ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ
Т.В. Анафьянова
ГОУ ВПО Медико-психолого-социальный институт при Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова, ректор – д.м.н., проф. О.В. Штыгашева. Абакан, Республика Хакасия
Резюме. Проанализированы этнические особенности структуры населения Хакасии.
Ключевые слова: структура населения, этнические группы.
Цель настоящего исследования – выделить этническиеособенности структуры населения Хакасии.
В Хакасии, дистанцируясь по этническому признаку, пришлое и коренное население восприняло реформы, и приспосабливалось к ним, далеко не одинаково, особенно на фоне этносоциальных различий по доходам и уровню здоровья. Трудности адаптации многонационального населения Хакасии к новым социально-экономическим трансформациям в период либеральных реформ были предопределены политическими процессами, которые первично привели к разрушению этнической, территориальной и социальной идентичности коренной общественной группы. Как национально-государственное образование Хакасия имеет территориальную особенность в том, что в нем проживают более 70 национальностей на небольшой территории в 61,9 тыс. км2. Зависимость развития отдельных заболеваний от этнического фактора и демографо-генетических контрастов по отношению друг к другу определило большое количество медико-социальных этнических исследований здоровья населения.
Население Хакасии формировалось, прежде всего, за счет естественного прироста и миграционного процесса. Так за период с 1929 года население Хакасии увеличилось почти в пять раз (в то время как по стране - только в два раза). Всплеск миграции в Хакасию наблюдался во время освоения целины (1950-1960), в период формирования Саянского территориально-производственного комплекса и продолжался до середины 80-х годов. Миграция в эти годы играла важную роль одного из источников формирования населения Хакасии, представленного представителями 107 национальностей (по подсчетам исследователя В.А. Кышпанакова размеры положительного сальдо миграции в общем приросте населения за 1980-1985 гг. составляли 46,4%) [4].
С точки зрения формирования населения Хакасии интерес представляют лишь две группы: народности, обитающие с древнейших времен, и народности, переместившиеся сюда с приходом русского населения. Известно так же, что значительная часть оседлого коренного населения среднего Енисея также подвергалась сильной этнокультурной ассимиляции со стороны русских людей, что, видимо, заметно сказывалось на динамике естественного прироста хакасского этноса в начале прошлого века. Помимо прочего, следует отметить, что данные по численности хакасов в результате переписи 1926 г. относились к коренному населению, зафиксированному в границах Хакасского округа, и не учитывали 3075 лиц хакасской национальности, проживавших за его пределами. В результате, общесоюзная численность лиц, указавших себя хакасами в 1926 г., составляла 48925 чел. [2]. С другой стороны, выявленные моменты демографической истории указанного этноса радикально опровергают историко-этнографическую сентенцию о его стремительной депопуляции в рассматриваемое время.
Поскольку рассматриваемые нами популяции хакасов, шорцев относятся к коренным, обитающим в Хакасии и потомков казаков-первопроходцев в течение многих сотен лет акклиматизировавшихся к местным условиям, исследование влияния выраженности этнического компонента на особенность развития здоровья населения по совокупности различных параметров представляют значимый интерес в изучении. Поэтому исследования различных этносов, в полной мере по совокупности различных параметров, на территории Хакасии становится актуальнее, чем исследование представителей целой расы. Общепризнанным является одно – все расы равноценны в биологическом и психологическом отношениях. Генетические различия не подразумевают превосходства какой-либо расы, напротив, они подчеркивают эволюционную ценность разнообразия, позволившую человечеству не только освоить все климатические зоны Земли, но и приспособится к тем значительным изменениям среды, которые возникли в результате деятельности самого человека. Исходя из положения, что здоровье человека формируется в результате взаимодействия экзогенных (антропогенных, природных, социальных), эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса) и поведенческих факторов, была построена концепция развития ряда заболеваний с учетом этнических особенностей, а этнос рассматривается как группа, призванная обеспечивать экономические и политические преимущества [10]. Предполагается обязательным условием - наличие общей территории, климатических, географических условий, социально-экономического единства и языка [6]. Этнос - общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции: ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; задавать общие жизненные ценности; защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.
Вопросы демографии тюркоязычных этнических групп Хакасии представляют особый интерес, связанный, прежде всего, с пониманием процессов их современного развития. В действительности, слияния местных этнических сообществ в единые этносы в прошлом, и стремительное выделение отдельных коренных групп сибиряков из состава алтайцев, хакасов и татар в настоящем требуют рассмотрения комплекса проблем, корнями уходящих в конкретные моменты этнической истории ряда групп коренного населения, представляющих на современном этапе указанные народы.
Территория Хакасии в исторической ретроспективе явилась местом интенсивных миграций различных народов, столкновение, взаимодействие и взаимопроникновение культур запада и востока Евразийского материка, происходило здесь на протяжении тысячелетий. Исторические аспекты формирования этноса «народов дорусской Сибири» отмечены в фундаментальных исследованиях востоковедов Г.Е. Грум-Гримайло (1929) и В.В. Бартольда (1963). В последующем Южная Сибирь, а возможно, и некоторые соседние регионы глубинной Азии были местом формирования других этнических групп.
В течение последующих трех веков происходили объединительные процессы, которые привели к сложению четырех больших групп хакасов - качинцев, сагайцев, койбалов и кызыльцев. С приходом русских колонистов в Минусинскую котловину начался процесс метизации коренного населения, который продолжается до сих пор. Длительное пребывание на территории русскоязычного (европеоидов) населения привело к образованию особой популяции метисов. По мнению В.П. Кривоногова (1997) доля метисов достигала до 66,0%. Основные процессы формирования хакасского этноса были завершены к моменту включения Хакасии в состав Енисейской губернии реформой М.М. Сперанского в 1822 году. Современные хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы и южно-сибирской монголоидной. Это подтверждено многочисленными антропологическими и соматометрическими исследованиями, указывающими на формирование устойчивых форм смешения двух рас. В соответствии с современными представлениями, по расовым признакам Последние исследования Хакасского НИИ языка и литературы подтвердили, что хакасы не монголоиды, а небольшая народность, сформировавшаяся в результате соединения южно-сибирского и урало-алтайского типов тюркоязычных народов Южной Сибири.
Русский этнос в Хакасии формировался на протяжении многих столетий как весьма гетерогенная популяция, включившая в себя генетический материал многих племен и народностей, обитавших на материке Евразии. В образование русского этноса, кроме восточных славян, могли внести генный вклад многочисленные племена кочевников (половцев, древних булгар и др.). Современные представители европеоидов, проживаю-щих на территории Хакасии (русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты) по расовым признакам входят в индоевропейскую семью.
Состав населения Хакасии может быть исследован с различных точек зрения: этнографической, профессиональной, половозрастной, социальной и т.д. Методы исследования состава населения по национальному признаку весьма разнообразны. Национальный состав лишь примерно характеризует районы выхода переселенцев, и не столько потому, что этническая принадлежность не может быть точно учтена, сколько вследствие того, что переселенцы данной национальности не обязательно являются выходцами из районов их первоначальной родины. Свою роль играют и ассимиляционные процессы. Классификация состава населения обусловливает необходимость расчленения исследуемой совокупности на части в зависимости от различий в степени их стабильности, что, в свою очередь, непосредственно связано с генезисом различных групп населения, временем их вселения. [8]. Используя классификацию состава населения по генетическому признаку Л. Рыбаковского (1987) и в зависимости от генезиса различных частей исследуемой совокупности национальностей в Хакасии было выделено три группы: коренное, пришлое и переселенцы (мигранты).
Коренное население данной территории, веками обитавшее здесь, исторически адаптировавшееся к местным условиям и связавшее свой хозяйственный уклад с природными условиями данной местности.
Пришлое население:
взрослое население из числа местных уроженцев всех поколений и их дети, т.е. группа населения, наиболее тесно связанная с изучаемыми районами, имеющая здесь разветвленные родственные и имущественные связи, адаптировавшаяся к местным условиям и потерявшая связи с районами своего или своих родителей первоначального выхода;
приезжее население из других районов и их дети, если они прожили в районе не менее 10 лет, в результате чего их миграционная подвижность стала такой же, как у местных уроженцев, и несколько ниже, чем в старообжитых районах страны.
Остальное взрослое население из числа переселенцев (мигрантов), прожившее в месте вселения меньше 10 лет, вместе с детьми называется новоселами. Оно не входит в состав постоянных жителей и может называться подвижным. Только обобщенное классифицирование населения, дает возможность отслеживать миграционные процессы и их влияние на экономические и трудовые резервы населения конкретной территории, но не дает точной картины происходящих в ней социальных и демографических процессов.
В отличие от классифицирования населения перепись населения позволяет дать точную характеристику структуры населения, отражая ее национальный состав. В России, по-прежнему распространено мнение, что «национальность» это принадлежность к «своему народу» в смысле этнической общности, национальность является непременным атрибутом любого человека, причем у каждого она единственная и дана с рождения. Однако еще статистика советской поры показала, что реальность намного сложнее. По данным переписи 1989 года, четверть населения жила в семьях со сложным этническим составом, а это — весомая причина распространения двойной этнической идентичности (почти 76% украинцев в России живут в смешанных семьях, в основном — в русско-украинских) [9].
Таким образом, используя материалы последней переписи населения в Хакасии (2002) и материалов собственного комплексного исследования семей (1997) была составлена классификация этнической структуры населения Хакасии (рис 1).
Рис. 1. Классификация этнической структуры населения
Удельный вес этнических групп в республике составил следующую структуру населения: русские - 80,28%; русскоязычные (белорусы, украинцы, поляки, болгары и др.) - 19,72%; хакасы (коренные) - 11,9%; шорцы и коренные малочисленные – 0,19%; прочие (выходцы из стран ближнего и дальнего зарубежья) - 3,05%.
ВЫВОДЫ
Анализ этнической особенности структуры населения Хакасии доказал факт доминирования русского этноса, обусловлено длительным миграционным процессом. В отличие от классифицирования населения перепись населения позволила дать точную характеристику структуры населения, отражая ее национальный состав. На наш взгляд, при проведении научных исследований в различных областях знания немаловажным является использование единого информационного источника, включающего в себя не только общие статистические данные, но и этническую структуру изучаемой группы населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бартольд, В.В. Киргизы // Соч. – М., 1963. – Т.2. – 1. – С. 489.
ГАРХ, ф. Р-21, оп. 1, д. 12, л. 4.
Грумм-Гримайло, Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. – Л., 1926. – Т.2. – С. 858.
Карачаков, Д.М. Индустриальное развитие и формирование кадрового потенциала национальных районов Сибири: исторический опыт и уроки (1961-1965 гг.) / Д.М. Карачаков // ХакНИИЯЛИ. Абакан, 1998. - 184 с.
Кривоногов, В.П. Хакасы. Этнические процессы во второй половине ХХ века: - Абакан, 1997 год. – С. 13.
Кукшкин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология // В.С. Кукушкин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 8 – 9.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1997. c. 914.
Рыбаковский Л.Л.Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М., 1987.
Степанов В.В. Сможет ли перепись посчитать народы? // Живописная Россия, 2002, № 2.
Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20. М.: Наука, 1990. С. 5 - 39.
Библиографическая ссылка
Т.В. Анафьянова
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАКАСИИ
// Социальные и медицинские проблемы Сибири.
URL: http://econf.rae.ru/article/5366 (дата обращения: 30.12.2024).