ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
Ларионова Мария Александровна, Ларионова Ирина Александровна (e-mail: [email protected])
МОУ «Гимназия № 42», Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиал в г. Барнауле (ВЗФЭИ)
Смысл образования заключается в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Целесообразно заметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности, а это весьма актуально для современного специалиста высшей квалификации.
Анализ различных вариантов организации системы образования в школе или в вузе позволяет сделать выводы о том, что самостоятельная работа учащихся (обучаемых) в условиях современного учебного заведения будет эффективна, если функция управления будет возложена на преподавателя, располагающего современными техническими средствами обучения. Для достижения цели качества обучения могут помочь новые информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания.
В организации самостоятельной работы наблюдается недостаточная теоретическая и практическая разработанность, а также противоречия: между значимостью феномена «самостоятельная работа» для личностного развития студентов и его ролью и местом в традиционном учебном процессе; между необходимостью создания механизмов непрерывного образования, выявления дидактических условий педагогического пространства и отсутствием теоретико-методологических разработок по данной проблеме.
Эффективность использования средств информационных технологий в самостоятельной работе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы обучения, используемые в конкретной учебной программе, определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программно-методические комплексы.
Информационная технология решения различных задач связана с процедурами сбора и преобразования экономической информации, циркулирующей в объекте управления.
В настоящее время трудно представить работу человека без компьютера. Поэтому актуальность использования современных компьютерных технологий в профессиональной работе экономистов, бухгалтеров и финансистов и понимания информационной значимость различных образовательных услуг в этой сфере очевидна и за последние годы она значительно возросла.
Выделяют несколько направлений информатизации образования специалистов экономического профиля:
1. модернизация сложившихся форм и способов учебной работы посредством использования компьютеров:
при решении учебно-производственных задач конкретных ситуаций – проблем, производственных задач на занятиях предметов специального цикла;
при разработке и использовании программ различных форм контроля знаний студентов (рубежное тестирование, экзамен – тест);
в процессе самоподготовки студентов при изучении нового материала с помощью программированного учебного пособия (обучающей программе, электронного учебник, методического пособия);
при разработке комплексных практических заданий;
в курсовом и дипломном проектировании (на индивидуальной основе в зависимости от выбранной тематики);
в управлении учебным процессом
2. изменение содержания образования, введение новых организационных форм и методов обучения на основе использования новых информационных технологий:
проведение занятий в компьютерной аудитории, с использованием специальных программ для обучения и решения практических заданий, производственных ситуаций, возникающих в жизни;
изучение реальных возможностей и перспектив использования информационной технологии преподавателями для использования в учебном процессе, создание проекта (фундамента) программы перевода учебных предметов (дисциплин) на новую технологию обучения в качестве альтернативного метода обучения
внедрение специализированных программ по различным дисциплинам.
Как известно, в информационном обществе процесс компьютеризации осуществляет доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, обеспечивает высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной, экономической и социальной сфере. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного продукта.
На современном этапе развития новых информационных технологий, программно-аппаратных средств, опыта использования персональных компьютеров в учебном процессе целесообразно принять следующую классификацию компьютерных обучающих программ по функциональным признакам:
контролирующие программы;
тренировочные системы, тренажеры;
предметно-ориентированные среды;
информационные - поисковые системы;
моделирующие программы;
микромиры;
справочники, базы данных учебного назначения;
электронные учебники.
Тренировочные системы являются частным случаем обучающих систем. Подобные системы предназначены для закрепления предварительно изученного материала, отработки определенных навыков и умений, а также тех способов деятельности, которые должны воспроизводиться обучаемым на уровне, доведенном до автоматизма.
Использование новых информационных технологий, в частности электронных учебников, обучающих программ, web-технологий (чат, форум, почта), конференций, интегрированных обучающих пакетов является перспективам способом получения образования изолированными обучающимися, обучающимися со специфическими требованиями, лицами с ограниченными физическими возможностями и иными лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.
Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, сборника задач, правил, ситуаций для решения.
Web-технологии служат для разработки и реализации учебных курсов, ведет к развитию новой модели, парадигмы обучения.
Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web-технологии.
В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.
Применение различных мультимедийных средств повышает эффективность обучения и формирование самообразовательной компетенции студентов.
Главной отличительной особенностью технологий обучения, основанных на использовании новых информационных технологий, от традиционных является применение компьютеров в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, использование которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.
Использование телекоммуникаций в учебном процессе приводит к изменению, как познавательного потенциала, так и формирование у обучаемых ИКТ- компетентности. Будущий специалист должен уметь:
вести поиск информации в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;
организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Включенность информационных технологий в учебный процесс в вузе обеспечивают информацией студентов в учебном процессе, формируют основные ключевые компетенции студентов, интегрируют базовое и дополнительное образование, повышает мотивации студентов к обучению, развивает самостоятельность в работе.
В результате самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний, развивает профессиональные навыки.
В вузах существуют две общепринятые (внеаудиторная, аудиторная) формы самостоятельной работы. На сегодняшний момент наиболее актуальна самостоятельная работа студента с использованием информационных технологий - информационно-коммуникативная, - позволяющая поставить самостоятельную работу студента на новый уровень самостоятельности субъекта обучения
Перспективное направление, характеризующее новую форму самостоятельной работы, связано с внедрением в учебный процесс информационных технологий, сопровождающихся увеличением объемов самостоятельной работы студентов. Тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы студентов, предусматривающей большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, касающихся как содержательной предметного материала, так и характера контроля, определяют изменения в развитии общества, включение общества в активный информационно- коммуникационный процесс информатизации.
Таким образом, формирование самообразовательной компетенции обучающихся в наибольшей степени способствует достижению интегративной цели изучения дисциплины, формированию коммуникативной и информационной компетенции, развитию личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Ларионова М.А., Ларионова И.А. Формирование навыков самостоятельной работы обучаемых при использовании электронных ресурсов // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5359 (дата обращения: 23.11.2024).