Тренировочные занятия в системе работы над лексическими понятиями и отношениями в начальной школе
Система работы над лексическими понятиями и отношениями в начальной школе строится с учетом дидактических идей развивающего обучения, теории речевой деятельности, современного лингвистического подхода к лексикологическим явлениям.
В соответствии с программой и целями обучения на каждом этапе (подготовительном, этапе углубления знаний и умений и этапе систематизации знаний и умений) проводятся ознакомительные, закрепительно-повторительные, обобщающие и проверочные занятия.
Ознакомительныезанятия призваны раскрыть сущность каждого из изучаемых явлений, пути их появления в языке, показать систему изучаемых лексических понятий, сформировать у школьников умение обнаруживать их в тексте, дать им лексикологическую характеристику, умение употреблять это лексическое явление в собственной речи и пользоваться соответствующими словарями.
Учащиеся знакомятся с понятиями в определенном порядке: значение слова, однозначные и многозначные слова, слова-синонимы и слова-антонимы, синонимические ряды и антонимические пары, фразеологические синонимы и антонимы, синонимические ряды к антонимической паре, антонимические пары синонимических рядов, тематические ряды синонимов и антонимов, синонимы и антонимы многозначных слов.
На каждом этапе обучения после ознакомительных занятий проводятся тренировочные, на которых работают над изучаемыми лексическими понятиями. Большая часть этих занятий взаимосвязана с основной темой урока русского языка. Ведущей деятельностью при закреплении представлений и понятий является выполнение упражнений. Нами использовались упражнения следующих типов: лексические, лексико-семантические, лексико-орфографические, лексико-грамматические и речевые [1; 3; 4]. В их задачи входило: 1) нахождение изучаемого явления в контексте; 2) выбор изучаемых явлений из словарей; 3) подбор примеров по памяти; 4) определение классификационной группы изучаемого явления; 5) группировка изучаемых явлений по указанным основаниям; 6) определение функции изучаемого явления в тексте; 7) составление контекстов с включением изучаемых явлений; 8) лингвистический эксперимент по словообразованию; 9) составление собственных задач и упражнений типа лингвистического эксперимента по данным образцам и без них, а также на основе собственного творчества; 10) составление учащимися собственных словариков.
Так, собственно лексические упражнения направлены на освоение лексических понятий (синонимов, антонимов, многозначных слов). Например:
Упражнение 1.
«Найдите в текстах синонимы или антонимы» [2, 122].
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
(С.Михалков)
От дома начинается,
У дома кончается.
(Дорога)
Выполняя лексико-семантические упражнения, учащиеся выясняют семантику лексических единиц, раскрывают их сущность и отличительные признаки [4, 31]. Упражнения этого вида прежде всего нацелены на осознание лексического значения слова. Например:
Упражнение 2.
Дрожать
трястись
трепетать
«Скажите, какие из этих слов обозначают дрожь от холода, какие – от страха?» [2, 3]).
Упражнение 3.
Быстро - медленно
«Как летают птицы? Как ползает черепаха? Составьте предложение, употребив в нем антонимическую пару быстро – медленно» [2, 6]).
Упражнение 4.
Мир – война
Мир – ссора
«Объясните разницу в значениях слова «мир» в первом случае, то есть в паре с «войной», и во втором случае – в паре со «ссорой». Составьте предложения с этими словами» [2, 74].
При выполнении такого рода упражнений используются различные словари (толковые, синонимов, антонимов).
Лексико-стилистические упражнения способствуют выработке у учащихся умения правильно употреблять синонимы и антонимы в речи в зависимости от характера и цели высказывания. Понимание стилистических функций слов расширяет словарный запас школьников. Например:
Упражнение 5.
Иностранный
заграничный
зарубежный
чужеземный
заморский
«Какие из этих слов могут встретиться в народных сказках? Какие – в современной газете? Составьте словосочетания с каждым из слов» [2, 35].
Упражнение 6.
Прежде Теперь
раньше ныне
ранее нынче
в былые времена сейчас
в настоящее время
«Образуйте пары антонимов. Какие из слов устаревшие или употребляются только в разговорном стиле?» [2, 97].
Лексико-грамматические упражнения направлены на выявление и установление связей между лексикой и грамматикой. Например:
Упражнение 7.
Быстро - медленно
«Составьте семейства слов, например: быстрый, быстро, быстрее, быстрота, быстрина (в реке), Быстрица (название реки) и пр.». [2, 68].
Лексико-орфографические упражнения непосредственно связаны с лексико-грамматическими. Эти упражнения предполагают и усвоение грамматических знаний, и закрепление лексических понятий синонимии, антонимии, многозначности, а также направлены на формирование лексических умений, активизацию словаря учащихся [4, 42]. Например:
Упражнение 8.
Разговорчивый не –
словоохотливый не –
болтливый не –
говорливый не –
«Образуйте пары слов с противоположными значениями, добавляя к словам отрицание «не-» (пишется в таких случаях слитно).
Составьте предложения со словами из первого столбика, затем измените предложения, вводя в них слова из второго столбика» [2, 87].
При выполнении практически всех типов упражнений ставится задача развития речи учащихся через включение слов в контекст. В ходе этого реализуется функциональный аспект изучения синонимических и антонимических отношений.
Литература
Баранов, М.Т. О работе по лексике в IV классе / М.Т.Баранов // Русский язык в школе. – 1970. - № 6. – С. 35 – 40
Львов, М.Р. Словарик синонимов и антонимов / М.Р. Львов. - М.: Изд-во «Вентана-граф», 1995. – 144 с.
Мызина, В.Н. Преемственность и перспективность при изучении лексики в 4 классе / В.Н. Мызина // Повышение эффективности обучения русскому языку. - М.: ННИ школ, 1973. - С. 57 – 66
Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: пособие для учителей / А.В. Прудникова. - М.: Просвещение, 1979. – 144 с.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Н.В. Тренировочные занятия в системе работы над лексическими понятиями и отношениями в начальной школе // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5483 (дата обращения: 22.01.2025).