Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Самаре
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Профессионалам из области искусства термин "портфолио" знаком давно: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, а также способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.
Идея применения портфолио в школе и университетах возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.
К сожалению, на сегодняшний день портфолио вряд ли можно считать чёткой общепринятой концепцией. Еще больше вопросов возникает относительно содержания понятия "электронное портфолио".
В 2004 г. группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио.
Эти учёные дают следующую трактовку понятию портфолио:
Традиционное портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. По сути оно является альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен). Портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Прослеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценка его образовательных достижений и дополнение результатов тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Хотелось бы отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, тем самым обозначив практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио.
Портфолио на сегодняшний день является не только эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию;
поощрять их активность и самостоятельность, а также расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться, то есть ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействовать индивидуализации образования;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
В составе электронного портфолио должны присутствовать:
Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений студента.
Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов и так далее.
Портфолио отзывов — оно включает оценку студентом своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями и работниками системы дополнительного образования (возможна характеристика со стороны родителей).
На современном этапе развития общества можно уверенно говорить о необходимости применения электронного портфолио. Но, к сожалению, в настоящий момент оно применяется не повсеместно, а некоторые люди никогда не слышали об электронном портфолио.
Я (как студентка) считаю, что наличие электронного портфолио необходимо для студентов. С его помощью легко проследить развитие студента на протяжении его обучения, а так же оно помогает в поисках работы, после окончания университета.
Но, к сожалению, применение электронного портфолио на нынешнем этапе развития общества и техники несколько затруднено так как:
Главным требованием к части Портфолио документов является достоверность документов. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и прочее оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ, поэтому в этом случае проблем не существует.
Однако возникает вопрос, что может стать электронным аналогом бумажного документа с печатью?
В идеале таким аналогом является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП — это ключевой элемент официального электронного документооборота. Только благодаря ЭЦП электронный документ приобретает юридическую силу. То есть документ, подписанный ЭЦП, является полноправным официальным документом, в том числе, будучи размещенным в интернете на любом сайте. Однако существуют определенные проблемы с использованием ЭЦП, вызванные тем, что в нашей стране в системе образования пока ещё нет достаточного опыта работы с ЭЦП. Кроме того, оплата услуг по использованию ЭЦП является заметным препятствием к широкому внедрению электронной цифровой подписи в образование.
Так же возникают проблемы, связанные с частью Портфолио отзывов.
С точки зрения техники перевода документов (компонентов портфолио отзывов) в электронный формат мы не встречаем каких-либо новых особенностей. Здесь вопрос состоит в том, какие отзывы должны быть подписаны официально, а какие нет. Если же в портфолио присутствует официально подписанный документ, то достоверность его подтверждается так же, как достоверность элементов портфолио документов, которое рассматривалось выше.
Ещё одной проблемой может стать защита и хранение электронного портфолио. Так как на данный момент оно находится только на стадии развития, то точного описания по его хранению нет. Несомненно оно должно храниться в университете, однако при представлении его на работу необходима уверенность в том, что кроме непосредственного места назначения оно больше никуда не попадёт, а так же в том, что никто не воспользуется его данными (в Портфолио работ могут содержаться сугубо личные материалы интеллектуальной деятельности).
Представляется, что в будущем электронное портфолио получит более широкое распространение, так как студенты оценят его преимущества, а все недостатки и неудобства будут устранены.
Библиографическая ссылка
Лыкова Н.П., Князева А. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5553 (дата обращения: 23.11.2024).