В последнее время всё чаще говорят о половом воспитании, а точнее, о его запрете в стенах образовательных учреждений. Звучат эти слова запрета из уст самых разных людей: от служителей церкви, от профессоров педагогики, от учителей, от родителей и т.д. Достаточно ввести в поисковой системе Яндекс, например, «половое воспитание» и вы найдёте массу статей, которые говорят исключительно о половом или сексуальном просвещении детей, но никак не о воспитании. Учат родителей, как говорить с детьми об «этом», не понимая зачастую, что суть полового воспитания совсем не в этом.
Так в чем же суть полового воспитания? Когда говорят о его запрете, подразумевают, что в процессе полового воспитания необходимо рассказывать детям и обучать их тому, как вести половую жизнь. Такое однобокое определение и дает тот резонанс в обществе, когда пытаются анализировать результаты недостаточного полового воспитания или его полное отсутствие.
Что же все-таки является половым воспитанием? Издавна было заведено в семье обучать детей той роли, которую он должен исполнять на протяжении всей своей жизни соответственно своему полу. Девочек учили тем женским ролям, которые ей предстояло играть всю свою жизнь: вести хозяйство, уметь готовить, печь хлеб и пироги, рукодельничать, нянчить детей, выращивать овощи и фрукты и т.д. Само собой разумеется, в этом огромную роль играли мать, бабушка, старшие сёстры, тётки и другие родственники по женской линии. Мальчиков обучали соответственно, но никто из взрослых не учил детей, как удовлетворять свои сексуальные желания, которые неизбежно возникают в подростковом возрасте по понятным причинам. Взаимоотношения с противоположным полом развивались естественным образом и вопросы к старшим, более мудрым родственникам возникали в период подготовки вступления в брак.
Конечно, многие сексопатологи и иже с ними могут возразить, что в то время было особенно много сексуальных, психологических проблем, связанных с вопросами секса в молодой семье, но это не совсем так. Нельзя сказать, что люди в то время были неграмотными в вопросах секса. Существовало множество способов просветиться в этих вопросах. Институт семьи имел в те далекие времена огромную силу. Семьи в своём большинстве были крепкими, многочисленными и самое главное – полными.
В наше время всё перечисленное практически отсутствует. Семьи в большинстве своем неполные, однополые, то есть в них отсутствует, как правило, мужская половина. Возникает вопрос о том, что же будет с мальчиком, который вырос в такой семье, который своего отца не видел вообще, или тот не участвует в его воспитании, так как не сумел мирно договориться со своей женой во время развода или что-то в этом роде. Преобладание феминных черт в психологическом портрете личности такого ребенка практически стопроцентное. Окружение женщин дома, в детском саду (разве можно найти хоть одного воспитателя детского сада мужского рода?), в школе (благодаря «щедрости» руководства нашей страны учитель-мужчина, даже при сильном тяготении к учительской профессии вынужден менять вид деятельности и идти работать в те структуры, где хорошо платят, чтобы иметь возможность прокормить свою семью) не дает возможности мальчику научиться той мужской роли, которую он должен исполнять до конца своей жизни. Как ведет себя мужчина в семье, что он обязан делать, какова его роль в различных семейных ситуациях – этому мальчик учится исподволь в семье от отца, или, в крайнем случае, в силу определенных обстоятельств, от дедушки или старшего брата, выросшего с отцом.
А что же говорить о детях – воспитанниках детских домов и школ интернатов? Всё те же проблемы, но усугубленные сиротством. В результате такого воспитания дети - выпускники детских домов имеют серьезные проблемы с полоролевой идентификацией и социализацией. Им не знакома ни роль отца, ни роль матери, как и роли мужа и жены. Муж в понимании выпускницы детского дома зачастую только половой партнер, и только с точки зрения удовлетворения сексуальных потребностей на законных основаниях. Многие выпускники детских домов имеют очень серьезные проблемы половой социализации, полоролевой идентификации всю жизнь. Как правило, это неудавшаяся личная жизнь, отсутствие семьи и многие другие, вытекающие отсюда проблемы.
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое – потому что обусловлено генными структурами, а социальное – так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть.
Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.
Полоролевая социализация – неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.
Половая идентификация – это отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Половое воспитание, с нашей точки зрения, можно определить, как воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному из полов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит: у девочек – феминного, у мальчиков – маскулинного.
Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации, является одной из важнейших проблем социальной педагогики, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.
Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретёт все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с младенческого и дошкольного возраста.
Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направлены на укрепление семьи.
Главное в половом воспитании – это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания. И важнейшие задачи полового воспитания – формировать в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
В условиях детского дома существенную роль в процессе полового воспитания играют педагоги, а также – группа сверстников. От социальных ожиданий педагогов и группы сверстников – основных референтных для детей-сирот групп – от содержания эталонов полового поведения многое зависит в формировании истинно ценных качеств мужественности и женственности. Отрицательно сказывается на воспитании мужественности у мальчиков и женственности у девочек повсеместная феминизация воспитания в детском доме и начальной школе. Как правило, женщины-педагоги исходят из своих фемининных ценностей и не учитывают интересы мальчиков и их психические особенности. Естественно, что мальчики в меньшей степени, чем девочки, следуют этим фемининным ценностям. Они чаще получают отрицательные оценки как от педагога, так и от сверстников. Такая феминизация небезразлична и для развития женственности у девочек.
Важной и мало разработанной проблемой является выявление роли сверстников в процессе полоролевой социализации, особенно в дошкольном возрасте. В раннем возрасте дети не проявляют яркого интереса к предметам, пассивны в своей предметно-манипулятивной деятельности и, как правило, не привлекают к ней взрослых. При виде новых игрушек они чаще всего испытывают страх и желание спрятаться от новых непонятных впечатлений. Значительно позже своих семейных сверстников они начинают реагировать на положительные и отрицательные воздействия взрослого, они не чувствительны к оттенкам отношений взрослого и проявляют своеобразную эмоциональную глухоту.Дети в домах ребенка слабо различают порицания и поощрения взрослого и почти не реагируют на них. Такая нечувствительность к оценке приводит к существенной задержке в предметных действиях и в развитии речи, поскольку и то, и другое связано с ориентацией на взрослого как на образец и способностью менять свои действия под влиянием его замечаний.
Еще большие различия наблюдаются между детьми из семьи и из детского дома в дошкольном возрасте. Прежде всего существенно различается уровень общения ребенка со взрослым. Позволим себе напомнить, что при нормальном развитии ребенка на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) сменяются три формы общения, для каждой из которых характерно свое содержание коммуникативной потребности и свои мотивы. В младшем дошкольном возрасте ведущей выступает ситуативно-деловая форма общения, когда доминируют деловые мотивы общения и потребность в сотрудничестве со взрослым. К 4-5 годам складывается внеситуативно-познавательное общение, когда взрослый становится источником новых знаний и на первый план выходят познавательные мотивы общения, а вместе с ними - потребность в уважении и положительной оценке взрослого. К концу дошкольного возраста возникает внеситуативно-личностная форма общения, когда появляется стремление к сопереживанию и взаимопониманию, и взрослый начинает выступать не только как партнер по игре или источник информации, но и как носитель социальных и индивидуальных качеств.
Дошкольники, воспитывающиеся в детских домах, как правило, не способны к внеситуативно-познавательному, а тем более личностному общению со взрослым, хотя потребность в общении с ним выражена у них даже более ярко, чем у семейных детей. Но эта потребность ограничена стремлением к физическому контакту со взрослым, к его вниманию и доброжелательности, что при нормальном развитии характерно для младенцев первого полугодия. Гораздо предпочтительнее любых разговоров и любой совместной деятельности остается для них непосредственный физический контакт: даже 5-6-летние дети стремятся забраться на колени взрослого, обнять его, взять за руку и пр. Потребность в эмоциональном, ситуативно-личностном общении, оставшаяся неудовлетворенной в младенческом возрасте, продолжает оставаться главной даже у старших дошкольников.
Отсутствие долгое время у нас дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных» существ. У мальчиков не воспитывались такие качества мужественности, как эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам женского пола. А у девочек – качества женственности: мягкость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному урегулированию конфликтов. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей. «Бесполость» воспитания способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и часто перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты.
У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни. Дефицит научно обоснованного полового воспитания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Как признает ряд авторов, причиной этого является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семейные обязанности. Перечисленные выше проблемы ещё раз говорят о том, что вопросам полового воспитания должно уделяться более пристальное внимание во всех образовательных структурах.
5
Библиографическая ссылка
Муромцева О.В. ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5432 (дата обращения: 23.12.2024).