Заочные электронные конференции
 
     
ВЛИЯНИЕ АНТРОПОЛОГИИ МАТЕРИНСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ.
Ридецкая Ольга Григорьевна,доцент кафедры "Социальной психологии" РПИ им. св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук,тренер-консультант


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ВЛИЯНИЕ АНРОПОЛОГИИ МАТЕРИНСТВА

НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ.

«Во все времена семья, благословенный Богом союз мужчины и женщины, играла важную общественную роль, служила основой развития и благополучия государства. Воспитанные в доброй атмосфере домашнего очага, наученные высоким нравственным принципам, воспринявшие культурные традиции своего народа, дети в русских семьях вырастали верными сынами и дочерьми Церкви и Отечества.

К сожалению, в современной жизни нашей страны традиционные ценности семейных отношений во многом утрачены… Главная причина этого упадка видится в оскудении любви, в нравственной распущенности, в утрате чувства ответственности за близких и родных …»

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий.

«В этой связи все граждане России должны осознать необходимость укрепления в нашем обществе институтов семьи, материнства и детства».

Миронов С.М.

«На протяжении многих столетий российская семья строилась на основе крепких духовно-нравственных устоев и потому являлась твердым залогом успешности государственного строительства. В российских семьях воспитывались будущие патриоты и защитники Родины, достойные граждане своего отечества».

Грызлов Б.В.

Сегодня главная задача государства и общества возрождать институт семьи, материнства и детства, чтобы это являлось опорой Российской державы. Многовековая история государства всегда сохраняла и передавала культурные ценности и нравственные идеалы народа через семью, духовные семейные ценности на Руси. Это определяло высокие социальные роли, сохраняло брак и семью как основы духовно сильного, нравственно здорового и экономически развитого общества. В русской литературе большое внимание уделялось становлению женского характера в развитии, женского подвига, хранительницы семейного очага, силы духа в трудолюбии, способности жертвовать на благо родных и близких людей. Русский мужчина выступал всегда опорой семьи, олицетворением духовной сферы в плане мировоззрения, что способствовало формированию уверенности и защищенности существования своей семьи. Как происходило формирование и становление такого мощного и выносливого, ответственного характера женщины и мужчины в России? Какая модель семьи способствовала развитию материнства и отцовства в России? Ответ однозначен - в России семьи всегда были многодетными.

Самым важным на земле и возвышенным предназначением является родительство! В этом состоянии мужчина и женщина получают благодать божественной любви, радости и духовной открытости. А поэтому важным устремлением родителей должно быть приобретение духовных основ родительства через материнство и отцовство, как выражение воплощаемого единства, неразрывного и совместного существования которое соединяется в ребенке. И чем больше детей в семье, тем радостнее, духовно-нравственнее развивается со-бытие мужчины и женщины в земном мире и социальном обществе.

Открытым остается вопрос психологии одинокой женщины, которая не состоялась матерью по разного рода причинам и одинокого мужчины. (Одиночество употребительно относительно создания семьи и рождения детей). Исследования в этой области скудные по результатам психологического состояния одинокого мужчины и женщины, которые не является родителями.

Сегодня важным является психологическое образование молодежи и студентов в области становления материнства и отцовства на ранних стадиях образования, создание православных, духовно-нравственных школ или клубных встреч, задача которых обогащать молодое поколение академическими знаниями в области детской, социальной, медицинской психологии, антропологии, перинатальной психологии, специальной психологии. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: сформировать концепцию становления российской семьи, изучить исторические и культурные ценности, религиозной направленности и семейного уклада в России в воспитании материнства и отцовства, обогатить информационным материалом молодежь и студенчество профессионально и грамотно, с учетом духовно-нравственных форм развития и научного подхода.

Западная наука имеет историю изучения материнства как социально-культурного феномена у разных народов (Пушкарева Н.Л.) Однако тема «истории материнства» не признавалась на западе и в России как самостоятельная и самоценная мировом научном сообществе. Эта тема входит как составляющая в междисциплинарные исследования, и является актуальной для науки третьего тысячелетия. В российской науке изданы книги о домострое русской семьи, о православной семье, о том, как воспитывать детей в семье и многое другое. Но научно – профессиональная модель семейного уклада и традиций, культурно – исторических изменений в развитии семьи по прожитым годам с каждым рождением ребенка не описана.

С новым появлением члена семьи меняется социальное положение в семье, духовно-нравственная основа приобретает особое внутреннее обогащение в психике ранее рожденных детей и их родителей. Многие ученые обращались к истории церковного и семейного права, проблем истории родительства и материнства. Публикаций об истории родительства и моделей материнства, о воспитании мамой девочки или о воспитании мамой мальчика освещены сегодня недостаточно, чем в западной науке.

Модель эмоционально – волевой сферы «Я- концепции» женщины в становлении ее как личности в области материнства до замужества или во время ожидания своего первенца, последующих детей. Эмоционально-волевая сфера связана напрямую с духовно-нравственным развитием личности и влияния на воспитание ребенка в семье.

Вопросы «истории отцовства» также пока не изучены в психологической науке и антропологии. Из этого проистекает потребность в исследовательском труде, посвященном методологии влияния и формирования чувства материнства или отцовства. Способность быть мамой или папой прививается либо из поколения в поколение, либо дается образованием. Взаимовлияние материнства и отцовства оказывает единое целостное влияние на развитие ребенка и поэтому изучаться должно во взаимодействии и взаимообусловленности.

В многочисленных исследованиях материнства используются различные понятия, относящиеся к онтогенезу. Но отсутствие сравнительного анализа и определения базовых качеств материнства не давал полного представления о понятии материнства. Поэтому для расширения этого понятия в различных направлениях изучались качества личности – матери: теплота, чувствительность, принятие, эмпатия, доступность, детскость речи для подстройки к ребенку, синхронизация и т.д.

В отечественной психологии мать, как родитель или субъект развития

общения изучался в зависимости от ведущей деятельности ребенка. (Б.Д. Эльконин). В концепции Б.Д. Эльконина мать или отец рассматриваются посредниками в развитии у ребенка культурных значений и смыслов: мотивации, знаний об идеальных формах в каждом возрасте, привлечении и удержании внимания ребенка, развитии его умений. При этом считается необходимым давать ребенку возможность самому использовать строящиеся навыки и предусматривает умение матери справляться с действиями.

Исенина Е.И. выдвинула предположение осмысления сущности качеств

матери, а именно к анализу функций родителя в культуре, заключающихся в передаче культуры следующему поколению с целью сохранения и развития, активно преобразовывая смыслы и значения культуры в собственные смыслы.

Следовательно, качества матери и ее взаимодействия с ребенком позволяют

воспитывать эмоциональное, нравственное, духовное у ребенка. Оказывать влияние на его становление личности в деятельности, общении, проявлении чувств, мыслей, физическое состояние. Материнство развивает умственные способности. Исследования в этой области в большом количестве проводились биологам и только потом в психологии. Результат показал, что появление ребенка есть ключевой момент в жизни женщины. Появляются новые заботы и обязанности, а значит активизируются клетки головного мозга и сердечного центра. Организм настраивает поведение и свои действия на более ответственное выполнение с минимальным количеством ошибок, по сравнению с женщинами, которые еще не стали матерью. Гормональный фон меняется и ведет к улучшению памяти, внимания, обогащению интеллектуальной сферы. С появлением ребенка, который начинает стимулировать саму маму при кормлении, обогащает ее чувством любви, радости, восторга и наслаждения. В свою очередь состояние материнства тоже влияет на ребенка и его развитие.

Существует проблема психологической готовности к материнству у

женщин. (Филиппова Г.Г.) Предлагается проводить профилактическую и психокоррекционную работу в области психологии и антропологии материнства: повышать уровень знаний о беременности и вынашивании ребенка; повышение личностной зрелости; коррекция родительских установок и форм воздействия; оптимизация мотивации рождения ребенка; повышение материнской компетентности; коррекция онтогенетического развития материнской среды. Эта работа рекомендуется к проведению и в отношении становлении отцовства с мужчинами.

Становление матерью и воспитание качеств матери или отца сегодня в образовательном развитии молодежи является фактором не главным. Пугает студентов профессиональных вузов, отсутствие стабильности в трудоустройстве, нет материальной базы, у студентов есть желание реализовать себя успешно в карьерном продвижении, для создания материального капитала. Ценности духовные и человеческие приобретают второстепенное значение. Такие академические дисциплины «Специальная психология», «Психопатологии», «Психофизиология развития ребенка» и т.д. позволяют информировать и обогащать психологические знания студентов профессиональных вузов. Расширять их кругозор и взгляд на материнство, отцовство.

Женский вопрос материнства тесно соприкасается с вопросом становления отцовства. История русского отцовства, изложенная в трудах Прокофьева Л.М., Батуева А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., ШабалкинаН.В., Боровикова Н.В., Федоренко С.А., Коваленко Н.П., Мещерякова С.Ю., оставила в стороне изучение психологических особенностей данного феномена. Мало изучены вопросы роли отца в развитии и воспитании, социализации ребенка, недостаточно разработана тема формирования отцовства, психологических условий развития личности отца. Эти процессы важно понимать при составлении психологических программ сопровождения семьи, которая ожидает ребенка. Здесь охвачен широкий круг проблем в истории становления отцовства, психофизиологии, психологии семьи, психологии личности и детской психологии. (Кон И.С., Дольто Ф, Дик-Рид Г., Овчарова Р.В.) и др.

Институт становления материнства и отцовства связан с генетикой и

эмбриологией. Острым является вопрос по прерыванию быть матерью или отцом. Отказ состоятся мамой происходить от испуга, от незнания духовно-нравственной природы вынашивания и влияния на психику и развития личности у женщин. Отказ состоятся отцом, происходит потому, что не воспитали чувство ответственности за кого-то родного – был единственным ребенком, не было отца рядом, вседозволенность в отношении к женщине и обида на родителя-мать и т.д., не было духовной основы в воспитании со стороны матери. Все перечисленные научные проблемы, тесным образом связаны с развитием души и духовным, нравственным воспитанием ребенка в семье матерью и отцом. Дети - зеркало семьи. Много семей духовно не благополучных, к тому же, каждая вторая семья сегодня находится в разводе.

Сегодня необходимо сменить приоритеты в гуманитарном образовании.

Воспитание должно занимать первое место по сравнению образованием. Воспитание нравственного начала развивает душевный настрой, обязательность, ответственность. Развивать сферу просвещения возможно через развитие желания создавать семью и рождать детей как основу радости и счастья женщины и мужчины – родительства.

Предназначение женщины - рождать детей и продолжать род человеческий, сохранять семейное пространство любви и интеллекта. Предназначение мужчины - оберегать жену и свое потомство, привносить в дом достаток и основу духовно-нравственного воспитания и образования. В дополнение ко всему в любой семье воспитывать доброе и терпеливое отношений к старшему поколению – бабушке и дедушке, проявлять заботу о здоровье и оказывать помощь в жизнедеятельности. Основой становления материнства или отцовства, является духовное и нравственное воспитание со стороны старших родителей – бабушек и дедушек.

О психологии ролевых функций в семье бабушки и дедушки сегодня литературы не достаточно. Научных исследований в становлении личности матери в роль бабушки или личности отца в роль дедушки нет, какое значение оказывает личность бабушки и дедушки на развитие личности ребенка, на его духовно-нравственную природу воспитания в семье.

Таким образом, антропология материнства должна стать одним из главных направлений в развития российской психологической науки и составить базис образовательных стандартов, поскольку без развития материнства и отцовства невозможно развитие России.

Библиографическая ссылка

Ридецкая Ольга Григорьевна,доцент кафедры "Социальной психологии" РПИ им. св. ап. И. Богослова, кандидат психологических наук,тренер-консультант ВЛИЯНИЕ АНТРОПОЛОГИИ МАТЕРИНСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5541 (дата обращения: 22.11.2024).



Сертификат Получить сертификат