Заочные электронные конференции
 
     
Проектно-исследовательские методы как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Размашкина Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Проектно-исследовательские методы как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Размашкина Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 14»

станицы Новотроицкой Изобильненского района Ставропольского края

Одной из задач, поставленных перед современной школой, школой XXI века, является формирование ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: навыков решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества. Активное применение новых технологий способствует формированию важнейших качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и помогает комплексному решению задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а такая деятельность всегда эффективна, если начинается с сильного мотива. Значит, проблема должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность в учебном проекте должна быть подчинена определенной логике, в которой реализуется последовательность ее выполнения. Проблема—цель—задачи—методы—результат. Алгоритм работы по проектной методике состоит из следующих этапов:

1 этап - целеполагание.

2 этап - планирование.

3 этап – выбор методов проверки принятых гипотез.

4 этап – выполнение.

5 этап – защита проекта.

В проектно-исследовательском обучении меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

На протяжении нескольких лет мною применяется проектно-исследовательский метод на уроках и во внеурочной деятельности школьников. В частности, в качестве домашних заданий ученики получают творческие: разработка проекта учебника, оформление стенда, проект иллюстрированного сборника стихотворений учащихся и др.На уроках литературы старшеклассники выступают с презентацией проекта по творчеству одного из писателей, выполняют различные задания исследовательского характера. Хочу привести примеры некоторых проектов, выполненных моими учениками: «Тема Родины в лирике ставропольских поэтов», «Казачество станицы Новотроицкой», «Топонимикон станицы», «Антропонимы станицы Новотроицкой», «В мире профессий», «Летние радости», «Подвиг народный», «Никто не забыт, ничто не забыто».

В наибольшем объёме реализуется исследовательский метод во внеурочной деятельности, в работе школьного научно-исследовательского общества учащихся. В МОУ «СОШ № 14» станицы Новотроицкой Изобильненского района НОУ «Шаг в науку» было образовано два года назад. Содержание деятельности научно-исследовательского общества учащихся – организация лекториев по темам проектов, проведение обзоров научной литературы, научно-практических конференций, выпуск бюллетеней, участие школьников в различных конкурсах, фестивалях. Члены секции гуманитарных наук принимали участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –XX век» (работа Колесниковой Татьяны отмечена Поощрительной грамотой), в XVI Всероссийском конкурсе юношеских работ имени В.И.Вернадского (работа Шестаковой Ю. прошла заочный тур, автор и руководитель Размашкина Н.В. получили вызов-приглашение на очный тур в Москву), в XX Ставропольской краевой научной конференции учащихся, исследовательские работы Баженовой Е., Земцевой А., Шестаковой Ю. стали лауреатами Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное Достояние России», автор исследовательской работы «История улицы Мещерякова», победитель Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» и научный руководитель Размашкина Н.В. участвовали в Фестивале «Россия – наш дом» в ноябре 2009 г. в г. Москва. Опыт НОУ МОУ «СОШ № 14» станицы Новотроицкой был обобщён на фестивале «Науки юношей питают» на портале «Сеть творческих учителей».

В 2009-2010 учебном году выросла доля учащихся, выполняющих творческие проекты, участвующих в различных конкурсах. Сочинение Масной Е. «Мои мечты» заняло 1 место в Северо-Кавказском федеральном округе, сочинение Колесниковой Т. «Подвиг народный» заняло 3 место по Ставропольскому краю во Всероссийском детском литературном конкурсе «Истории Победы», проект «Виртуальная экскурсия по станице Новотроицкой» победил в историко-краеведческом конкурсе «Край родной, навек любимый», авторы Колесникова Т. и Бухарина А. были награждены путёвками в Международный молодёжный лагерь AFS.

Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, таким образом, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.

Литература.

  1. www.educom.ru

2. www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

3. www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования: Учеб. Пособие для студентов педвузов и системы

повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина,

М.В.Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 1999.

Библиографическая ссылка

Размашкина Н.В. Проектно-исследовательские методы как средство формирования ключевых компетенций учащихся. // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5546 (дата обращения: 25.04.2024).



Сертификат Получить сертификат