Заочные электронные конференции
 
     
ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РОССИЙСКОГО ПОКОЛЕНИЯ».
Ридецкая Ольга Григорьевна, тренер-консультант,доцент психологического факультета РПИ им. св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РОССИЙСКОГО ПОКОЛЕНИЯ».

Автор: Ридецкая Ольга Григорьевна, тренер-консультант,

доцент психологического факультета РПИ им.

св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук.

Душа человека, призванная ко спасению, во время своей земной жизни жаждет, по существу своему, встречи с добром и всюду старается позаимствовать, собрать, найти добро. Это доброе есть, как бы нити, из коих ткет себе человек одежду для Брачного Чертога, в который предстанет человек перед престолом Божиим и останется вечно. То лучшее, что дал нам Господь, как венцу Своего творения, - свободную волю, достоинство, которой Сам и оберегает, не оказывает на нас своего давления, мы не бережем и часто беззаботно порабощаем ее греху.

Надо научиться жить во Христе мудро, и тогда все вокруг нас осмыслится и приобретает цену для вечности. Жизнь великий труд. Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам «старцами», научать нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение.

Где бы мы ни были, всюду нас окружает возможность спасения; в какие бы условия не поставила нас жизнь – всегда можем духовно зреть и совершенствоваться. Цель человека – устроение внутренней жизни, созидание в себе царства небесного. Побеждая грех, мы преодолеваем разъединение и соединяемся, то мысли и желания у нас становятся общими, мы приходим к единомыслию. Это единомыслие и соединение в любви – не отвлеченный идеал, а деятельная задача устроения жизни. Приблизится к нему мы можем, если откроем наше духовное сродство. К сожалению не все церковные люди это понимают.

Греховная и духовно правильная жизнь – обе проходят внутри человека и жизненная среда, есть способ, при помощи которого человек должен обратиться внутрь себя.

Вопрос о спасении – есть основной вопрос истории человечества в целом и личной судьбы каждого. К нему – или иначе – к вопросу о счастье – приложим слова – «был, есть и будет». Все остальное зиждется на этом вопросе и на осуществлении его в жизни.

Ближайшей средой и полем для борьбы с грехом, является прежде всего семья и все те, кто вокруг нас и нашей семьи. Мы смотрим на среду, на обстановку, в которой живем, как на нечто случайное и даже на свою семью не смотрим как на путь, данный нам Богом для спасения. Жизнь в семье кажется нам какой-то случайностью, а самое главное в семье ускользает от нашего внимания.

Семья - по слову апостола – малая церковь. Она может особенно помочь человеку в достижении главной цели жизни. В семье ищут счастья. А что подразумевается под счастьем? Обычно ответы туманны.

Почему семья является наиболее удобной средой для спасения?

В семье человек непосредственно открывает свои чувства, а при посторонних – он скрывает свой внутренний мир. Греховное движение его Духа остается скрытым; он живет лицевой, показной стороной своей, а не внутренней. В семье он не прячет своего действительного состояния – он изольется, не постыдится выявить свое греховное состояние в слове или действии. И скрытый греховный мир обнаружиться и пред семьей, и перед близкими, и перед ним самим.

Таким образом, человек – при верном отношении к себе и вопросу о своем спасении – в условиях семьи легче может уяснить себе, что в нем греховного, уяснить то, что отделяет нас друг от друга. Только надо, чтобы это опознание своего внутреннего мира, опознание его греховности вело к борьбе с грехом.

Семья, семейная среда Богом нам данная, наиболее удобна для устроения нашего спасения.В атмосфере семьи мы можем всего лучше и удобнее бороться со своими грехами и недостатками, ибо в семье мы не стесняемся быть и выказываться такими, какими мы действительно являемся. В семейной жизни человеку приходится каждодневно обнаруживать свое настоящее состояние, быть искренним с самим собою.

Правильная жизнь в семье учит человека держать себя, изживая свое отрицательное, побеждать свои плохие стороны, укреплять свое доброе, и он каждый момент может усовершенствоваться. Это тем возможнее, что всякая победа над грехом внутри себя, дает радость, утверждает силу семьи, ослабляет зло и тягостные несчастья.

Семья содействует не только личному спасению, но и утверждает благо среди нас и кругом нас. Каждый миг жизни надо употребить на стяжение того, что само в себе несет радость и счастье. Надо стараться, чтобы время не было прожито даром, но стремиться к тому, чтобы не только растрачивать уже имеющееся добро, но и приобретать новое.

Ждать долгие годы удобного момента и откладывать свое духовное устремление на неизвестное время нельзя – такого момента и времени можно и не дождаться. Надо, чтобы в нашей жизни каждый шаг был для приобретения неоскудеваемого сокровища. Спасение в наших руках; его можно строить в нашей мелочной каждодневной жизни.

Для искоренения зла надо извлечь из внутри то, что есть нехорошего в себе. Если представиться для этого случай в семье, в повседневной жизни, нельзя оставлять этого момента – он дан нам от всенаправляющего Благого Господа, для преодоления того, что ведет человека к несчастью.

Человек создан для счастья, и только победами каждодневными может он достигать радости такого состояния, которое несет всем и всему свет.

В этом случае вся жизнь его из внутри сияет светом, падающим на всякую каждодневную мелочь, дающим особый, иной тон всему. Тогда осмысляется жизнь и отнимается тягота, расслабляющая и убивающая, не дающая человеку активно устроить обстоятельства жизни на утверждение добра на земле.

Поэтому, для данного «Проектапсихопрофилактическойработы со студенческой молодежью по созданию здоровой российской семьи и воспитанию здорового российского поколения»основным материалом стали многие источники классической психологии и духовной литературы Православной Церкви, в том числе Библия и святое Евангелие, а также опыт святых отцов православной Церкви. Использовался многолетний опыт практической и исследовательской деятельности в области консультирования «Детско-родительских отношений и работы с семьей» самого автора данного проекта.

Проект включает в себя:

  • Создание Психологического Православного Центра «Умение Жить »;

  • Теоретико-методологическую и духовно-ориентированную концепцию;

  • Программу духовно-ориентированной психопрофилактической работы в данном направлении, а именно:

  1. тренинговую работу на развитие навыков и умений, способов применения знаний в своей жизнедеятельности и профессии в том числе;

  2. Изучение и применение 47 православных методов и целей обучения теоретического и практического в работе с семьей;

  3. Развитие способностей и способов работы с применением технологии «Открытого пространства»;

  4. Самостоятельная работа и обучение студента с поддержкой преподавателя-наставника;

  5. Накопительные Кейс-стади студентов, которые будут использоваться в качестве инструментов реальной практики в работе с семьей;

  6. Развитие и использования качества «проницательности» и принципа «фасилитации» (повышенная реакция под воздействием каких-либо повторных стимулов оказывать положительное воздействие на человека, процесс или деятельность для решения чего-либо…) в работе с детьми и семьей;

  7. Активное обучение – обучение на основе действий, через практическую работу, с применениями умений и навыков общения с семейными парами и их детьми;

  8. Написание научно-ориентированных коротких и длинных работ студентами по работе с семьей и детьми разного психолого-педагогического уровня развития;

  9. Создание духовно-ориентированных клубных встреч и создание сообществ для молодых студенческих семей и их детей, а также для семей имеющих опыт семейной жизни;

  10. Духовная и информационная поддержка молодой семье и ее психологическое православное сопровождение для сохранения и укрепления жизни во Христе;

  11. Создание в православных традициях портфолио «Счастливая семья».

  • Исследовательская психологическая деятельность и применение ее результатов на практике, в реальные жизненные ситуации и христианское поведение, по вопросам затронутым научными и духовными теориями и гипотезами;

  • Программа подготовки квалифицированных православных специалистов по работе с православной семьей разного уровня и социального положения и воспитания детей в этих семьях;

«Проекта психопрофилактической работы со студенческой молодежью по созданию здоровой Российской семьи и воспитательной системы здорового российского поколения» в РПИ им. Св. ап. И. Богослова определяется рядом факторов:

- признанием значимости воспитания в системе образования. Образование рассматривается нами как совокупность равных составляющих – духовно-нравственных основ православного подхода в обучении, воспитании, социализации личности в жизнедеятельности. В этой триаде психопрофилактическая православная работа и воспитание играют решающую роль в формировании духовной и гражданской позиции и социальной активности православного студенчества в России;

- требованиями к личности православного человека, обусловленными современной социокультурной ситуацией, а так же Православными взглядами и нравственными основами, заложенными в Евангелии и устремленностью человека к жизни во Христе:

  • быть духовно-развитым и нравственно способным нести послушание за свое поведение, мышление, трудовую деятельность, а так же и за близких людей, принимать ответственность за содержание своей жизнедеятельности в чистоте, порядочности и духовной устремленности к пониманию жизни во Христе и почитании старшего поколения;

  • быть социально мобильным, инициативным, уметь самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, уметь сотрудничать;

  • участвовать и жить в гражданском обществе, правовом государстве, проявлять свое православное мировоззрение всоздании православной семьи и через воспитание нового духовно-ориентированного поколения;

  • Восстанавливать духовные традиции православной семьи, воспитания детей, почитающих старших;

- необходимостью учета современных тенденций развития мирового сообщества, таких, как расширение информационной православной среды, возможная смена человеком в течение жизни нескольких специальностей, расширение возможности самореализации в масштабах мирового православного сообщества;

- модернизацией системы высшего образования, тенденциями которого являются обновление содержания, вариативность организации, внедрение современных технологий обучения, переход к двухступенчатой системе высшего профессионального образовании, интеграцией отечественной системы образования в мировой образовательный процесс (так называемый Болонский процесс);

- необходимостью упорядочениястихийной социализации учащейся молодёжи. Современный православный студент – это суверенная личность, имеющая свой индивидуальный стиль поведения во Христе, личной жизни, собственный уровень духовного развития и интереса становления по православным традициям и канонам. Все это требует создания необходимых условий для развития духовной жизни личности студента и умения на нее настроится по Святителю Ф. Затворнику и И. Лествичнику.

В учебно-воспитательной работе в современном ВУЗе необходимо учитывать в целом черты современной молодёжной культуры, которые связаны не столько с возрастными особенностями студентов, а обусловлены современными процессами в стране, реакцией на критическое отношение к ценностям предшествующих поколений, которым оно противопоставляет свою специфику ценностей, стереотипов, стиля жизни.

Следовательно, в ВУЗЕ православного направления необходимо это учитывать, совершенствуя учебно-воспитательный подход с учетом духовных взглядов И. Кронштадского, игуменьи Таисии, протоирея В. Свенцицкого. А так же И. Лествичника, Ф. Затворника, И. Брянчанинова и всех святых, чей опыт позволяет стремиться жить по заповедям Божьим, с послушанием во Христе, с молитвенностью.

В качестве таковых можно отметить следующие духовные особенности, которые необходимо внести в общение профессорско-преподавательскую деятельность со студентами:

- Порядок, простота и смирение в общении между студентами и отношения студента к преподавателям и начальствующим.

- Преподобный Антоний Оптинский поучал: «христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всего похож на Христа».

- «ропота на Бога остерегаться нужно и бояться как смерти, ибо Господь по великому милосердию Своему, все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропотливости нашей не выносит милосердие Его».

- «Во всяком горе, и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях – лучше меньше думать и разговаривать с собой, а чаще с молитвой, хотя краткой, обращаться ко Христу Богу и пречистой Его матери, через что дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости».

- «Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилось тебе неприятность, ты скажи: «Стерплю это я для Иисуса Христа!» Только скажи это, и тебе будет легче, ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихаю, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение. Великодушие и кротость».

Духовные особенности перечислены не все, однако эти взгляды необходимо воспитывать у студентов для глубокого понимания ими основ духовно-нравственного образования и воспитания себя как специалистов в области работы с людьми, особенно по работе с молодой семьей и воспитанием молодого поколения.

Образовательная система ВУЗа, РПИ им. св ап. И. Богослова, предполагает создание современной православной системы с новыми методологическими подходами к пониманию процесса и самоопределения в университете молодого специалиста в квалифицированного.

Квалифицированному специалисту необходимы знания многообразных моделей и технологий воспитательной деятельности с детьми, с учетом православных традиций и духовно-нравственного опыта святых отцов и духовенства.

Библиографическая ссылка

Ридецкая Ольга Григорьевна, тренер-консультант,доцент психологического факультета РПИ им. св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук. ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РОССИЙСКОГО ПОКОЛЕНИЯ». // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5539 (дата обращения: 14.10.2024).



Сертификат Получить сертификат