Оренбургский государственный педагогический университет
Оренбургская область, Россия
СЕТЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
Интеграция в мировое сообщество, глобальные процессы развития поликультурной информационной среды, ставят перед российской системой образования новую цель – «формирование единого мирового образовательного пространства при непременном сохранении и поддержке национальных особенностей и приоритетов» [5, с.11]. Архиважным становится использование педагогических технологий, нацеленных, с одной стороны, на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, с другой стороны, на формирование патриотически-ориентированной личности, то есть личности, направленной на сознательное, самостоятельное, активное освоение патриотических знаний, патриотически убежденной, способной на патриотические поступки.
Огромными потенциями в этом отношении обладает технология сетевого проектирования, осуществляемая в рамках того или иного сетевого сообщества. В настоящее время в подходах к проектированию наметились две тенденции: одна связана с высокой избирательностью человека, обучающегося по различным образовательным маршрутам, вторая – максимальная открытость образования. И.И. Ляхов отмечает в своих исследованиях, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное освоение мира. Процесс проектирования, по мнению автора, характеризуется эвристичностью, новационностью, целенаправленностью, систематичностью, технологичностью и т.п. Он включает моменты неопределенности, конкретности, компромисса, интеллектуальной игры [7,с.48].
В сетевом режиме все большую популярность приобретают международные телекоммуникационные образовательные проекты, основу которых составляет «совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата» (Е.С. Полат) [8, с.204]. З.В. Возгова выделяет следующие способы деятельности в ходе работы над сетевыми проектами: собеседование, постановка проблемы и нахождение путей ее решения; демонстрация образца стиля аргументации, приемов работы над проектом, выделение главного, существенного в теме; построение аргументированных доказательств, защита своей позиции; детальное построение проекта, планирование и поэтапное выполнение его; поиск необходимой информации, восприятие и осмысление, анализ, синтез, сравнение и обобщение ее; отработка и фиксация полученной информации различными способами (текст, зарисовка, чертеж, схема, буклет и т.д.); сообщение учебной информации с использованием различных средств, приемов, средств наглядности, практических действий; формулировка гипотез и показ способов их проверки; наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций и осмысление их; моделирование ситуаций знакомства, дружеского визита, переговоров, ведение переговоров об особенностях и ценностях культуры; интерпретация поведения и результатов деятельности; обмен рисунками о своем видении будущего со своими иноязычными партнерами; составление коллажа с фотографиями и именами учащихся группы; исследование этимологии своего имени, имен друзей и членов семьи; написание сочинений, фантастических рассказов о своем будущем, о своем влиянии на изменение мира в лучшую сторону и т.д.; участие в дискуссии с использованием наглядности (рисунков, таблиц, видео, веб-страничек, информационных ресурсов Интернет); обмен электронными письмами, общение в чатах со сверстниками за рубежом, партнерами по проекту; ведение диалога в режиме реального времени; участие в различных интеллектуальных, творческих программах, форумах, акциях, обменах между различными образовательными учреждениями, различными странами [4, с.76-77]. Эти способы деятельности способствуют погружению учащихся в культуру страны изучаемого языка, адаптации их к явлением другой культуры, развитию толерантности, эмпатического отношения к ее носителям. Терпимость и осознание себя как носителя национальной культуры совместимы, поскольку являются свойством самой человеческой природы, которые противопоставлять нельзя. «Всякая национальность, – отмечает Н. А. Бердяев, – есть богатство единого и братски объединенного человечества... человечество же является соборной личностью, а не механической суммой» [2, с.94]. Х.Х. Боков считает, что сейчас идет процесс обретения народом экономической, политико-правовой и культурной самостоятельности, но вместе с этим подчеркивает, что взаимозависимость – это одна из решающих черт современной цивилизации. «Интернациональное сознание и есть не что иное, как духовное выражение этой взаимозависимости. Именно поэтому, интернационализм и патриотизм предполагают друг друга» [3, с.83].
Специфика сетевых проектов заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания, предполагающего не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера. Это всегда живой диалог культур с представителями иного лингвосоциума, способствующий формированию диалогического отношения к феноменам иного образа жизни, иного образа сознания, иной иерархии ценностей. При этом следует подчеркнуть значимость встречи с другой культурой, выступающей, в свою очередь, значимым Другим по отношению к родной культуре учащихся, как фактора, способного активизировать у человека осознанность его связей со своим народом, формирующего национальное самосознание, воспитывающего патриотически-ориентированную личность. Исследования в области философской интерпретации принципа диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.) показывают, что для полноценного понимания иноязычной культуры необходимо одновременно изучать и родную культуру, ибо адекватное понимание других невозможно без понимания себя. Только пережив родную культуру в живой ее соотнесенности с культурами стран изучаемых языков можно стать патриотом Отечества, полноправным гражданином мира. Восприятие иных культур позволяет овладеть ценностями родной культуры более глубоко и всесторонне.
Соотнести национальную культуру с иноязычной значит признать, что своя культура является именно культурой, а не естественным природным образованием. «Ноша культурных ценностей, – писал академик Д.С. Лихачев, – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладеваем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур – культур, удаленных от нас во времени и в пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого и иной страны становится для интеллигентного человека «своей культурой», своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого» [6, с.200].
Обращаясь к рассмотрению проблемы межкультурного общения, А.В. Авксентьев и В.А. Авксентьев отмечают, что патриотизм на сегодняшний момент, заключается скорее не в том, чтобы громче других заявлять о великой России, а в том, чтобы найти место России в современной мировой цивилизации, превратить ее в благополучную Родину для больших и малых народов, современное, демократическое, экономически и духовно развитое общество [1, с.136].
В контексте проблемы становления Культуры Мира как мира «без стен», но с отчетливыми, внятными и членораздельными границами, роль сетевых проектов в воспитании патриотически-ориентированной личности трудно переоценить. Сетевые технологии создают условия для введения учащихся в этническую, российскую и мировую культуру, что позволяет им осознать свою уникальность, выработать представления об общих нравственно-этических нормах, особенностях мировоззрения, а также наиболее полно раскрыть свои задатки и дарования как необходимые предпосылки для процесса воспроизводства и обогащения национальной культуры в контексте мирового культурного развития. Сетевые проекты являются своеобразным базисом, позволяющим определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, призванным способствовать расширению социальной мобильности личности, воспитанию патриотизма и гражданственности, обеспечивающим создание единого культурного и образовательного пространства.
Литература
1. Авксентьев, А.В., Авксентьев, В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев. Ставрополь: СГПУ, 1993. 222 с.
2. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Эксмо, 2008. 640 с.
3. Боков, Х.Х., Алексеев, С.В. Российская идея и национальная идеология народов России / Х.Х. Боков, С.В. Алексеев. М., 1996. 96 с.
4. Возгова, З.И. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами: дис. … канд. пед. наук / З.И. Возгова. Челябинск, 2003. 194 с.
5. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы 21 века / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2001. № 10. С. 31-36.
6. Лихачев, Д.С. Об искусстве слова и филологии / Письма о дорогом и прекрасном / Д.С. Лихачев. М., 1985. 238 с.
7. Ляхов, И.И. Социальное конструирование / И.И. Ляхов. М., 1970. 48 с.
8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2005. 272 с.
Библиографическая ссылка
Скворцова В.П. СЕТЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5536 (дата обращения: 23.12.2024).