Заочные электронные конференции
 
     
К вопросу о получении необходимых практических навыков на предприятиях студентами старших курсов российских ВУЗов
Ксенофонтова Т.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

К вопросу о получении необходимых практических навыков на предприятиях студентами старших курсов российских ВУЗов

Ксенофонтова Т.Ю.

Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-экономический Университет

Санкт-Петербург, Россия

Продолжая тему качества подготовки молодых специалистов, необходимо отметить, что около 25% опрошенных работодателей (руководителей предприятий) отмечают отстава­ние уровня подготовки выпускников российских ВУЗов от требований рыночной эконо­мики. До кризиса большинство студентов очной формы обучения в свободное от учебы время устраи­вались на постоянную или временную работу. Сегодня же, в период сокраще­ния штатных расписаний производственных предприятий, нам представляется рациональ­ным перестроить учебный процесс в ВУЗах таким образом, чтобы уже на последних курсах обучения студент имел возможность пройти продолжительную по времени производствен­ную подготовку на предприятии. В крупных городах для студентов старших курсов ВУЗов существует для этого реальная возможность.

Рассмотрим возможность для студентов экономических специальностей. На всех произ­водственных предприятиях страны в феврале-марте в экономических отделах наступает пе­риод «острой нехватки рабочих рук» в связи с подготовкой и сдачей годовой финансовой от­четности в налоговые органы, пенсионные фонды, фонды социального страхования и отделы статистики. По причине кризисной ситуации в стране после сокращения кадрового состава руководство практически каждого предприятия готово пригласить студента старших курсов, который без оплаты будет исполнять определенные обязанности помощника экономиста, бухгалтера без оплаты. В случае, если в программу учебного процесса будет введено обяза­тельное прохождение такой практики в течение одного месяца в феврале – марте (период сдачи годовой отчетности) и одного месяца в июле (период сдачи полугодовой отчетности), студенты 3-5 курсов будут получать практические, наряду с академическими, знания произ­водственного делопроизводства. В связи с полной компьютеризацией решения экономиче­ских задач в большинстве российских предприятий с формированием многих видов отчетов студенты 3-5 курсов обычно справляются без труда и имеют возможность при оформлении необходимых доверенностей сдавать эти отчеты в соответствующие органы, приобретая при этом также опыт согласования документооборота с этими государственными структу­рами.

Для студентов гуманитарных специальностей одной из самых распространенных долж­ностей в сфере оптово-розничной торговли сегодня является торговый представитель мер­чандайзер. На эти должности работодатели с большой вероятностью пригласят в помощь своим постоянным сотрудникам студентов старших курсов гуманитарных факультетов, т.к. у них развита одна из наиболее важных в этой должности компетенций - коммуникабель­ность. При определенных трудозатратах старшекурсники, получившие положительный практиче­ский опыт и трудоустроившиеся на эти должности после окончания ВУЗа уже че­рез 3-4 ме­сяца могут получать достойную заработную плату.

Спрос на практикантов юридических факультетов сегодня невысок, т.к. за последние 5 лет этот рынок труда перенасытился. Однако работодатели все же могут предло­жить сту­денту практику на должности помощника юриста, нотариуса (получение выписок их ар­хи­вов судов; составление исковых заявлений по отработанным судебной практикой шабло­нам; формирование папок наследственных дел и т.п.) с перспективой набраться опыта и занять в будущем должность юриста. Ярко наблюдается тенденция специализации в юри­дической сфере: в связи с национальными проектами в области сельского хозяйства воз­никла острая потребность в юристах в сфере земельных отношений и сельского хозяйства, в связи с рос­том рынка недвижимости требуются специалисты с опытом работы в данной сфере.

Для студентов инженерных и других технических специальностей для усиления взаимо­дей­ствия промышленных предприятий с ВУЗами, организации обратной связи от промыш­лен­ности к образовательным учреждениям должны быть использованы следующие меры: орга­низация ВУЗами и предприятиями промышленности совместных научно-образователь­ных комплексов, баз производственных практик; привлечение ведущих специалистов-прак­тиков промышленности к проведению учебного процесса в ВУЗах; создание системы содействия трудоустройству выпускников; организация вузовских и меж­вузовских баз данных с информацией о предлагаемых предприятиями отрасли рабочих мес­тах.

Немаловажным сегодня представляется и получение в ходе обучения второй дополнительной специальности. Так, результаты социологических исследований выявляют следующие наиболее перспектив­ные сочетания специальностей по критерию: "основная - вторая", например: экономист-юрист; бухгалтер-программист; финансист-юрист; геофизик-программист; хирург-рентгено­лог; юрист-маркетолог, инженер-технолог; инженер-механик; инженер-экономист; менед­жер-аудитори учитель русского языка и литературы-учитель культурологии; учитель биологии-учитель психологии т.п. Есть уверенность, что резервы у российских высших учебных заведений для такой подготовки сегодня имеются.

Библиографическая ссылка

Ксенофонтова Т.Ю. К вопросу о получении необходимых практических навыков на предприятиях студентами старших курсов российских ВУЗов // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5472 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат