Заочные электронные конференции
 
     
Проектная деятельность студентов в современном образовании.
Искорнева Л.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Искорнева Л.В.,

преподаватель математики и информатики

ФГОУ СПО «Канский политехнический колледж»

Г. Канск, Россия

Умение студентов самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и преподавателю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).

Как показывает опыт, проектная деятельность в первую очередь повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. Современные студенты хотят чётко знать, зачем им нужно то или иное знание, что оно даёт, где пригодится. Многие студенты имеют доступ к информации через Интернет, поэтому им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию преподавателя. В ходе проектной деятельности студенты не просто приобретают знания, но и учатся самостоятельно делать это. Это очень важно, т.к. быстро устаревающие знания, делают заучивание определённого объёма информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит этому нужно учиться.

Проекты могут выполняться индивидуально, парно или в группах и должны быть реализованы в течение определённого отрезка времени.

Можно выделить несколько видов проектов, в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности.

Первый вид - исполнительский проект (проект выполняется при непосредственном руководстве преподавателя, студенты последовательно следуют рекомендациям наставника о порядке действий). Такие проекты целесообразны на начальном этапе проектного обучения. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной, из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством преподавателя.

Второй вид – конструктивный проект. Этот вид возможен, когда студенты способны, обсудив с преподавателем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.

Третий вид – творческий проект. Студенты сами выдвигают идею, разрабатывают план и реализуют его, создав реальный, новый продукт.

Можно выделить три основных стадии работы над проектом:

    • организация деятельности (постановка проблемы; выбор темы; определение цели, задач, способов сбора и анализа информации; выбор формы отчёта; распределение обязанностей, если проект групповой);

    • осуществление деятельности (сбор информации, решение промежуточных задач, выполнение проекта, формулирование вывода);

    • представление результатов деятельности и её оценка.

Формы представления проекта определяются его темой, целью, содержанием, замыслом автора и поэтому могут быть:

  • устные (доклад, обзор, отчёт, сообщение, социологический опрос, сравнительный анализ);

  • письменные (брошюра, публикация, отчёт, реферат, учебное пособие, подборка задач, сборник);

  • наглядно – образные (видеофильм, презентация, макет, выставка, деловая игра, коллекция, плакат, оформление кабинета, стенгазета, чертёж).

Разумеется, могут быть и другие формы представления результатов.

На последнем этапе проектирования студент и преподаватель анализируют и оценивают результаты деятельности. Первый результат скрыт – это эффект от включения студента в самостоятельное «добывание знаний» и их применение: формирование личностных качеств, мотивация, самооценка, результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остаётся вне сферы внимания преподавателя, и к оценке предъявляется лишь сам проект. Вторая так называемая видимая часть результата - применение освоенной информации в деятельности для достижения поставленной цели. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одногруппники и сам проектант. Групповые проекты также могут быть оценены индивидуально, так как вклад каждого может быть различным. Особое внимание следует уделять оценке собственной работы самими студентами (рефлексии).

Таким образом, применение метода проектов как ведущего в образовании способствует реализации дидактических функций:

  1. образовательной функции

    • знакомство студентов с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

    • формирование набора базовых сквозных компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность (языковую, компьютерную, информационную, правовую, экологическую и др.);

  1. воспитательной функции, то есть использование метода проектов в обучении школьников состоит в развитии личностных качеств:

    • деловитости,

    • предприимчивости,

    • ответственности,

    • выработки навыков разумного риска и др.

  1. развивающей функции, то естьиспользование метода проектов в обучении состоит в том, что студенты осознают возможности применения абстрактных знаний и умений для анализа и решения практических задач, создаются условия для формирования и развития у обучающихся творческих способностей.

Для чего это нужно преподавателям:

  1. Всё это мы и так выполняем, но необходимо обязательно презентовать свою работу.

  2. Желание педагога способствовать развитию самостоятельности студента.

  3. Предпочтение педагогом формы воспитания, суть которой – сотрудничество.

  4. Расширение собственного кругозора преподавателя.

Библиографическая ссылка

Искорнева Л.В. Проектная деятельность студентов в современном образовании. // ІІІ Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция с международным участием "ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ" .
URL: http://econf.rae.ru/article/5535 (дата обращения: 23.04.2024).



Сертификат Получить сертификат