-технологий (чат, форум, почта), конференций, интегрированных обучающих пакетов является перспективам способом получения образования изолированными обучающимися, обучающимися со специфическими требованиями, лицами с ограниченными физическими возможностями и иными лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, сборника задач, правил, ситуаций для решения.

Web-технологии служат для разработки и реализации учебных курсов, ведет к развитию новой модели, парадигмы обучения.

Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web-технологии.

В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.

Применение различных мультимедийных средств повышает эффективность обучения и формирование самообразовательной компетенции студентов.

Главной отличительной особенностью технологий обучения, основанных на использовании новых информационных технологий, от традиционных является применение компьютеров в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, использование которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.

Использование телекоммуникаций в учебном процессе приводит к изменению, как познавательного потенциала, так и формирование у обучаемых ИКТ- компетентности. Будущий специалист должен уметь:

  • вести поиск информации в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

  • организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;

  • использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Включенность информационных технологий в учебный процесс в вузе обеспечивают информацией студентов в учебном процессе, формируют основные ключевые компетенции студентов, интегрируют базовое и дополнительное образование, повышает мотивации студентов к обучению, развивает самостоятельность в работе.

В результате самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний, развивает профессиональные навыки.

В вузах существуют две общепринятые (внеаудиторная, аудиторная) формы самостоятельной работы. На сегодняшний момент наиболее актуальна самостоятельная работа студента с использованием информационных технологий - информационно-коммуникативная, - позволяющая поставить самостоятельную работу студента на новый уровень самостоятельности субъекта обучения

Перспективное направление, характеризующее новую форму самостоятельной работы, связано с внедрением в учебный процесс информационных технологий, сопровождающихся увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы студентов, предусматривающей большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, касающихся как содержательной предметного материала, так и характера контроля, определяют изменения в развитии общества, включение общества в активный информационно- коммуникационный процесс информатизации.

Таким образом, формирование самообразовательной компетенции обучающихся в наибольшей степени способствует достижению интегративной цели изучения дисциплины, формированию коммуникативной и информационной компетенции, развитию личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Ларионова М.А., Ларионова И.А. Формирование навыков самостоятельной работы обучаемых при использовании электронных ресурсов // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5359 (дата обращения: 04.05.2024).



Сертификат Получить сертификат