«Нравственное воспитание детей в условиях современной школы искусств»
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста преподавателя Жумаевой Елены Сергеевны в МОУДОД «ДШИ № 23 имени В.В. Ковалева» г. Саратова.
Нравственное воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших элементов современной системы образования.
В последнее время в области образования государственная политика нацелена на преобразование содержания и структуры системы воспитания на основе современного опыта и традиций отечественной культуры. Это в свою очередь выдвигает задачи и перед системой, сложившейся в современной образовательной среде дополнительного образования детей, в качестве основных приоритетов которой выступают не только развитие творческих способностей обучающегося, личностно- ориентированное взаимодействие учащегося и преподавателя, но и забота о его эмоциональном благополучии, поддержка и развитие индивидуальности.
Особенность дошкольного возраста заключается в становлении базовых свойств личности: самооценки, нравственных ценностей и установок.
В последнее время дети больше времени проводят у телевизора, за компьютером, что приводит к дефициту общения, следствием которого, становится слабое духовное развитие, нежелание слушать и слышать. В связи с этим обучение в современной школе искусств должно стать универсальным способом общения через искусство. Учитывая специфику детской школы искусств (ее многопрофильность) и снижение возраста начала школьного обучения, с 2000 года в нашей школе плодотворно функционирует отделение «Раннее эстетическое развитие» для детей от 2-х до 7-ми лет. Это целостное образовательное пространство. Целостное – значит интегрированное, комплексное, создающее возможности для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
В учебный план деятельности отделения для детей 5-ти и 6-ти летнего возраста введен предмет «Этика» или «Нравственно – этические беседы». Программа призвана помочь ребенку понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим, научить детей осознанно воспринимать свои эмоции и переживания, обучать детей этически ценным формам и способам поведения в обществе. Данная программа включает в себя беседы для внеситуативно - познавательного и личностного общения, которые направлены на развитие социальной компетенции, опирающиеся на личный опыт ребенка, в результате которых происходит обогащение детей знаниями об окружающем мире, нравственное развитие. Большое значение в этом возрасте для усвоения этических норм имеет игра. Поэтому наряду с беседами в тематическом плане программы присутствуют игры – путешествия – прекрасное средство для развития у ребенка воображения, памяти, образности мышления. Методической особенностью данной программы являются уроки, которые направлены на семейное воспитание «Счастье семьи», где через сказки, притчи рассматриваются такие темы как: роль отца и матери в семье, наши родители, братья и сестры, старшие и младшие и т.д. Этот раздел программы освещает этические нормы и традиции семейного уклада, улучшает взаимоотношения в семье.
К концу обучения по данной программе, учащиеся умеют строить отношения с другими людьми, уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, разрешают, предложенные преподавателем ситуации, владеют определенными коммуникативными навыками, имеют представление о социально принятых правилах поведения, за которыми скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений.
Таким образом, нравственное воспитание в условиях современной системы дополнительного образования детей – это не только развитие в детях уверенности в себе, развитие социальной компетенции детей, но и формирование оптимистической жизненной установки, обогащающей социальный опыт каждого участника образовательного процесса высокими образцами и достижениями культуры и искусства.
Библиографическая ссылка
Жумаева Елена Сергеевна Нравственное воспитание детей в условиях современной школы искусств // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5447 (дата обращения: 23.11.2024).