МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОСТАВЛЕНИЮ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ
Одним из самых совершенных воплощений красоты на нашей земле являются цветы. Веками люди пытались найти объяснение этому чуду, слагали легенды о неземном происхождении цветов, о превращении сказочных существ и богов в прекрасные растения. Да и сами люди нередко творили чудеса, создавая все новые и новые цветы, делая их еще прекраснее и необычнее.
Цветы лучшие посредники в общении между людьми, они сопутствуют нам в течение всей жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание. Люди часто предпочитают пользоваться доверительным и романтическим языком цветов при общении друг с другом.
Внимание к цветам появилось еще в древности, именно тогда начали создаваться первые букеты, венки и украшения из цветов. Все эти цветочные композиции считались непременным атрибутом пиров и торжеств. В Древнем Риме венки из роз надевали на головы гостей, а когда цветы увядали, их заменяли свежими. В Древней Индии настоящим фестивалем цветов был праздник встречи весны. В разных странах существовали особо почитаемые цветы, которым посвящали отдельные торжества.
Аранжировка цветов — особый вид искусства, которому может научиться каждый человек, любящий цветы, растения и, конечно, природу. А также понимающий и ценящий красоту растений, их краски, аромат и ту прекрасную энергию, которую они дарят нам и которая так необходима в нашей жизни.
Флористика очень древняя наука — её история начинается ещё до нашей эры, о чём свидетельствует венок из полевых цветов, найденный на груди мумии Тутанхамона. В Древнем Египте живые цветы, судя по настенным росписям, использовались в религиозных ритуалах. Упоминания об украшении цветами храмов встречаются также в буддийских книгах 735 г. нашей эры. И в Древней Греции, и в Средние века люди использовали растения и цветы для украшения своего жилища. Во времена Средневековья церковь считала использование цветов в светской жизни греховным, поэтому цветы использовались в основном для украшения церковных интерьеров. С течением времени, в эпоху Возрождения, искусство аранжировки снова стало бурно развиваться. В быт богатых людей прочно вошли пышные, многоцветные, красочные букеты в дорогих вазах. Часто в их оформлении использовали искусственные и сухие цветы, бабочек, птиц. Постепенно сложился обычай дарить цветы. В Англии, например, каждая леди должна была владеть основами аранжировки.
В последние годы флористика стала очень широким понятием. К ней относят и аранжировку живыми цветами и высушенными растениями, и гербаризацию, и цветочную живопись, которая не исключает аппликаций, коллажи с использованием цветочного материала, высушенного под прессом вместо красок и многое другое.
Искусство составления букета требует тонкого художественного вкуса и мастерства. В переводе с французского языка слово «букет» означает - «красиво собранная группа цветов». Различное назначение букетов привело к появлению определенных принципов, правил и приемов в аранжировке цветов.
Уходу за цветами и их правильному использованию необходимо учиться, только в этом случае удачную композицию из растений можно приравнять к маленькому произведению искусства. Для этого цветы должны быть удачно подобраны по окраске и форме, а сосуд, в котором они находятся - гармонировать со стоящими в нем растениями.
Необходимо помнить, что, зная некоторые специальные приемы, можно продлить жизнь срезанным цветам, тем самым, продлив жизнь и составленной цветочной композиции.
Как учебный предмет флористика появилась сравнительно недавно, во всяком случае, в нашей стране. Преподавание флористики сопряжено с некоторыми сложностями в основном материально-технического порядка, поскольку для аранжировки требуется достаточно много различных материалов, инструментов, аксессуаров и т.д. Помимо этого необходимо оборудование для демонстрации аранжировки и аппаратура для видео- и фотосъёмки.
Принадлежности флориста достаточно объёмны. Это и различного вида и формы сосуды, различные виды креплений (флористическая губка, металлическая наколка для цветов или киндзан, проволочная сетка), клеевой паяльник, клей, целлофан, различного вида и качества ленты, проволока различного сечения, секатор, ножницы и многое другое, в том числе и самые многообразные аксессуары. В настоящее время многое можно найти в специализированных магазинах, но, к сожалению, не всё.
Самый основной материал флориста – это, конечно же, цветы. В настоящее время очень много магазинов, где можно приобрести различные цветы в любое время года, но они довольно дорого стоят. Поэтому в процессе обучения флористике необходимо рассчитывать время практических и лабораторных занятий таким образом, чтобы оно совпадало с тем временем, когда появляются цветы в садах, в лесах, на полях и т.д. То есть, чтобы растительный материал был более доступен.
Флорист – это не просто творец прекрасного, но и тот, кто любит растительный мир и хочет жить в гармонии с природой. Составление флористических композиций воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок, развивает наблюдательность.
Флористика – это область междисциплинарных знаний, поскольку используются знания в области изобразительного искусства, истории, биологии и ботаники.
При составлении флористических композиций необходимо опираться на законы и принципы изобразительного искусства. Например, составляя композицию, флорист должен позаботиться о физическом и зрительном равновесии. Необходимо убедиться, устойчив букет или нет, а для этого надо хорошо знать законы аранжировки, виды и размеры используемых материалов, способы их установки в разных контейнерах.
Составляя композицию необходимо соблюдать пропорции, то есть композиция должна быть соразмерной. Для этого важно, чтобы соблюдалось соотношение между размером сосуда и высотой растений.
Важное значение имеет фон, на котором будет установлена композиция. Это может быть фактура стен (пёстрые обои – плохой фон для многоцветного букета, также как и белый или кремовый цвет стен для букета в светлых тонах), а также стиль помещения (абстрактная или помпезная композиция не подойдёт к комнате в деревенском стиле).
Поскольку растения имеют разную текстуру, то это даёт возможность избежать однообразия, добиться необычных эффектов. Например, сочетание блестящий цветок выглядит более ярким на фоне матовой зелени и наоборот, используя глянцевую зелень можно добиться необыкновенного эффекта сияния и искристости композиции.
Важным моментом в составлении композиции является её динамичность. Её можно достичь разными способами: использовать изогнутые стебли растений, поместить цветы внутри массы зелени или на её фоне, подобрать зелень и цветы разного размера и поместить их на разных уровнях, использовать цветы на разных стадиях развития, то есть бутоны, полураспустившиеся и полностью распустившиеся цветы и т.д.
Цветовая гамма – это едва ли не первое, на что обращает внимание зритель, и зачастую успех или неудача композиции часто объясняются именно умением или неумением флориста правильно сочетать цвета и оттенки. Хотя некоторые правила использования цвета весьма сомнительны. Цвет – по большому счёту, дело вкуса. Однако профессиональные флористы, участвующие в выставках и на конкурсах должны свято соблюдать эти правила. В их основе лежит цветовой круг, состоящий из чистых цветов. Существует три основных способа гармоничного сочетания этих цветов:
Самый смелый – сочетание контрастных цветов, расположенных в цветовом круге против друг друга;
Самый спокойный – сочетание похожих цветов, расположенных на круге по соседству;
Самый изысканный – использование разных оттенков одного цвета.
Всему этому необходимо учиться, причём практически. Мало знать теорию, необходимо изучать технологию обработки растений, их подготовку к аранжировке, знать приёмы восстановления свежести срезанных цветов и уметь применять их. Практическое применение зачастую вызывает у студентов затруднения: то губка не поддаётся, то не рассчитали длину цветов, то сосуд не тот подобрали и т.д. То есть, прежде чем, профессионально составить композицию из цветов, необходимо изрядно потренироваться. Опять возникает вопрос материального порядка. Тренироваться на купленных цветах слишком дорогое удовольствие. Но как быть в этом случае?
Мы выходим из этого положения таким образом: собираем полевые и садовые цветы и различную зелень, успевшую расцвести к тому времени. Это и одуванчики, и нарциссы, и колокольчики, и тюльпаны и много других растений. При этом получаются довольно симпатичные композиции, выполненные с использованием различных, находящихся под рукой материалов.
Аранжировки из сухих цветов – это один из видов флористики, которому необходимо уделить особое внимание. Композициями из сухоцветов издавна украшали дом. В 19 веке их размещали на фортепиано, буфетах, каминах, различных полках и т.д. В начале 20 века интерес к ним заметно ослабел, потому что жёсткие и зачастую пыльные букеты стали восприниматься как символ вышедшей из моды викторианской эпохи.
С тех пор всё изменилось. В наши дни в цветочных магазинах представлен достаточно широкий выбор разнообразных сухих и законсервированных растений. Помимо этого достаточно литературы, где даются рекомендации по засушиванию и консервации растений для аранжировок.
Для того, чтобы у студентов была возможность заготовить сухие и законсервированные растения для практических и лабораторных занятий, необходимо последние лекции в конце весеннего семестра посвятить способам засушки и консервации растительного материала, чтобы, пока летнее изобилие цветов и растений закончится у студентов был уже собран целый арсенал разнообразных засушенных материалов для объёмных, полуобъёмных, плоских композиций, коллажей и картин.
Первые лекции в осеннем семестре посвящены технологии подготовки засушенных растений к аранжировке, принципам и законам составления объёмных, полуобъёмных и плоских композиций, картин, коллажей, аппликаций и т.д. На практических и лабораторных занятиях студенты практикуются в составлении композиций, а на экзамен представляют картину или коллаж из сухих цветов.
Следует отметить, что практически каждое занятие по «Флористике» требует от студентов домашней самостоятельной работы. Например, по заготовке растений, их высушиванию и консервации, подготовки или изготовления сосудов, аксессуаров и т.д. Самостоятельные занятия вырабатывают у студентов навыки использования тех или иных материалов, растений, аксессуаров; умения подбирать материалы для аранжировки, составлять эскизы; развивают воображение и эстетический вкус. Другими словами, способствуют формированию и развитию профессиональных дизайнерских умений и навыков.
4
Библиографическая ссылка
МУРОМЦЕВА О.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОСТАВЛЕНИЮ ФЛОРИСТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5431 (дата обращения: 23.12.2024).