Заочные электронные конференции
 
     
СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В ЗАБАЙКАЛЬЕ
Кондакова Н.С.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Кондакова Н.С.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В ЗАБАЙКАЛЬЕ

«Свидетели Иеговы» принадлежат к одной из ветвей христианства. Они распространены во многих странах мира, в большинстве стран это зарегистрированные, открыто действующие организации, однако в Китае, Саудовской Аравии и некоторых мусульманских странах, где за христианские проповеди миссионерам грозит смертная казнь, организация действует нелегально. По всему миру около 6,5 млн. человек являются активными последователями «Свидетелей Иеговы» и 10 млн. человек так называемых «сочувствующих», которые не являются последователями, но посещают Конгрессы.

История «Свидетелей Иеговы» в России по-своему уникальна и поучительна. Появившись в Российской империи в 1874 г., они действовали легально как зарегистрированная религиозная организация лишь в течение нескольких последних лет, с 1991 г. Они подвергались жестоким гонениям за верность своим религиозным убеждениям более 100 лет в Царской России, и в СССР. И хотя «Свидетели Иеговы» никогда не участвовали в политике, власти преследовали их как политических противников.

Первым известным «Свидетелем Иеговы» в Российской империи был Семион Козлицкий. В 1874 г. он вернулся из Америки в Россию, став в США последователем Исследователей Библии (так тогда именовались «Свидетели Иеговы»). Он был сослан в Западную Сибирь за проповедь учения Исследователей Библии и из-за конфликта на этой почве с церковными властями. До самой смерти Семион Козлицкий был верен своим убеждениям. Еще один из последователей и друг Семиона – Чарльз Расселл. Он дважды посещал Российскую империю. В 1891 г. он был в Одессе, где у него состоялась важная встреча с единоверцами.

В нашей стране официально «Свидетели Иеговы» появились в СССР в 1939-40-х гг. при присоединении Западной Украины, Западной Белоруссии, Буковины и Бессарабии. Советская идеология боролось с религиозными взглядами, и «Свидетели Иеговы» не стали исключением. Деятельность этой общины преследовалась, им предлагали отказаться от своего учения, но «Свидетели Иеговы» сохранили веру. В советское время многие подверглись репрессии и депортации, условия, в которых перемещались и проживали репрессированные, были далеко не лучшими. «Свидетели Иеговы» также стали жертвами того времени, их арестовывали, ссылали в различные регионы Сибири.

Первые последователи и организаторы были сосланы в Читинскую область. Спустя некоторое время были выселены и семьи ранее арестованных руководителей и рядовых участников организации. Выселение проводилось в Курганскую, Тюменскую, Томскую, Читинскую области и Республику Бурятия.

В 1954-1955 годах в Балей на спецпоселение прибыли отбывшие наказание активные члены Общества Свидетелей Иеговы Шобе, Кябуру, Маркитан, Бурдужа. Василий Прокопьевич Бурдужа во время нахождения на спецпоселении создал кружок в селе Чалдонка, проводил собрания, поддерживал связь с Адамом и использовал и распространял религиозную литературу. Именно Василий Прокопьевич в 1955 году, воссоздал и оживил движение Свидетели Иеговы, он распространял его в другие населенные пункты, выезжая под разными предлогами в Читу, Дарасун, на ст. Новая, в п.Фатимовка и п.Чалдонка. В это время было объединено 15 кружков с общим числом членов до 100 человек. Литература по-прежнему подпольно распространялась среди верующих организации, активно вовлекались новые последователи из местного населения.

В 1956 году вновь была налажена связь со «Стрефой», происходил обмен: из Балея в продуктовых посылках отсылались деньги и отчеты, а назад поступала литература и директивные указания. В это же время тайно создали Школу теократического изучения, которая была призвана готовить проповедников, просуществовала она 10 месяцев. Действовал специальный комитет для организационной деятельности. Руководителем был Буруджа Василий Прокопьевич, за финансы и практической работу отвечал – Кябуру Фома Леонидович, организационной пропагандой занимался – Болога Григорий Андреевич.

Что же касается общины в Чите, то в ноябре 1955 года Доду Григорий Евгеньевич установил связь с Балеем и организовал первый кружок, отчитывался в своей работе перед Комитетом, хранил печатную и рукописную литературу.

Деятельность организации и ее филиалов была прекращена в 1958 году, а руководители были наказаны. Но, тем не менее, рядовые члены Свидетелей Иеговы не преследовались, жили они на спецпоселении, работали, многие породнились. Путь к руководящим должностям и престижной работе для них был закрыт, препятствием была вера, только отрекшись от нее, они могли занять достойное положение в обществе. Как говорят сами Свидетели Иеговы они никогда не испытывали злобы и сегодня даже сохраняют хорошие отношения с бывшими «врагами».

Основная масса «молдаван» спецпоселенцев была освобождена в 1965 году по Указу президиума Верховного Совета СССР от 30.09.1965, с них была взята подписка о том, что они не вернутся на прежнее место жительства и о запрещении «хлопотать» о конфискованном имуществе. Часть уехала, некоторые остались в Забайкалье.

В 1999 году организация Свидетелей Иеговы провела в Чите конфе­ренцию, посвященную 50-летию депортации, где вспоминалась история ссылки, куда приехали и те, кто на себе испытал религиозные гонения и по­томки тех, кого уже нет, и представители Свидетелей Иеговы из главного центра в России – Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день Свидетели Иеговы являются действующей организацией, прошедшей перерегистрацию. На данный момент в Чите существует три собрания Свидетелей Иеговы: два в Центре и одно на КСК, они объединяют около 250 верующих. Недавно организапция завершила строительство Зала Царства. Основной формой общения различных общин выступают проводимые раз в полгода конгрессы. На них каждый раз проходит крещение новых верующих, хотя, как подчеркивают последователи в Читинской области существует потребность в возвещателях Царства. Последний конгресс в Чите состоялся в феврале 2010 г. – конгресс, посвященный гонениям на «Свидетелей Иеговы», тема: «Оставшееся время сократилось». Он проходил 3 раза в течение 3-х недель, т.к. площадь помещения «Царство Иеговы» не вмещает такого количества верующих. На конгрессе были свидетели из разных районов и городов: из Ясногорска, Балея, Иркутска, Улан-Удэ.

Библиографическая ссылка

Кондакова Н.С. СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В ЗАБАЙКАЛЬЕ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5507 (дата обращения: 02.05.2024).



Сертификат Получить сертификат